Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О томъ, чтобы довольствоваться малымъ, и о томъ, чтобы приниматъ въ монастырь отроковъ, калекъ и увечныхъ.






Отцы и братiя! Мой долгъ говорить всегда вамъ слово назиданiя. Представите уды ваша, какъ говоритъ Апостолъ, рабы правдѣ во святыню (Рим. 6, 19). Преуспѣ вайте въ божественной мудрости; уразумѣ йте важное и Ангельское достоинство честнаго вашего образа, хотя вы уже и уразумѣ ли это, и смиренiемъ совершенно предали себя Господу; переносите повседневно злостраданiя и въ духовныхъ и тѣ лесныхъ дѣ лахъ, ибо тѣ и другiя равно благопотребны, и однѣ съ другими связаны. Одинъ упражняется въ чтенiи, другой въ молитвѣ, иной сидитъ за рукодѣ лiемъ, а другой трудится гдѣ -либо внѣ. Иной окапываетъ виноградъ, другой пашетъ землю, тотъ собираетъ подаянiе, а этотъ плотничаетъ, и никто не остается празденъ, и никто безъ дѣ ла, но всѣ трудятся по силѣ своей. Что касается до меня, то ни тотъ, кто смотритъ за входящими въ монастырь, ни тотъ, кто сгоняетъ птицъ съ плодовъ, не кажется мнѣ человѣ комъ ненужнымъ, ибо и они удовлетворяютъ потребности цѣ лаго тѣ ла, и хотя отчасти, однако исполняютъ мѣ сто ноги или пальца.

Всѣ мы — какъ бы одна душа и одна воля. Такими мы и должны быть всегда; и пусть никто, по наружности находясь среди братства, не отсѣ каетъ самъ себя по неблагоразумiю своему, но пусть добровольно потрудится вмѣ стѣ съ прочими братiями. Всѣ вы освящаете свои руки; ибо трудъ вашъ, какъ жертва и приношенiе, возносится къ Богу. Или не истину я говорю? Ибо не питаются ли у насъ дѣ ти, которыхъ мы принимаемъ каждодневно? Не питаете ли старцевъ, не подаете ли странникамъ хлѣ ба и овощей, чашу студеной воды или и вина, или что-либо другое, что есть въ монастырѣ? Не угощаете ли приходящихъ друзей, и не питаетесь ли сами? Что же все это? Не есть ли это приношенiе Богу? Ибо сказано въ Писанiи: милости хощу, а не жертвы (Матѳ. 9, 13). Итакъ, вы милостивы: если что дается, то подаю это не я одинъ, но всѣ даемъ, будетъ ли то серебро, или одежда, или другое что; ибо вы чада мои и соучастники во всемъ, и въ душевномъ и тѣ лесномъ. Сердце мое горитъ о васъ, хотя я и грѣ шенъ; и не тѣ сно вмѣ щаетеся (2 Кор. 6, 12) въ сердцѣ моемъ, хотя я и недостоинъ; однако я объемлю каждаго изъ васъ духовною любовiю, держу васъ въ нѣ драхъ своихъ, и желаю согрѣ вать васъ и всевозможно успокоивать васъ. Итакъ, пусть никто не противится другому и не презираетъ его, ни даже самъ экономъ низшаго изъ всѣ хъ по стенени. Всякiй сопротивляющiйся брату, мнѣ противится, ибо я въ лицѣ его. Посему будьте мирны, любите одинъ другаго и почитайте, помогайте другъ другу и имѣ йте духовную любовь. Низшiе, почитайте начальниковъ своихъ, какъ меня, и слушайтесь ихъ во всемъ. А если кто не будетъ слушаться моего слова, тотъ мнѣ не чадо. Веселитесь духовными утѣ шенiями, службами церковными, бодрственно и внимательно, и священными молитвами; утѣ шайтесь и тѣ лесно ради бывающихъ трудовъ. Подкрѣ пляйте себя хлѣ бомъ и вареными овощами и малымъ количествомъ вина, впрочемъ это только для слабыхъ желудкомъ. А кто любитъ воздержанiе, тотъ, благодаря Господа пусть воздерживается.

Въ свѣ тлую недѣ лю нѣ которые стужали мнѣ о томъ, чтобы имъ не пить вина. Я отвѣ чалъ, что съ разсужденiемъ и это дѣ лать дозволяю. Вообще же теперь заповѣ даю вамъ: когда положено ѣ стъ дважды въ день, имѣ йте облегченiе отъ земныхъ поклоновъ, и относительно часовъ времени (въ прiятiи пищи)[39]. Затѣ мъ, если кто хочетъ, пусть соблюдаетъ воздержанiе, кромѣ субботъ и воскресныхъ дней, и довольствуется однимъ хлѣ бомъ и водою. Если же почувствуетъ, что онъ нзнемогаетъ, пусть снизойдетъ себѣ, и употребляетъ немного внна, чтобъ укрѣ питься, или пусть ѣ стъ и дважды въ день. Немощные же пусть пьютъ всегда, а равно и привыкшiе въ городахъ къ отрадной жизни. Итакъ, кто по немощи пьетъ вино, да не упадаетъ духомъ, но да утверждается смиренiемъ; равно и кто не пьетъ вина, пусть не высокомудрствуетъ, будто совершаетъ нѣ что великое, ибо брашно насъ не поставитъ предъ Богомъ (1 Кор. 8, 8), если мы будемъ тщеславиться. Впрочемъ юнымъ полезно воздерживаться отъ вина, если только кто можетъ воздерживаться. Даже намъ и заповѣ дано не пить вина Божественнымъ Василiемъ Великимъ[40], Святымъ Маркомъ и другими Отцами; однако, какъ мы уже сказали, это относится къ здоровымъ. Но все же, чада мои, лучше воздерживаться, если же разрѣ шаете, то будьте довольны одною чашею, или двумя, а чаша пусть вмѣ щаетъ четыре унцiи[41]. А кто желаетъ пусть и всегда воздерживается отъ вина. Затѣ мъ да увѣ нчаетъ васъ слава и честь небесная, да предваритъ васъ милостъ, миръ и благодать Божiя, и въ третъихъ да запечатлѣ етъ васъ молитва Отца нашего и сохранитъ васъ невредимыми.

