Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псалом 101 и возвращение Мессии в славе






Несмотря на модный в наши дни тезис о том, что нецелесо­образно построение искусственных мессианских связок между Ветхим и Новым Заветами, мы уже видели, как много совпадает в иудейском и христианском библейском истолковании. Как во втором псалме, так и в рукописях Мертвого моря утверждается, что Бог бродит» Мессию; Мессия существовал «еще до того, как существовало солнце», и до Сотворения; Его удел будет «поношение у людей и презрение в народе», пока Он не возне­сется и не сядет одесную Бога, и даже Избранный Народ одна­жды примет Его. Но есть ли в псалмах что-нибудь о последних днях? Можем ли мы найти там какие-нибудь ссылки на второе пришествие Христа?

Раввинистическое обсуждение конца времен главным образом связано с картиной, представленной в Книге Иезекииля о войне между Гогом и Магогом, и с пророчеством Иоиля, касающимся дня Господня. Обсуждая невзгоды последних дней, однако, рабби цитируют слова псалма (88: 52) о -«следах [220] помазан­ника», которые будут явлены в то время. Эти iqvot ha-Mashiah, или следы (шаги) Мессии, в самом деле, частично отражены в доктрине ранней христианской церкви, и мы рассмотрим их более подробно в книге, посвященной Новому Завету.

Тем не менее, нам следует упомянуть тот факт, что профес­сор Иосеф Клаузнер, например, видит отчетливую связь между описанием конца времен в Новом Завете и «Мессианскими ро­довыми муками», о которых говорят рабби.[221] Талмудские уче­ные описывают прибытие Мессии в самом разгаре кризиса чело­вечества. Эти «родовые схватки», связанные с последним поко­лением, соотносятся с человеческими нравами, историей народов и Сотворением в целом. Приведем только один пример:

«Если вы видите, как страны вооружаются, готовясь к войне друг с другом, вы можете ожидать прихода Мес­сии». [222] «Мессия, Сын Давидов, не придет до тех пор, по­ка весь мир не наполнится отступничеством (евр. minut, под которым рабби, видимо, понимают христиан).[223] «Сын Давидов не придет до тех пор, пока правосудие и управ­ление Израилем не прекратятся». [224] «Следы Мессии по­явятся, когда высокомерие и наглость возрастут... руко­водители впадут в блуд... Мудрость книжников начнет смердеть, не будет более страха перед грехом, истина исчезнет, и лицо поколения будет напоминать собачью морду; молодые будут унижать своих родителей, и взрослые восстанут в присутствии своих детей... Сын не будет чтить отца своего. На кого мы тогда сможем положиться? Только на нашего Отца Небесного». [225]

Мы могли бы добавить здесь так называемые «мессианские знамения», согласно которым в те времена будут страшные болезни,

«язвы и эпидемии», «весь мир будет потоплен в крови», «солнце померкнет, и луна станет красной, как кровь». [226]

Соответствующие описания можно найти в словах Христа и посланиях Павла.[227]

Стоит иметь в виду это соответствие при изучении истолкова­ний, данных 101-му псалму иудейскими учеными, где дается описание «последнего поколения». Характерно, что Клаузнер не посвящает псалмам и 4-х страниц в своей 34 5-страничной книге о мессианском предании Израиля, цитируя лишь четверостишие из 101-го псалма[228]. Эта книга — единственная работа, написан­ная евреем, которая посвящена исключительно мессианскому преданию, — учитывает, конечно, все историко-критические труды, написанные на западных языках вплоть до второго деся­тилетия двадцатого века. Однако ее слабость заключается в том, что Мидраши и Таргумы приводятся в качестве доказательств не так уж часто. Ионатан бен Узиэль, например, упомянут лишь один раз. Клаузнер ссылается на ответ, полученный рабби Хиллелом, величайшим учеником Ионатана, когда он начал перево­дить на арамейский язык часть Ветхого Завета, известную под названием «Писания», к которой принадлежат и псалмы:

«И тогда раздался голос с Небес: “Достаточно! Ибо в них вы найдете Мессию конца времен”».[229]

Клаузнер полагает, что таким образом разочарование, испы­танное людьми во времена Бар Кохбы, устранялось. Эта цитата также сообщает нам о том, что Таргум Ионатана содержал, по существу, последовательное мессианское истолкование, почему и был отвергнут Синагогой.

Клаузнер, с которым мне довелось беседовать дважды, видел цель своей жизни — помимо исследований феномена Иисуса — в развитии «пророческого сионизма». Он не верил в Мессию как личность. По этой причине он говорит о псалмах, что

«в широком смысле слова вся Книга Псалмов является месси­анской — от начала и до конца — и она полна ожиданий о спасении, которое придет в последний день».[230]

В псалме 101 явно просматривается по крайне мере две час­ти. Я помню одного человека, который после освобождения из концлагеря весил всего 26 килограммов. Он был чрезвычайно истощен. И «молитва страждущего и унывающего» из псалма 101 была утешением для него. Первая часть псалма почти совпадает с описаниями ужасов концлагерей:

«...Исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня. Сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой. От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пус­тыне; я стал как филин на развалинах. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами... Дни мои — как укло­няющаяся тень; и я иссох как трава».

Едва ли можно найти в литературе более подробное и трога­тельное описание человеческих страданий.

В 13-м стихе нашего псалма начинается shevah — «раздел прославления», который Клаузнер цитирует как пророчество о возрождении Мессии:

«Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом; ибо время по­миловать его; ибо пришло время. Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион, и явится во славе Своей, призрит на молитву беспомощных, и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего (на иврите: «для рода последнего»), и поколение грядущее восхвалит Господа: ибо Он приникнул со святой высоты Своей; с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Гос­поду. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты основал землю, и небе­са — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь...»

Я помню одну женщину, которая была потрясена тем, что этот псалом говорит об иудеях, как о нуждающихся «сынах смерти». Но однажды Бог снова «восстановит Сион и явится в славе Своей». Рабби говорят о словах -«молитва стражду­щего» в начале псалма, что они относятся к Давиду, кото­рый часто говорил о себе как о ^страждущему человеке. Мидраш по псалмам, который весь данный псалом относит к псалмам Давида, рассказывает о том, как эти молитвы читались на Новый год и в Великий День Искупления, а также говорит,. что Бог хочет сделать Свой народ «новым творением» и что «люди (народы), которые еще не созданы», восславят Господа.

Выражения 101-го псалма и Евангелий связаны между собой самым непосредственным образом. Псалом использует термин dor aharon, часто встречающийся в еврейской литературе и означающий «последнее поколение». Рукописи Мертвого моря используют точно такой же термин при описании поколения по­следних времен. Это появляется, например, в Дамасском фраг­менте I, 11 и 12, а также в комментариях к Книге Аввакума 1, 3; 11, 7; и VII, 2. Еврейское слово aharon означает просто «последний». Так как иудейская литература обычно использует другой термин, dor ha-Ba, «будущее поколение», то у нас есть все основания придать фразе dor aharon, использованной в псалме 101, особое значение, хотя западная мысль и не признает обычно эсхатологической точки зрения Библии. Этот коммента­рий также хорошо подходит для истолкования Нового Завета.

Часто утверждают, что Иисус учил о том, что Он должен вернуться в славе еще во время жизни Его собствен­ного поколения. Такие утверждения, однако, совершенно не учитывают тот факт, что, согласно 24-й главе Евангелия от Матфея, 13-й главе Евангелия от Марка и 21-й главе Евангелия от Луки, Иисус очень много говорил о «знамениях» последнего времени, которые должны исполниться ДО Его второго при­шествия. Это включает также тот факт, что «проповедано бу­дет... Евангелие... во свидетельство всем народам» и «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена языч­ников» (другими словами говоря, время проповедования Еванге­лия), и более того, мир впадет в исторический всеобъемлющий хаос — и все это будет до Его пришествия. Для того чтобы Его ученики не впали в недоумение по поводу того, почему их Учи­тель медлит. Он дал в трех упомянутых главах притчу о смоков­нице — Израиле, как о знамении, которому необходимо следо­вать. Во всех трех первых Евангелиях нашла отражение одна и та же модель, в которой: во-первых, присутствует притча о смоковнице, затем — слова о том, что we прей­дет род сей, как все cue будете, и наконецутверждение о том, что «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прей­дут». Псалом 101 в стихах 26-27 говорит о погибели неба и земли как о завершении картины несчастий «последнего по­колениям. Он добавляет: «они погибнут, а Ты пребудешь». Вполне возможно, что Иисус в Своем эсхатологическом по­вествовании говорит о времени скорби из псалма 101 и о времени Своего возвращения в славе после восстановления Сиона. Сион, в конце концов, является одним из неформальных имен Иерусалима. Во всяком случае, утверждение о том, что Иисус Сам ожидал Своего скорого возвращения, является по­спешным и ненаучным.

Псалом 101 предлагает исключительно ценное дополнение би­блейских эсхатологических ожиданий. РаШИ говорит об этом псалме, что его содержание должно быть «доведено до последне­го поколения. И фраза “люди, которые еще не сотворены” озна­чает, что Бог совершит новое Сотворение для того, чтобы, осво­бодив их из рабства, дать им свободу и, освободив их из тьмы, дать им свет».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.