Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аичносгные черты. Этнические особенности u koopft/lhatbl нндйвцдулльных различий






Что же мы успели к настоящему моменту узнать? Наибол< важными нам представляются следующие уроки:

1. Экономические обстоятельства вместе с другими объект! ными фактами социальной жизни, такими, как отношен к той или иной группе со стороны других групп, глубо» влияют на характеристики культуры. Результатом являет" то, что культуры могут существенно различаться между с бой по своим ценностям и привычным формам поведем

2. Субъективные аспекты культуры, включая религиозные идеологические, влияют на реакцию индивида на объе! тивные ситуации и в некоторых случаях играют жизнен" важную роль в формировании новых социальных и жоъ мических обстоятельств.

3. Хотя культуры — это напряженные системы, которые обь но консервативны и сопротивляются изменениям, одна


они могут выступать и в роли мощных локомотивов пере­мен. Когда изменяются объективные давления и ограниче­ния либо когда вследствие контактов с другими группами, изменяются субъективные интерпретации, культура может меняться — иногда очень глубоким и непредсказуемым образом.

4. Одни аспекты культуры могут значительно меняться и при этом оставлять незатронутыми другие ее аспекты. Вряд ли можно распознать местечковых евреев в их уверенных и пользующихся социальным признанием потомках, населя­ющих студенческие городки и восседающих за столами со­ветов директоров компаний, хотя дух учености и прагма­тизма, заложенный в еврейскую религиозную и торговую традицию две тысячи лет назад, легко уловим в любой группе западных евреев и сегодня. Грязного и невежественного ирландца сегодня трудно найти по обе стороны Атлантики, хотя у них по-прежнему сохраняется традиция великолепно­го владения языком, а алкоголь все еще остается предписы­ваемым культурой средством борьбы со стрессом и печалью.

Формирующиеся в настоящий момент дисциплины — «куль­турная психология» и «когнитивная антропология» (D'Andrade, 1981; Shweder, 1991; Stigler et al., 1990) могут в конце концов помочь нам описать и предсказать динамику вышеописанных про­цессов более удовлетворительным и систематическим образом. Эти новые дисциплины, находящиеся на пересечении антропологии, экономики, социологии и психологии, занимают очень выгодное положение для того, чтобы воспользоваться преимуществами меж­дисциплинарного духа, воскресшего в социальных науках. И тра­диционная социальная психология тоже должна сыграть важную роль в совместных усилиях найти некоторую логику в хаотическом нагромождении имеющихся у нас сведений о культуре.

Способными этнические особенности занять тлеете дичностных черт?

Во вступительных абзацах данной главы мы обращали внима­ние на ту роль, которую знание культурных особенностей может сыграть в деле предсказания и адекватного реагирования на пове­дение, наблюдаемое нами в повседневной социальной жизни. Мы надеемся все же, что ни эти вступительные замечания, ни даль-


324 Глава 7

нейшие рассуждения, приводимые в данной главе, не сформироа вали у читателя впечатления, что знание о существовании этни­ческих и культурных различий способно вымостить гладкую до5 рожку для предсказания индивидуальных различий, которые не' удалось предсказать в ходе исследования личностных черт. Несмотря на то что знание особенностей культуры или субкультуры мо жет многое сказать нам о том, что с ее позиций скорее всего будет желательным, допустимым или запретным во многих областях со* циальной жизни, применение этого знания на практике имеет свож ограничения. Мы мало что сможем сказать, например, о том, ка ким образом поведение Билла в некоей конкретной ситуации буч дет отличаться от поведения Джека, основываясь лишь на знаний о том, что Билл является южанином ирландского происхожде ния, имеющим невысокий социально-экономический статус и про­живающим на юго-западе страны, в то время как Джек — живу;

щим в Лос Анджелесе евреем, принадлежащим к среднему классу

Как бы глубоко ни различались практики поведения людей, при' надлежащих к различным обществам, внутри этих обществ подобны различия редко бывают большими или взаимно согласованными

