Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, что павшiе должны возставать, и полезное повествованiе о томъ, какъ святый старецъ подвергъ епитимiи и связалъ (своего ученика).






Отцы, братiя и чада мои! Такъ, я долженъ преподавать вамъ, чада мои, и говорить смиренное и безполезное слово мое, вамъ, чада Божiи, которые но истинѣ ежедневно съ болѣ знiю совершаете поприще повиновенiя; долженъ утѣ шать васъ совѣ тами, возбуждать васъ наставленiями и содѣ лывать васъ благодерзновенными и мужественнѣ йшими посредствомъ таинственныхъ повѣ ствованiй, особенно же, — усердныхъ изъ васъ и не лѣ нивыхъ, но съ радостiю обращающихъ слухъ свой къ принятiю того, о чемъ хочу я говорить. Мы, чада, находимся на брани, и на великой и лютой брани; ибо Апостолъ говоритъ: нѣ сть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ мiродержителемъ тмы вѣ ка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Какъ военачальникъ въ то время, когда воинства хотятъ сразиться, разсказами о древннхъ герояхъ возбуждаетъ въ воинахъ отвагу и ободряетъ ихъ ко вступленiю въ бой со врагами и къ побѣ дѣ: такъ и я, окаянный, возбуждаю васъ, воиновъ Господнихъ. И не одинъ день, или два долженъ я, и требуется отъ меня, это дѣ лать, но всегда. Особенно же я желаю, хотя и не могу, возбудить васъ и содѣ лать усердными и мужественными противъ нападенiя бѣ совскихъ воинствъ и противъ многоразличныхъ страстей безчестiя. Не малъ трудъ вашъ, братiя мои Христолюбивые, и не малы поты духовныхъ вашихъ подвиговъ, какъ и слово показываетъ; напротивъ трудъ вашъ весьма великъ, воинственный, страдальческiй, подвижническiй, вышеестественный, труженическiй, чудный, многопотный, и премирный. Ибо вы всегда претерпѣ ваете отсѣ ченiе своей воли, какъ пролитiе крови, удары укоризнъ, какъ раны смертныя, и перемѣ ны по послушанiямъ, какъ бранные подвиги. И никто изъ васъ не имѣ етъ власти преступить положеннаго уставомъ, но всѣ вы ратоборствуете, злостраждете и скорбите, влекомые и окружаемые во всякомъ подвижническомъ трудѣ голодомъ и жаждою, холодомъ и наготою, славою и безчестiемъ, и прочимъ, чѣ мъ хвалился Апостолъ. (2 Кор. 6, 8; 11, 27). Но радуйтесь, чада мои, и веселитесь, не смотряюще видимыхъ, видимая бо временна, невидимая же вѣ чна (2 Кор. 4, 18); и животъ вашъ сокровенъ есть во Христѣ. Егда же Христосъ явится животъ вашъ во второе пришествiе, тогда и вы явитеся (Колос. 3, 3. 4), и будете веселиться вѣ чно, и воздастъ вамъ Подвигоположникъ Владыка за ваши подвиги, совершенные во плоти, вѣ чными и безцѣ нными благами. Итакъ, потерпите еще немного, потерпите, господа мои и владыки, ради любви Божiей. И какъ Господь возлюбилъ насъ и предалъ Себя осужденiю на смерть, смерть же крестную; такъ и мы предадимъ себя за Него на смерть, принося сiе, какъ благодаренiе, человѣ колюбивому Владыкѣ, который удостоилъ насъ, ради имени Его, отречься родителей нашихъ, сродниковъ, друзей, ближнихъ, знакомыхъ, сверстниковъ, вскормившаго и воспитавшаго насъ отечества, городовъ, торжищъ, зрѣ лищъ, увеселенiй, зрѣ нiя мiрскихъ предметовъ, обычаевъ, смѣ хотворства, развлеченiй, селъ, путей, дѣ лъ, занятiй, плотской дружбы, и всего, что въ мiрѣ семъ, кто бы мы ни были горожане или поселяне. Ибо теперь мы всѣ о Христѣ Iисусѣ едино, и я родилъ васъ духовно. Какое воздаянiе принесемъ мы за это укрѣ пившему насъ Богу? Какое, какъ не то, чтобы лѣ ностiю и безчувственностiю не погубить того, что стяжали, и не презирать того, что совершили, и ни мало не страшиться того, что предстоитъ въ будущемъ; но если нужно будетъ пролить кровь, то и это исполнимъ съ радостiю и благодаренiемъ. Такъ я вамъ, чада мои, честь и слава моя, украшенiе и похвала моя, стараюсь подавать совѣ ты, наставлять васъ и охранять касательно дѣ лъ благочестiя. Есть одно повѣ ствованiе. О дабы вы утвердились чрезъ него, чада мои, и показали еще болѣ е тщательности и мужества отъ нынѣ и до вѣ ка! Посылали мы нѣ которыхъ братiй къ одному чудотворцу, игумену здѣ шнихъ монастырей, дабы узнать отъ него объ окаянномъ и заблудшемъ Ѳ алассiи, куда онъ пошелъ. Выслушайте это, ибо оно можетъ принести вамъ великую пользу, утвердить васъ и укрѣ питъ, какъ нѣ что досточудное и достойное повѣ данiя. Ходилъ сей окаянный къ старцу Сикеотскому и просилъ у него прощенiя и разрѣ шенiя неразрѣ шимой своей епитимiи. А такъ какъ старецъ говорилъ ему, что ни онъ, ни кто другой не можетъ простить его, какъ только я смиренный; то онъ, оставаясь при немъ, съ великою дерзостiю докучалъ ему и говорилъ: если онъ не разрѣ шитъ меня, ужели я навсегда останусь отлученнымъ? Тогда старецъ разсказалъ ему слѣ дующее повѣ ствованiе, какъ онъ передавалъ и братiямъ, приходившимъ туда.

