Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О присносвѣтломъ исповѣданiи (помысловъ), и о томъ чтобы держаться всякаго добра чрезъ смиренiе.






Братiе, отцы и чада мои духовные! По обычаю, опять начинаю писать къ вамъ слово смиренiя моего, но и это холодное, потому что не имѣетъ теплоты, которая происходитъ отъ дѣлъ. А вы, чего въ немъ недостаетъ, пополните вашими добрыми дѣлами; ибо, повѣрьте мнѣ чада, какъ я уже многократно говорилъ, и теперь говорю, я нахожусь въ страхѣ и ужасѣ, когда помышляю о своемъ недостоинствѣ и о томъ, что называюсь вашимъ отцемъ, будучи недостоинъ называться даже соученикомъ вашимъ. Вы же напротивъ — отцы и братiя мои возлюбленные, и на васъ вся надежда спасенiя моего. Поэтому хотя я и такой окаянный, впрочемъ, такъ какъ желаю вамъ спасенiя, понуждаюсь говорить. Итакъ, бесѣдую съ вами только ради любви и въ видѣ совѣта.

Вотъ теперь дни благопрiятные и время подвиговъ для того, чтобы взыскать Бога. Кто премудръ и сохранитъ сiя; и уразумѣетъ милости Господни (Псал. 106, 43) ожидающiя насъ въ будущемъ вѣкѣ. Итакъ, братiе мои возлюбленные, не будемъ терять времени, ни одного дня; но будемъ непрестанно подвизаться и имѣть тщательность и доброе соревнованiе другъ передъ другомъ и правую ревность къ добродѣтелямъ другъ друга. Если увидимъ въ комъ-либо какую добродѣтелъ: безмолвiе, благоговѣнiе, смиренiе, послушанiе, или другое что-либо похвальное, будемъ ревновать благою ревностiю, пока не достигнемъ этой мѣры; потому что отъ сего раждается и союзъ мира и залогъ любви. Не будемъ обращать вниманiя на противное и ревновать сему: если кто лѣнится, не будемъ лѣниться, кто пресыщается — пресыщаться, кто многословитъ — многословитъ; но какъ разумные и Богомъ наученные, истяжемъ отъ себя доброе, и будемъ держаться его. Будемъ держать якорь вѣры нашей, простремъ парусь нашей надежды, и всею силою нашею будемъ переплывать великую пучину сей жизни. Во время долгаго плаванiя всегда бываетъ, что насъ безпокоятъ противные вѣтры, т, е., плотскiя брани, возстаютъ бури — плотскiя пожеланiя; волны и волненiя возникають изъ глубины сердечныхъ помышленiй, и многое другое, что случается съ плавающими по морю: разбойники — лукавые бѣсы, скалы — ослѣпленiе отъ невѣденiя, камни, сокрытые подъ морскою водою — неготовность душъ нашихъ. А подъ многоводiемъ корабля разумѣется неисповѣданiе грѣховъ, ибо многократно бываетъ, что если корабельщики вознерадятъ о водѣ въ кораблѣ, то отъ нерадѣнiя потопаютъ вмѣстѣ съ кораблемъ. Поэтому и мы, братiе мои возлюбленные, будемъ ко всему этому имѣть великое вниманiе, и бдительно шествовать путемъ Божiимъ. О всемъ и всецѣло будемъ исповѣдывать помыслы сердецъ нашихъ, чтобы не набралось большаго количества воды помысловъ въ душахъ нашихъ, да не обыдетъ насъ бездна послѣдняя (Iои. 2, 6), по слову Пророка. Вы только исчерпывайте воду, а мы съ Божiею помощiю, хотя и грѣшны, за молитвами отца нашего[8], управимъ васъ и избавимъ отъ заботъ.



