Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мессианская весть Иезекииля






Мессианская весть Иезекииля в основном содержится в гла­вах 33-39 его книги. Народ, который был рассеян, однажды со­берется вместе, как «сухие кости», и Бог «введет дух Свой» в них (глава 37). Иезекииль был наиболее «священническим» проро­ком Ветхого Завета. И нет ничего удивительного в том, что он посвящает много глав своей книги (40-48) описанию будущего Храма и символическим священным ритуалам. Его пророчества содержат также много утешения жаждущей душе (например, 34 глава).

Иезекииль описывает Мессию как «отрасль с верхних по­бегов кедра», которую Господь отсечет и посадит в почву Из­раиля (17: 22-24). «Всякие пернатые... будут обитать в тени вет­вей его» (сравн. с Мф. 13: 22). Снова весть, которую несет эта глава, имеет собственное историческое обоснование: пророк вынужден говорить аллегориями и иносказаниями. Ог­ромный орел, вавилонский царь Навуходоносор (605-562), при­ходит в «Ливан», символизирующий в иудейской литературе Ие­русалим, и снимает «с кедра верхушку», другими словами, царя Иоакима, который царствовал только около трех месяцев, и пе­реносит его в «город торговцев». Взято также некоторое количе­ство «семени этой земли» (что символизирует царя Седекию), которое вырастает в виноградную лозу. Оно должно бы «обратиться к орлу», но потянулось к другому «орлу с большими крыльями» — египетскому фараону, хотя Иеремия и предупреж­дал об этом. Но «будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли?» — спрашивает Иезекииль, и вот Навуходоносор заковал в кандалы Седекию и от­вел его в Вавилон и пленил Египет (582 г. до Р.Х.). И все же Бог еще раз берет нежную отрасль, от которой в горах Израиля вырастет великолепный кедр и в ветвях которой найдут себе убежище все народы. РаШИ, Метсудат Давида и другие ви­дят в этом фигуру Мессии-Царя и пророчество, которое должно сбыться в «Дни, Мессии».

Иезекииль говорит о том факте, что в мессианский век люди будут иметь «одно сердце» (сравн. Деян.4: 32 и Иер.32: 39):

«Я соберу вас из народов... И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Мо­им, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (11: 17-20).

Иезекииль использует термин ben adam, буквально «сын че­ловеческий», что наводит на воспоминания о соответствующей арамейской фразе bar enash, «сын человеческий», у Даниила 7: 13 — о фразе, которую Иисус часто использовал, говоря о Се­бе Самом. У Иезекииля это, естественно, является ссылкой на самого пророка. Однако ситуации, аналогичные тем, которые он описывает в своей книге, например, в 33: 30-33, повторяются и в жизни Иисуса:

«А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговари­вают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: “пойдите и послушайте, какое слово вышло от Госпо­да”. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и са­дится пред лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо иг­рающий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, — вот, уже и сбывается, — тогда узнают, что среди них был пророк».

Иезекииль говорит о Мессии как о «Пастыре» (главы 34 и 35):

«И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я. Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира...» (34: 23-25). «А раб Мой Давид будет Ца­рем над ними и Пастырем всех их... И раб мой Давид будет князем у них вечно... И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними...» (37: 24-26).

Утверждение Иисуса о том, что Он будет Пастырем Добрым, не очень понятно до тех пор, пока не принимается к сведению раввинистическое пророчество. РаДаК говорит о 34-й главе Книги Иезекииля, что слова пастыря Моего Давидам обо­значают Мессию, с чем согласен и РаШИ. Метсудат Дави­да говорит: Юн — Мессия-Царь, который должен произой­ти от семени Давидова; Он покроет их и станет их Пастырем». О пророчестве в главе 37 РаДаК констатирует, что «слова “ Пастырь Мой Давид” означают Мессию-Царя. Он назван Давидом, потому что Он происходит от семени Да­видова», и «здесь присутствует ссылка на воскресение из мертвых». Когда мы рассматривали псалом 2, мы видели слова из Зохара о Добром Пастыре: «Ты Пастырь добрый. О тебе сказано: “Почтите Сына”...»

В 36: 25-27 также имеется ссылка на «операцию на сердце», которая упоминается в 11-й главе и была процитирована нами ранее:

«И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой...»

