Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О воздержанiи и молитве.






Братiя и Отцы! Многократно я хвалилъ и хвалю образъ и чинъ монашескаго житiя; и это я дѣ лаю не изъ ласкательства и обольщенiя, но истинѣ васъ научаю, и говорю, что иноческая, или лучше сказать Ангельская жизнь есть дѣ ло похвальное. Не хочу я чрезъ это осуждать мiрянъ, но васъ хочу побудить къ добрымъ дѣ ламъ истинной жизни. Ибо вамъ извѣ стно, какiе и нынѣ происходятъ въ мiрѣ смятенiя и безпорядки, какiе безчинные вопли и крики и сатанинскiя игры, пьянства и ликованiя и другое сему подобное; а все это — дѣ ла и дѣ йствiя дiавола; и если творящiе оныя не покаются въ нихъ, то подвергнутся великому мученiю. Но наше жительство не въ томъ состоитъ, чтобы много ѣ сть и много пить, скакать и забавляться бросанiемъ диска[56]; если кто будетъ такъ дѣ лать, по закону не долженъ причащаться даже и въ самый день Пасхи. А въ чемъ же состоитъ оно? Въ томъ, чтобы день и ночь воспѣ вать и славословить Господа, но преданному чиноположенiю и уставу, который завѣ щали намъ святые отцы: т, е., переходить отъ псалмопѣ нiя къ псалмопѣ нiю, отъ чтенiя къ чтенiю и отъ молитвы къ молитвѣ: то внимать себѣ и хранить умъ свой, дабы не прельстилъ насъ какъ-нибудь дiаволъ, и не насѣ ялъ бы въ сердцахъ нашихъ лукавыхъ и скверныхъ помысловъ, или худыхъ мыслей, или гордости, или блуда, или другаго какого-либо грѣ ха, то внутренно поучаться въ псалмахъ и другихъ изреченiяхъ Божественнаго Писанiя; иногда, когда потребуетъ время, безмолствовать въ келлiи своей, иногда заниматься рукодѣ лiемъ, или бесѣ довать для пользы душевной, другъ другу должны услуживать, каждый но своему послушанiю, которое ему поручено; другъ друга должны любить, и сострадать, какъ братiя, какъ одно тѣ ло; ибо мы, по выраженiю Апостола, едино тѣ ло и единъ духъ, во единомъ упованiи званiя нашего (Ефес. 4, 4).

Вся благообразна и по чину да бываютъ. Если потребуется ради праздника и тѣ лесное утѣ шенiе, то и это не противно благочестiю, только было бы по чину и какъ прилично инокамъ; на это мы имѣ емъ свидѣ тельство изъ священнаго Евангелiя. Слушай, что говоритъ Христосъ Iудѣ: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разумѣ отъ возлежащихъ, къ чесому рече ему сiе. Нѣ цыи же мняху, понеже ковчежецъ имяше Iуда и расходовалъ, яко глаголtтъ ему Iисусъ: купи, еже требуемъ на праздникъ, или нищимъ милостыню да дастъ (Iоан. 13, 27, 28, 29); т, е., будто ради сего Христосъ сказалъ Iудѣ: сже твориши, сотвори скоро. Между тѣ мъ Господь сказалъ ему такъ о предательствѣ, которое вознамѣ рился совершить Iуда. Апостолы же не поняли, къ чему сказалъ это Господь Iудѣ. Видите братiя, что и Господь и Апостолы имѣ ли попеченiе о праздникѣ и о нищихъ, что и мы смиренные, какъ вамъ извѣ стно стараемся исполнять по силѣ.

Благословенъ Богъ, который сподобилъ насъ житiя сего, не за наши добрыя дѣ ла, нами совершенныя, ибо мы ни одного добраго дѣ ла не совершили на землѣ предъ Богомъ, но только но Своей безмѣ рной благости. Посему каждый изъ насъ долженъ съ сокрушеннымъ и смиреннымъ сердцемъ великое воздавать благодаренiе благодѣ телю нашему Богу. Такъ бываетъ въ монашескомъ житiи, какъ мы сказал въ мiрѣ же бываетъ скудость въ таковыхъ дѣ лахъ; ибо цѣ лый день и ночь мiряне проводятъ въ заботахъ о богатствѣ и неправедномъ прiобрѣ тенiи, и въ прочихъ мiрскихъ страстяхъ, — въ блудѣ, прелюбодѣ янiи, въ похищенiи, неправдѣ, обманѣ, въ срамословiи, клятвахъ и укоризнахъ; одинъ съ другимъ заводитъ тяжбу, одинъ другаго влечетъ на беззаконный судъ, и много другаго зла бываетъ въ мiрѣ; почему Божественный Златоустъ и говоритъ: «не многiе изъ мiрскихъ спасутся». Страшны эти слова, однако онѣ истинны. Посему намъ должно плакать не только о нашихъ грѣ хахъ, но и по причинѣ изреченiя сего. Ибо мы и мiряне не братiя ли между собою? Не изъ одной ли мы персти, и не въ одной ли святой купели крестились? Если кто увидитъ и животное, идущее въ пропасть, не пожалѣ етъ ли о немъ? Насколько же болѣ е должны мы скорбѣ ть и плакать о братiяхъ нашихъ христiанахъ? Посему и блаженный Павелъ оплакивалъ враговъ креста Христова, молясь за нихъ съ непрестанною сердечною скорбiю (Рим. 9, 2). Подобнымъ образомъ и Пророкъ Iеремiя оплакивалъ погибель Евреевъ, и не только оплакивалъ ихъ, но и писанiю предалъ плачъ свой, и оставилъ его для прочитыванiя. И Боговидѣ цъ Моисей взывалъ къ Богу, говоря: аще оставиши имъ грѣ хъ, остави; аще же ни, изглади и мене отъ книги Твоея (Исх. 32, 32). Кратко сказать, каждый святый такъ скорбѣ лъ о грѣ шникахъ, и молился за нихъ Богу. Итакъ, если мы желаемъ идти но стопамъ святыхъ, то будемъ заботиться не о своемъ только спасенiи, но и за весь мiръ молиться, сѣ туя о грѣ шникахъ, еретикахъ и прочихъ нечестивыхъ язычникахъ, находящихся во тмѣ невѣ рiя, и кратко сказать о всѣ хъ людяхъ, какъ и Апостолъ Павелъ заповѣ дуетъ намъ, говоря, чтобы мы совершали моленiя и благодаренiя (1 Тим. 2, l). И тогда мы прiобрѣ темъ пользы болѣ е, нежели тѣ, за которыхъ будемъ молиться и поминать, и получимъ очищенiе и оставленiе грѣ ховъ нашихъ, и наслѣ дуемъ жизнь вѣ чную въ небесномъ царствѣ; о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и нрнсно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.