Тотъ, кто въ братствѣ усерденъ къ духовнымъ подвигамъ и тѣлеснымъ трудамъ, подобенъ небесной звѣздѣ, которая сiяетъ и просвѣщаетъ многихъ. Тщательный и благоговѣйный, который не украшается (внѣшно), ни смѣется, молчаливый и сiяющiй небесною красотою подобенъ Ангелу, который служитъ на землѣ Богу и Владыкѣ твари, Сидящему на престолѣ Херувимскомъ. Тотъ, кто передаетъ другимъ отъ добрыхъ дѣлъ своихъ, и пользуетъ и побуждаетъ ихъ къ духовному дѣланiю, подобенъ солнцу лучесiяющему, златосiяющему и согрѣвающему все братство. Но кто же мрачный, темный и ночной какъ не тотъ, кто уподобляется спадшему съ неба сатанѣ гордостiю, сластолюбiемъ, смѣхотворствомъ, праздностiю, срамословiемъ, клеветою, дерзостiю, нечистотою и поползновенными помыслами? Такимъ мы не должны слѣдовать. Итакъ, братiе мои, не подражайте злымъ, ревнуйте же добрымъ и назидающимъ, какъ и подобаетъ святымъ; потому что трудъ вашъ малъ, а награда вамъ будетъ вѣчная, злостраданiе кратко, радованiе же всегдашнее, искушенiе временно, покой же безконеченъ; ибо тамъ будетъ радоваться, гдѣ есть жилище веселящихся, тамъ, откуда бѣжитъ всякое горе, печаль и воздыханiе; тамъ, гдѣ нѣтъ плача, но радость. Развѣ вы напрасно подвизаетесъ? Или всуе трудитесь? Нѣтъ, да не будетъ сего! Но разумно, высоко, достойно, блаженно, апостольски, мученически, отечески, ангельски, небесно и Богопрiемно вышли вы изъ мiра, вошли въ обитель, и стали нашими духовными чадами; возрасли, воинствовали, вооружились духовнымъ оружiемъ, и ратуете противъ Амаликитянъ, Аммореевъ, Хананеевъ и прочихъ племенъ, т, е., страстей. Вы перешли мiрское море, имѣя предводителемъ Моисея — отца нашего, перешли Iорданъ образомъ втораго крещенiя и просвѣщенiя: и отседѣ начали раздѣлятъ и наслѣдовать обѣтованную землю, которую показалъ вамъ Истинный Богъ вашъ, землю, въ которой текутъ медъ и млеко безсмертiя и безконечной жизни. Ибо тамъ даны были обѣтованiя образно какъ младенцамъ; на насъ же, достигшихъ въ мужа совершена исполненiя Христова, сбывается самымъ дѣломъ.



Начатокъ нашъ Господь и Богъ: Онъ прiобщился нашей плоти и крови, уподобился намъ, и сталъ нашею Главою и братомъ первороднымъ, архiереемъ, наставникомъ и разрушителемъ вражды между нами и Богомъ Отцемъ нашимъ, происшедшей отъ грѣховъ и неосмотрительности прародителей. А теперь такъ какъ вочеловѣчился Господъ нашъ Iисусъ Христосъ, Всесовершенный Богъ нашъ, и исполнилъ все до насъ касающееся, то и вознесся на небеса, и ниспослалъ намъ миръ Свой, говоря: миръ Мой даю вамъ (Iоан. 14, 27). И это дано не Апостоламъ только; потому что Животодавецъ Богъ нашъ сказалъ: яко не о сихъ точiю молю Отче, но и о хотящихъ вѣровати словесе ихъ ради ва Мя, да вси едино будутъ, яко же и Мы едино есма (Iоан. 17, 20, 21). Посему честнѣйшiе мои братiя, прилично намъ воскликнуть вмѣстѣ съ Апостоломъ: кто ны разлучитъ отъ любве Христовы? Скорбь ли или тѣснота, или гоненiе, или гладъ, или мечъ, или бѣда? Прибавлю еще: или похоть плоти, которая горитъ какъ огонь, но не сожигаетъ поборающихъ ее на всякiй денъ, или безчестiе и досажденiя, или любовь къ первенству и власти, или тяжесть напряженныхъ трудовъ, или худостъ одежды, или скудость яствъ и снѣдей, или всенощное псалмопѣнiе, или бдѣнiе и молитва, или малое или великое, душевное или тѣлесное? Никакимъ образомъ, ибо писано: яко тебѣ ради умерщвляемы есмы весь день, вмѣнихомся яко овцы заколѣнiя (Псал. 43, 23). Радуйтесь о всемъ этомъ, братiе мои; радуйтесь и веселитесь, видя человѣколюбiе Божiе. Животъ вашъ предъ вами, радость ваша предъ лицемъ вашимъ, блаженство у ногъ вашихъ. Дверъ отверзста; спѣшите, стремитесь. И кто вознерадитъ о всемъ этомъ? Кто сему не поревнуетъ и не приложитъ еще большаго тщанiя, спѣша другъ передъ другомъ, какъ къ предлежащимъ сокровищамъ, не къ тлѣннымъ и земнымъ, но вѣчнымъ и безсмертнымъ? А я, блудный и окаянный, многословлю и празднословлю, ничего не имѣя въ себѣ добраго, кромѣ любви къ вамъ. Господь Богъ да дастъ всѣмъ вамъ, по молитвѣ отца моего, утвердиться въ добромъ, и да укрѣпитъ васъ въ теченiи, чтобы, сподобившись войдти въ поприще, получить побѣдные вѣнцы со всѣми благами. О дабы получить ихъ и всѣмъ намъ по благодати и человѣколюбiю Господа нашего Iисуса Христа, съ Нимъ же Отцу со Св. Духомъ слава, держава, честъ и поклоненiе, нынѣ, и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал