Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, чтобы не предаваться лености во, время приготовленiя къ причащенiю Пречистыхъ Таинъ.






Братiя и Отцы! Вчера, когда прибылъ въ нашъ монастырь посолъ отъ Кесаря, во всѣ хъ насъ тотчасъ произошло смущенiе и смятенiе, и по неожиданности дѣ ла возникло много помысловъ. Потомъ, когда узнали мы, что онъ прибылъ не ради насъ, тотчасъ освободились отъ страха и трепета. Спрашиваю вашу любовь: почему мы такъ устрашились и смутились, когда увидѣ ли посла отъ Кесаря? Конечно потому, что мы считаемъ себя не друзьями Кесаря, а великими его врагами, ибо не исполняемъ его воли и повелѣ нiя въ томъ, чтобы имѣ ть съ нимъ общенiе въ иконоборческой ереси. Если бы мы были его друзьями и любимцами, то весьма бы возрадовались, зная, что посланный отъ него приходилъ къ намъ всячески ради какого-либо благодѣ янiя и даровъ.

Къ чему это мы повѣ дали вамъ, братiя? Къ тому, что и всякая душа, которая за добрую жизнь и Божественныя добродѣ тели удостоится имѣ ть Бога милосердымъ и милостивымъ, во время разлученiя отъ тѣ ла, когда придетъ посланный отъ Бога Ангелъ взять ее, не смутится и не устрашится, но съ любовiю будетъ взирать на него, и съ радостiю пойдетъ къ своему Владыкѣ. А душа, которая въ оный часъ окажется неготовою и неисправною, смутится и горько восплачетъ напрасно и безъ пользы, видя, что ни отъ кого нѣ тъ помощи и утѣ шенiя. Ибо здѣ съ и другъ и братъ можетъ утѣ шить человѣ ка въ тѣ снотѣ и скорби, и нѣ сколько ободрить его въ страхѣ, который на него найдетъ; тамъ же ему ни отъ кого и никакой не будетъ помощи, но непререкаемо и немилостиво восхититъ Ангелъ окаянную оную душу. И какъ только мы услышали объ этомъ и вспомнили объ оной тѣ снотѣ, устрашились.

Итакъ, размыслимъ, братiя, если наше слово и одно воспоминанiе онаго страшнаго часа привело насъ въ страхъ и трепетъ, то что будетъ тогда, когда настанетъ оное время? И какъ предстанетъ оная душа предъ страшнымъ престоломъ Христовымъ? Послушай, что говоритъ Пророкъ Данiилъ объ ономъ судилищѣ: рѣ ка огненная течаше предъ Нимъ, тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему (гл. 7, ст. 10); Судiя страшенъ; ничто не утаено отъ Него; истязанiе тонко и страшно даже до празднаго слова, какъ говоритъ Евангелiе. Какъ тогда претерпитъ это оная душа? Поистинѣ страшно есть впасти кому въ руцѣ Бога жива; по еще страшнѣ е тогда, когда она услышитъ оное праведнѣ йшее изреченiе, предающее вѣ чному мученiю.

Посему прошу и умоляю васъ, братiя исправимся и приготовимся прежде смерти; покаянiемъ сотворимъ Бога милостивымъ и милосердымъ къ намъ; содѣ лаемъ друзьями ангеловъ, имѣ ющихъ прiйдти взять насъ; пусть всегда бодрствуютъ очи ума нашего, и умъ нашъ пусть стоитъ мужественно противъ страстей и грѣ ховъ и отнюдь не повинуется имъ. А если ему случится нѣ сколько поколебаться въ своемъ стоянiи, то пусть опятъ тотчасъ станетъ въ прежнемъ своемъ устроенiи, угашая слезами разженныя стрѣ лы дiавола, и объемлетъ желанiе и любовь Христову. Апостолъ Iаковъ говоритъ: много можетъ молитва праведнаго поспѣ шуствуема (Iак. 5, 16); посему мы имѣ емъ нужду въ молитвахъ другъ за друга, въ особенности же въ iерейскихъ; еще нуждаемся въ руководствѣ и совѣ тахъ учителей, т, е. Архiереевъ, которые имѣ ютъ великую силу; особенно же и еще больше нуждаемся въ слезахъ и умиленiи; а выше всего святое причащенiе.

Весьма удивляюсь, видя, что мы не имѣ емъ ревности и усердiя часто причащаться. Причащаемся только въ день воскресный, а если въ иной денъ бываетъ литургiя, нѣ тъ. Между тѣ мъ какъ монахамъ, въ особенности общежительнымъ, если бы можно было, надлежало бы всѣ мъ и каждому повседневно причащаться Св. Таинъ; а нынѣ рѣ дко и рѣ дко, гдѣ такъ причащаются. И это я говорю объ очищающихъ и душу и тѣ ло, а не то, чтобы причащаться, какъ случится, просто и безъ испытанiя себя; ибо Апостолъ говоритъ: да искушаетъ человѣ къ себе, достоинъ ли онъ, тако отъ хлѣ ба да ястъ и отъ чаши да пiетъ: ядый бо и пiяй недостойнѣ, судъ (Кор. 11, 28–29) и великое мученiе готовитъ душѣ своей. Святое причащенiе есть хлѣ бъ животный. Хлѣ бъ этотъ даетъ вѣ чную жизнь; и блаженъ тотъ, кто вкушаетъ его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобѣ сiя, или сребролюбiя, или малакiи и всякой иной нечистоты. Послушай что говоритъ Христосъ: Азъ есмь хлѣ бъ животный, иже сшедый съ небесе: аще кто снѣ сть отъ хлѣ ба сего, живъ будетъ во вѣ ки. И хлѣ бъ, егоже дамъ Азъ плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ мiра. И еще говоритъ: ядый мою плоть и пiяй мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Iоан. 6, 51. 56). Видите, братiя, несказанное и безконечное дарованiе, что Христосъ не только умеръ за насъ, но и далъ намъ тѣ ло и кровь Свою въ пищу и питiе. Какое иное большее сего знаменiе крѣ пкой любви, которую имѣ етъ Богъ къ намъ, и что болѣ е спасительно для души? За трапезою повседневною нѣ тъ никого, кто бы не вкушалъ; а если бы кому возбранили, весьма бы оскорбился. А объ этой страшной трапезѣ, которая есть не простой и обыкновенный хлѣ бъ, но хлѣ бъ животный, и чаша не простая, по чаша безсмертiя, можно ли думать, что не столько же необходимо причащаться ея? О, какъ это было бы неразумно! Но если такъ было доселѣ, то отнынѣ впредь исправимъ себя, познавъ величiе дара и благодати, и очищаясь сколько нашихъ силъ, и такимъ образомъ причащаясь пречистыхъ Таинъ во здравiи души и тѣ ла. Какъ только случится намъ услышать церковный благовѣ стъ, оставимъ рукодѣ лiе, и поспѣ шимъ съ великимъ усердiемъ, чтобы причаститься; и это подастъ намъ великую помощь и заступленiе; ибо мы, всегда приготовляя себя ко Св. причащенiю удаляемся отъ всякаго грѣ ха. А когда не имѣ емъ попеченiя о причащенiи, тогда впадаемъ во многiя грѣ ховныя страсти. Будемъ всегда такъ дѣ лать, приготовляя себя, дабы сдѣ латься намъ причастниками жизни вѣ чной. О дабы сподобиться намъ получить ее, по благодати и человѣ колюбiю Господа нашего Iисуса Христа, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминъ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.