Причина подобной гомогенизации заключена в феномене со циального влияния, а также в том, что члены различных соци альных групп, существующих в обществе, обычно сталкиваются' довольно сходными объективными реалиями и формируются по, их воздействием. Действительно, некоторые из описанных в это! главе культурных, этнических и классовых различий, существую! щих в нашем обществе, могут быть не очень большими (по край ней мере когда они представлены традиционными показателями! Существенным, например, является совпадение в ценностях и убеУ дениях между представителями социальных групп, обладающ» более высоким или более низким социально-экономическим cti тусом. Что до этнических различий, то они становятся особен? заметны лишь тогда, когда объектом нашего внимания становит< частота экстремальных поведенческих проявлений, таких, ка' например, алкоголизм, убийства, либо исключительный вклад развитие музыки, искусства, спорта или специфических сфер и" теллектуальной деятельности, что вполне согласуется с наши] рассуждениями о статистике индивидуальных различий, приводе ной в главе 4.

Важно также сознавать, что хотя многие этнические различия вписываются в традиционные координаты личностных черт (так,


например, протестантская этика неплохо ложится на обыденные представления об ответственности и сознательности, а традици­онная латиноамериканская simpatica, или межличностная отзыв­чивость, хорошо совмещается с такой чертой, как дружелюбие), многие этнические особенности не столь хорошо представлены в обыденной психологии и, похоже, не являются частью традици­онных параметров индивидуальных различий. Например, многие из аспектов коллективизма, такие, как значимость родственных отношений, а также многие аспекты различий между социальны­ми классами, такие, как локус контроля, не соответствуют пара­метрам, открывающимся обыденному наблюдателю.

Как следствие, общаясь друг с другом, люди могут упускать из виду либо неправильно истолковывать некоторые интересные и важные культурные различия. Когда различия в поведении возни­кают в результате действия норм или различий в интерпретации, имеющих культурное происхождение, они могут быть ошибочно отнесены к какому-либо концептуально связанному с ними пара­метру индивидуальных различий. Предсказания же поведения в но­вых ситуациях, сделанные без учета упомянутых культурных фак­торов, будут скорей всего ошибочными или по меньшей мере нео­боснованно уверенными.

Почему этнические особенности играют все возрастающую роль в современной ykusuu?

По мере того как XX в. близится к завершению, во всем мире все более преобладающими становятся два факта: один — вселяю­щий надежду и другой — порождающий тревогу. Обнадеживает то, что экономические и политические системы развитых стран дей­ствительно сближаются. А тревожит то, что межэтнические грани­цы как внутри одной страны, так и между разными странами, по всей видимости, лишь упрочиваются. Подобные границы можно усмотреть и в расовых конфликтах среди студентов американских университетов, и в межэтнических раздорах, разгоревшихся по мере ослабления централизованной власти перед распадом Советского Союза, и в непрекращающихся по всему миру племенных и рели­гиозных бойнях.

Не может ли быть так, что эти два факта как-то соотносятся между собой?

Начнем с первого. Можно усмотреть явную связь между рацио­нализмом Просвещения и Реформации и типом экономической


326 Глава 7

модели, которая, похоже, лучше всего работает в современном;

мире. Будучи в основе своей капиталистической, она находит пути смягчения ужасных пророчеств Маркса об эксплуататорских тен денциях капитала, например, в государственном перераспределен •i нии богатства по образцу скандинавских стран или в патерналистских установках капиталистов, исповедующих японский стиль! управления. Системы хозяйствования и те общества, которые их поддерживают, являются наиболее рациональными и человечными из всех, когда-либо известных миру. I

Однако сама открытость и рациональность подобных обществ! может содержать в себе семена этнического конфликта. Во-пер-Ц вых, в обществах, где хорошо идентифицируемые группы в раз-, ной степени преуспевают — не важно, по причине ли предвзятого отношения к ним со стороны других или разного уровня владения необходимыми для работы навыками и разного отношения к ра­боте, — сам свободный характер этих обществ позволяет этничес­кому конфликту быстро развиваться. Во-вторых, далеко немногие из экономически развитых обществ сформировали к настоящем моменту идеологии, способные удовлетворить человеческую по требность в осмысленном существовании и ощущении общности! Во многих из этих современных обществ религия уже слаба, а эт ническая общность представляет собой привлекательную, хотя опасную альтернативу ей.