Некоторые загадочные аспекты Книги Иезекииля порож­дают определенные проблемы. Например, в 47-й главе гово­рится о том, что однажды «из-под порога храма потечет вода на восток» и уровень этой воды будет столь высок, что перебраться через этот поток можно будет только вплавь. И что будет «на берегах потока много... дерев по ту и другую сторону». Ближай­шая точка Мертвого моря в это (назначенное) время будет на­ходиться приблизительно в двух километрах от Иерусалима, и в нем «рыбы будет весьма много», как в Великом [Средиземном] море. Согласно мнению ученых, такое может произойти в любой момент, если так называемая «восточно-африканская рассели­на», которая начинается в Танзании и проходит через Красное море до впадины Мертвого моря, по каким-то причинам разойдется. Я своими глазами видел подробные карты, составленные сейсмографическими и другими научными методами и показы­вающие ситуацию в этом регионе на тот случай, если такое про­изойдет. В бассейне Красного моря существуют каналы, в кото­рых температура воды достигает 50 градусов по Цельсию из-за тонкости земной коры на дне моря, а берега залива Акаба, на­пример, постоянно — и весьма заметно — расходятся в разные стороны. Иоиль 3: 18 и Захария 14: 4-8 предлагают подобные этому описания чудес, связанных с водой, которые произойдут в Последние Дни. Геологические исследования показывают, что все это вполне возможно.

Еще один аспект, который рабби почти всегда связывают с мессианским кризисом последних дней — это так называемая война Гога и Магога и разоружение, которое должно последо­вать за ней (главы 38-39). В этих описаниях можно найти поч­ти указание на современность. Сначала в главе 37 описывается народ Израиля, который будет поднят почти как «сухие кости» из могил и возвращен в свою землю. Затем глава 38 ссылается на то, что люди на севере будут вооружаться против них. Все это произойдет «в последние дни» (стих 16). Но в тот день, ког­да они нападут, «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», и «...обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю...», и Господь прольет на нападающих «...всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу...». В главе 39-й нам говорится, что, когда война завершится, «жители городов Израилевых... будут сожигать оружие... семь лет будут жечь их... и назначат людей, которые... обходили бы землю... для очищения ее; по прошествии семи месяцев [после похорон полчищ врагов] они начнут делать поиски». Глава заканчивается обетованием: «И не буду уже скрывать от них лица Моего, по­тому что Я изолью дух Мой на дом Израилев». В Талмуде, а особенно в позднем Мидраше имеется множество ссылок на эти события Последних Дней как на знамения пришествия Мессии (сравн. с Мф.24: 3).

В главах, описывающих будущий Храм (40-48), также имеется тайное пророчество о Восточных Воротах, «которые бы­ли затворены». Эти стихи (в начале главы 44) приковывают к себе внимание иудейских истолкователей, поскольку те видят в них ссылку на Мессию:

«И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отво­рятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом».

РаДаК, Метсудат Давида и Биур ха-Иньян понимают слово «князь» как ссылку на Мессию-Царя. При этом они ссы­лаются на четвертый стих, где говорится, что «слава Господа наполняла дом Господа». Биур ха-Иньян говорит о затворенных воротах, что «Бог Израилев вошел через них, и потому они затворены». Это учит о том, что «Святой Дух никогда не выйдет оттуда. После того как Он пришел и вошел в Храм, ворота были закрытые. Эти стихи, конечно, в какой-то мере связаны со словами из Иезекииля (11: 23): «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города».

Возможно, что эти загадочные штрихи являются иллюстраци­ей общих ожиданий того, что Мессия придет и займет Свой храм. Может быть, Аггей 2: 9 также говорит об этой надежде, упоминая, что «слава сего последнего храма будет больше, неже­ли прежнего...» В исламе есть утверждение, касающееся этих Восточных, или Золотых Ворот, о том, что когда «Исса» — Ии­сус — вернется, ворота будут открыты. Однако, поскольку со­вершенно точно можно сказать, что они были закрыты с 1530 г. по Р.Х., Иезекииль вряд ли имел в виду это. Следует просто признать, что даже в иудейских мессианских ожиданиях имеют­ся элементы, для которых не найдено никакого решения. Тем не менее, от них не следует отмахиваться, описывая раввинистические представления. Христианам следует просто помнить, что Сам Иисус избегал политических и других второстепенных во­просов, сосредотачиваясь прежде всего на своей миссии Искупи­теля. Основной вклад Иезекииля относится к тому, что он гово­рит о Мессии как о Добром Пастыре, и к его обетованию о ду­ховном возрождении народа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.