Послушай, чадо, говорилъ онъ, что я слышалъ отъ отца моего. Это истинно, ибо онъ слышалъ о семъ изъ устъ того, съ кѣ мъ это случилосъ. Въ недавнее время былъ нѣ который старецъ, подвизавшiйся въ одномъ мѣ стѣ, который имѣ лъ весьма благоговѣ йного ученика. Такъ какъ животныя, бывшiя у нихъ ради нуждъ монастырскихъ, причиняли вредъ сосѣ днимъ полямъ, и поселяне бранили за это старца, то старецъ разгнѣ вался на ученика, и далъ ему заповѣ дь, чтобы онъ не ѣ лъ хлѣ ба до тѣ хъ поръ, пока не остановитъ и не возвратитъ назадъ животныхъ, и не сдѣ лаетъ нужнаго огражденiя, чтобы они болѣ е не ходили на поля. Но когда братъ пошелъ исполнить повелѣ нное ему, старецъ умеръ. Возвратившись и нашедши его умершимъ, ученикъ весьма опечалился. Онъ долго плакалъ, сожалѣ лъ и скорбѣ лъ, во-первыхъ, потому что лишился отца, и что погасъ свѣ тъ его, и что его постигло такое же истинное сиротство, какъ сиротство по плоти; а во вторыхъ потому что на немъ осталась епитимiя — не вкушать хлѣ ба. Когда похоронили старца, ученикъ объяснилъ дѣ ло, кому слѣ дуетъ, и просилъ врачества и разрѣ шенiя епитимiи. Однако никого не нашлось, кто бы исцѣ лилъ язву и разрѣ шилъ связаннаго; ибо каждый отрицался и посылалъ его къ старѣ йшему. Итакъ, какъ никто изъ находящихся тамъ не могъ его разрѣ шить, то по совѣ ту большаго числа людей онъ удаляется оттуда, приходитъ въ Константиноноль и идетъ къ Патрiарху, — Патрiархомъ былъ тогда святый Германъ — объясняетъ ему причину прихода, и проситъ отъ него помощи, какъ отъ такого лица, который былъ главою Церкви; однако и здѣ сь не получаетъ разрѣ шенiя и исцѣ ленiя. Что же затѣ мъ? Собирается соборъ, является на среду послушникъ, производится разсмотрѣ нiе вины его. Но и послѣ всего этого послѣ довало нѣ которое удивительное, достославное и поистинѣ непостижимое, при такомъ архiереѣ и исповѣ дникѣ, рѣ шенiе. Ни онъ, ни собравшiйся соборъ не презрѣ ли епитимiи старца, связавшаго его и впезапно умершаго, хотя старецъ и не желалъ, чтобы ученикъ его оставался подъ епитимiею. Но какъ онъ, связанный на землѣ, былъ связанъ и на небесахъ, то они и оставили его съ епитимiею неразрѣ шеннымъ, и не смѣ ли освободить связаннаго однимъ человѣ комъ, который можетъ быть не имѣ лъ и стенени священства, а былъ только аввою своего ученика, хотя тутъ были архiереи и даже глава церкви. Такимъ образомъ братъ оный пребылъ до смерти, не вкушая хлѣ ба.

Услышавъ это, я окаянный почудился, похвалилъ и ублажилъ истиннаго архiерея и премудраго послушника, и убоялся отеческихъ заповѣ дей, видя ихъ такую неизмѣ нность и непоколебимость. Убойтесь и вы, чада, подивитесь этому, и храните повелѣ нное вамъ до смерти въ честныхъ вашихъ душахъ; ибо оно есть страхъ и твердое огражденiе пяти-страдальческаго[42] повиновенiя и послушанiя вашего о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.