Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область применения программы

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

Для студентов заочной

Формы обучения специальностей

Водоснабжение и водоотведение

(базовая подготовка)

Земельно-имущественные отношения

(базовая подготовка)

 

 

Челябинск, 2014 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями работодателей ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Протокол № 1 от «05» 09 2014 г. Председатель ПЦК   ________ (Пашнина Т.Е.)   УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по НМР _______Крашакова Т.Ю.   «__»_________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Лобанова Светлана Николаевна, преподаватель Южно-Уральского

государственного технического колледжа


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫКИ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Область применения программы

1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС по специальности СПО 08.02.04(270813) Водоснабжение и водоотведение; 21.02.05.(120714) Земельно-имущественные отношения(базовая подготовка).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОГСЭ, вариативная часть, индекс ОГСЭ 05.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в различных речевых ситуациях;

-адекватно реализовать свои коммуникативные намерения;

-владеть жанрами устной речи, необходимыми для свободного общения в процессе трудовой деятельности:

-уметь вести беседу,

-обмениваться информацией, давать оценку, вести дискуссию,

-составлять тексты разных типов и стилей, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

-использовать навыки редактирования текста;

-передавать содержание текста в виде аннотаций, тезисов, конспектов, рефератов;

-составлять рецензии на статью, книгу и любой текст, связанный с профессиональной деятельностью.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-различия между языком и речью,

-функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

-нормы русского литературного языка,

-специфику устной и письменной речи,

- правила продуцирования текстов разных жанров,

- правила речевого этикета.

1.4. Количество часов, предусмотренное на освоение примерной программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 8 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 64 часа;

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
  ЗИ, ВВ
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе:  
лабораторные работы -
практические занятия 4
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа студента (всего) 64
в том числе:  
  Выполнение заданий контрольной работы    
Итоговая аттестация в форме зачета

Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Культура речи и языковая норма 27  
Тема 1.1. «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина, в основе которой языковая норма. Содержание учебного материала. 1
  «Русский язык и культура речи» как учебная дисциплина Современный русский язык, тенденции его развития, проблема его экологии. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Понятие нормы, коммуникативная целесообразность нормы. Литературный язык и языковые нормы, их типы 1
Практические занятия -  
Тема 1.2. Орфоэпические нормы Содержание учебного материала 1 1
  Орфоэпические нормы Понятия «орфоэпия», «акцентология». Варианты русского литературного произношения гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Акцентологическая норма. Разноместность и подвижность как свойства русского ударения. Вариативные нормы ударения.
Тема 1.3. Нормы русского правописания Содержание учебного материала   2
  Нормы правописания.
Практические занятия: Орфографический и пунктуационный разбор текста. 2
Тема 1.4. Лексическая норма и основные коммуникатив-ные качества речи. Содержание учебного материала 1 1
1. Лексическая норма и основные коммуникативные качества речи. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Основные коммуникативные качества речи: правильность, точность, выразительность, уместность, чистота, логичность.
Тема 1.5. Грамматические нормы Содержание учебного материала   2
  Грамматические нормы(морфологическая, словообразовательная, синтаксическая).
Практические занятия: Корректировка морфологических и синтаксических ошибок 2
  Самостоятельная работа студента по разделу Выполнение заданий контрольной работы. Изучение литературы по разделу. Составление личного плана повышения уровня грамотности. Работа с орфоэпическими словарями - составление личного орфоэпического словарика «Трудные случаи ударения и произношения». Изучение по различным информационным источникам тем: «Орфография и пунктуация, основные принципы. Понятие орфограммы и пунктограммы. Функции знаков препинания в тексте.Работа с орфографическими словарями – составление личного словаря «Мои ошибки». Работа с толковыми и фразеологическими словарями. редактирование газетных статей, подбор из газет, журналов, устной речи примеров с речевыми ошибками, публицистическими штампами, клише. Работа с различными информационными источниками, изучение понятий: «части речи», «морфология», «морфема», «словообразование», «синтаксис». Изучение тем: «Синтаксические единицы языка», «Стилистические возможности словообразования», «Морфологические нормы употребления форм различных частей речи»;. «Нормы употребления словосочетаний и предложений». Составление словаря международных словообразовательных элементов; подбор примеров с использованием профессиональных и научных словообразовательных элементов.   20  
Раздел 2. Функциональные стили современного русского языка 21  
Тема 2.1. Понятие функциональ-ных стилей речи Содержание учебного материала 1 1
  Понятие стилей русского языка, функциональные стили и их взаимодействие. Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
Практические занятия: -
  Самостоятельная работа студента по разделу. Выполнение заданий контрольной работы. Изучение литературы по разделу, выполнение творческого заданиея - лингвистический анализ художественного текста. Изучение по различным информационным источникам тем: «Официально-деловой стиль», «Основные виды деловых и коммерческих документов. Языковые формулы официальных документов», «Язык и стиль деловой беседы», «Официально – деловая письменная речь. Культура составления деловых писем», «Реклама в деловой речи». Составление деловых писем; подбор из текстов примеров с разными типами связи в словосочетаниях, предложениях, свойственных деловому стилю речи. Изучение по различным информационным источникам тем: «Научный стиль в его устной и письменной разновидности», Изучение понятий: жанры научной речи, научная монография, статья, тезисы, аннотация, рецензия, резюме, аннотация, рецензия, конспект, реферат. Работа над рефератом по выбранной теме. Изучение по различным информационным источникам тем: «Общественно-публицистический стиль Отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенность устной публичной речи, ее риторические приемы и принципы построения. Культура ораторской речи, Способы привлечения внимания, доказательства и опровержения, Средства структурирования текста». Подготовка публицистической речи: выбор темы, цели речи, начало, развертывание и завершение речи. Выступление перед аудиторией. составление отзыва (рецензии). Изучение по различным информационным источникам тем: «Особенности разговорной речи. Разграничение разговорности и просторечия, Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка и условия ее функционирования. Роль внеязыковых факторов». Наблюдение над речью (своей, окружающих) с целью корректировки ошибок в употреблении речевых конструкций различных стилей речи.   20  
Раздел 3. Функционально-смысловые типы речи 11  
Тема 3. Описание; языковые средства и специальные приемы Содержание учебного материала - 1
1. Понятие описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи.
  Самостоятельная работа студента по разделу Выполнение заданий контрольной работы Изучение по различным информационным источникам понятий описания, повествования, рассуждения как функционально-смысловых типов речи. Подбор примеров текстов-описаний из учебной литературы. Виды описаний: деловое (научно-популярное) и художественное. Языковые средства и специальные приемы жанров-описаний. Изучение жанров повествований: рассказ, пересказ, сообщение (отчет и доклад). Языковые средства и специальные приемы жанров-повествований. Работа с различными информационными источниками- пересказ прочитанного художественного текста, составление отчета. Изучение тем: «Понятие«рассуждения»; структура рассуждения. Языковые средства и специальные приемы жанров-рассуждений. Взаимосвяэь рассуждения и других фунционально -смысловыхтипов речи». Подбор примеров аргументов различных видов из текстов рассуждений 11  
Раздел 4. Речевая деятельность и речевое взаимодействие. 13 1
  Самостоятельная работа по разделу: изучение по различным источникам тем: «Виды речевой деятельности: слушание, говорение, писание и чтение.Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения в различных ситуациях служебного общения. Активное чтение. Жанр и композиция текста. Деловой спор. Культура полемической речи. Дискуссия как управляемый спор. Понятие речевого этикета. Способы передачи этикетной информации. Речевые клише для выражения приветствия, просьбы, благодарности, прощания. Культура выражения несогласия. Критика и комплимент. Речевое поведение в конфликтных ситуациях» Выполнение домашней контрольной работы. 13  
Всего: 72  

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | Область применения рабочей программы профессионального модуля




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.