Знайте, братiя, что много мiрянъ каждодневно приходитъ къ намъ для поступленiя въ монашество, но я, какъ уже не разъ говорилъ вамъ, отказываю имъ, не потому, что не люблю, чтобы вы были многочисленнѣ е прочихъ монастырей, чѣ мъ я, какъ тщеславный, могъ бы еще и хвалиться, а потому что я желаю, чтобы вы умножались во славу Божiю и по волѣ Его. Ибо не просто во множествѣ собирающiеся большую возсылаютъ славу Богу, но только тѣ, которые во множествѣ собираются во имя Его. И если о единомъ грѣ шникѣ кающемся радуется Господь, то тѣ мъ болѣ е о многихъ. И если обрѣ тается посредѣ двою или трiехъ (Матѳ. 18, 20), то не возрадуется ли обрѣ таясь среди многихъ? Видя же свою немощь и многiя мои страсти, я всегда говорю, что я недостоинъ распоряжаться и собою, тѣ мъ болѣ е инымъ кѣ мъ-либо, а наипаче многими. Но ради заповѣ ди, которая повелѣ ваетъ такъ: всякаго грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Iоан. 6, 37); и еще: Оставите дѣ тей приходити ко Мнѣ, таковыхъ бо есть царствiе небесное (Лук. 18, 16), я склоняюсь, и принимаю дѣ тей, и старыхъ и юныхъ, не женатыхъ и женатыхъ, здравыхъ тѣ ломъ и увѣ чныхъ, безрукихъ и хромыхъ. И это дѣ лаю не но собственному произволу, чтобы считали меня совершающимъ нѣ что великое, но какъ должникъ и обязанный къ сему, но ученiю Божественныхъ Отцевъ. А если не буду такъ дѣ лать, то окажусъ преступникомъ Божественной заповѣ ди. Вы же что скажете? Согласны ли со мною, и принимаете ли тѣ хъ, или нѣ тъ. Пусть каждый отвѣ чаетъ мнѣ, тогда я буду дѣ лать это еще усерднѣ е; ибо труды ваши, но помощiю Бога исполняющаго всякое животное благоволенiя (Псал. 144, 17), и дающаго пищу скотомъ и птенцемъ врановымъ, призывающимъ его (Псал. 146, 9), говорящаго: воззрите на птицы небесныя, яко не сѣ ютъ, ни жнутъ, и Отецъ нашъ небесный питаетъ ихъ (Матѳ. 6, 26). Посему, надѣ ясь на вашу разсудительность, уповаю, что мы сохранимъ заповѣ ди, и не за одну не подвергнемся осужденiю, и ни одна не останется у насъ безъ исполненiя. Ибо зачѣ мъ мнѣ дѣ латься преступникомъ ради нарушенiя одной заповѣ ди, не принявъ увѣ чнаго, и не упокоивъ стараго? Ибо храненiе заповѣ дей представляетъ собою кругъ и ликостоянiе, и одна за другую держатся. Если кто нарушитъ одну заповѣ дь, то мнiй наречется въ царствiи небесномъ. А мнiй по изъясненiю великаго Златоуста, не иное что означаетъ, какъ то, что таковый повиненъ мукѣ. Итакъ, будемъ принимать и отроковъ, и старыхъ, и хромыхъ, и безрукихъ, и не оставитъ насъ благiй нашъ Богъ, но подастъ намъ все потребное и для души, и для тѣ ла, какъ мы и получали это отъ Него съ перваго дня и до нынѣ.

Я нахожусь въ скорби отъ того, что долженъ на нѣ сколько времени съ вами разлучиться. Но вы не скорбите, чада, ибо я всегда съ вами, хоть я и грѣ шенъ. Благодать Господа нашего, съ молитвою нашего Отца, да сохранитъ васъ невредимыми, и я опять увижу васъ, и мнѣ радостно будетъ встрѣ тить васъ здравыми по душѣ и по тѣ лу, какъ и надѣ юсь я, безнадежный. Христосъ Богъ нашъ, всещедрый и преблагiй, да поможетъ вамъ во всякомъ добромъ дѣ лѣ, и да исполнитъ васъ всякаго духовнаго веселiя, и да содѣ лаетъ васъ всесовершенными во Святомъ Духѣ. Слава Ему во вѣ ки. Аминь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.