Если новые факты о роли этничности не являются преходящим и если наши рассуждения об истоках этих фактов заслуживают какого-нибудь внимания, то это значит, что ученым в области соци альных наук необходимо определить содержание этнических разли;

чий, разъяснить его представителям различных общественных кру­гов и изыскать пути уменьшения возможностей для разжигания кон' фликтов.


Применение социальной психологии на npakmuke

Некоторые методологические уроки для исследователей-практиков и их клиентовКогда «крупные» социальные проекты терпят крахКогда «мелкие» социальные проекты удаютсяВлияния атрибуций и навешивания ярлычков в школьном классеСубъективные восприятия и их объективные последствия для здоровьяПрименение социальной психологии в повседневной жизни

Когда социальные психологи применяют достижения своей науки к проблемам, возникающим в наших учебных заведениях, на рабочих местах или по месту жительства, все их усилия в этом направлении испытывают сильное влияние, а зачастую являют­ся впечатляющим свидетельством правоты принципа ситуацио-низма. Там, где житейская мудрость видит причины возникающих проблем в первую очередь в общих несовершенствах человеческо­го рода или слабостях отдельных индивидов, социальный психо­лог сопротивляется тому, чтобы «винить во всем жертву». Вместо этого, анализируя лежащие в основе причины и предлагая воз­можные пути решения, социальный психолог пытается увидеть ситуационные барьеры и стратегии их преодоления. Более того, те из нас, кто присоединился к последователям школы Левина, склонны концентрировать свое внимание на непосредственном ок­ружении, в особенности на тех социальных процессах, которые

328 Глава 8

порождают поведенческие нормы, и на канальных факторах, опос-редующих взаимоотношения между аттитюдами и поведением. \

Несмотря на то что социальные психологи-практики просто обречены быть ситуационистами, успех их деятельности зависит в1 конечном счете от их понимания двух фундаментальных положе ний, также обсуждаемых на протяжении этой книги, — решающей роли субъективной интерпретации и динамической природы когни­тивных и социальных систем.

Первое из этих положений обязывает практика принимать вс внимание (а при необходимости и пытаться изменить) субъек тивные оценки, даваемые людьми той конкретной ситуации, в которой они находятся, а также субъективные оценки любых воз";

действий, задуманных для улучшения этой ситуации. Второе из упомянутых положений обязывает социального психолога-прак тика отслеживать динамику как социальных систем, в предела которых разворачивается деятельность людей, так и когнитивны систем, посредством которых они обрабатывают получаемую ин формацию. В частности, искушенный практик отдает себе отчет Ц том, что стабильность системы социального сообщества, равн как и стабильность системы убеждений, поддерживается мощны! ми силами, но что при этом оба типа систем могут быть подверг! нуты глубоким изменениям, если случайно или преднамерен! а влияние этих стабилизирующих сил будет поколеблено.

По мере обсуждения нами на протяжении данной главы ра личных случаев успешных и безуспешных социальных проектов м будем снова и снова возвращаться к этим фундаментальным поле жениям социальной психологии, а также к тем урокам, которы вытекают из них для всех нас — не только исследователей, плащ рующих социальные программы, но и всех людей, живущих в ее циальном мире: детей и родителей, студентов и преподавателе пациентов и терапевтов, работников и работодателей. Эти урок обладают способностью изменять наше понимание и способы р< агирования на события, из которых и складывается наш социальнц опыт: повседневные социальные обмены, в которых мы участвуй и которые лично наблюдаем, примечательные происшествия,, которых нам рассказывают окружающие, а также более масштаГ ные события, находящие отражение в средствах массовой комм никации. Однако вначале мы должны уделить какое-то время ра смотрению некоторых уроков, имеющих отношение не к теор* социальной психологии, а к ее методологии.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.