Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация истории римского права






 

Продолжительность существования римского правопорядка, его заметные изменения под влиянием различных факторов предполагают обнаружение отдельных этапов этого существования, обладающих заметными признаками отличия: любое историческое явление создает проблему периодизации его жизни. «Но всякая периодизация произвольна: она свидетельствует ad libitum различные последовательности разделений или хронологических распределений, которые будут варьироваться в соответствии с исходной точкой зрения и принятыми критериями».[7] Романистика (наука о римском праве) демонстрирует как раз произвольность представлений в этом вопросе.

Русская романистика начала XX в. опиралась на перемены государственного строя (эпоха царей, республика, монархия), создавая свою классификацию этапов изменения римского правопорядка. Так И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права: период царей (753-510 гг. до Р. Х.); период республики (509-28 г. до Р. Х.); период принципата (27 г. до Р. Х. - 284 г.); период домината (285-476 гг.).

В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.

В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого «надстроечного» явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право - формирование рабовладельческих отношений, классическое право - проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право - кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно привести следующую схему:

1. Древнейший период (от образования римского государства до первой пунической войны) - от VI в. до н.э. до III в. до н. э.; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.

2. Классический период (от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) - от III в. до н. э. по III в. н. э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.

3. Постклассический период - от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.

И первая, и вторая схемы могут служить иллюстрациями к истории римского права, но очевидно не обладают содержательной полнотой и последовательностью.

Итальянский исследователь Чезаре Санфилиппо указывает, что на Западе достаточно распространенным является разделение римской истории на четыре периода: архаический период (754–367 гг. до Р.Х.) - от образования Города до утверждения должности городского претора; предклассический период (367–27 гг. до Р.Х.) - от утверждения должности городского претора до начала принципата; классический период (27 г. до Р.Х. – 284 г.) - от возникновения принципата до утверждения домината; послеклассический период (284–565 гг. н.э.) - от утверждения домината (прихода к власти Диоклетиана) до завершения правления византийского императора Юстиниана.

Однако сам указанный автор считает данную схему не вполне удовлетворительной в прослеживании действительной эволюции римского права. По его мнению, более обоснованным будет разделение истории, основанное на последовательности великих кризисов и следовавших за ними внезапных трансформаций римского общества в экономической, нравственной и духовной сферах, в его обычаях, в представлениях о семье. Он полагает, что именно этим великим кризисам и следовавшим за ними преобразованиям общественной жизни, соответствуют кризисы и преобразования юридической системы.

В силу этих представлений, историю развития римского права можно разбить на три этапа:

а) первый: от основания Рима до разрушения Карфагена и Коринфа (754–146 гг. до Р.Х.);

б) второй: от разрушения Карфагена и Коринфа до прихода к власти Диоклетиана (146 г. до Р.Х. – 284 г.);

в) третий: от Диоклетиана до Юстиниана (284–565 гг. н.э.).

 

а) Для первого этапа характерно архаическое, строго формалистическое право, которое целиком базируется на обычаях (mores maiorum) и, следовательно, по форме является неписаным правом (ius non scriptum). Принятие в этот период законов XII таблиц не отменяет этих главных характеристик архаического правопорядка: первоначальное законодательство только уточняет некоторые главные положения публичного и частного права. При толковании норм этого права, осуществляемом исключительно жреческой коллегией понтификов, во внимание принимается буквальное значение слов того или другого юридического акта; действительное значение правила (его дух), действительная воля субъектов сделки не принимаются во внимание.

Устность, торжественность (даже ритуальность) характерны как для совершения сделок между гражданами, так и для отправления правосудия, которое осуществляется в рамках «ординарного процесса» (cognitio ordinum).

Этот правопорядок называется ius civile Quiritum (квиритское право). Он имеет строго «персональный» и национальный характер в том смысле, что распространяется только на римских граждан: «неримляне» не подпадают под его защиту. Более того, его субъектами выступают только «отцы семейств» (patres familias), которые в своих отношения полагаются на «добропорядочность» (fides) близко знающих друг друга соседей. Кредитно-долговые отношения между ними не образуют обязательств в формально-юридическом значении, но создают узы личного закабаления должника. Их власть над семьей (dominium) безгранична.

Этот правопорядок в последующем обозначается как «древнее право» (ius antiquum).

б) Второй этап вызван к жизни колоссальными переменами всего строя римской общины: происходит стремительная средиземноморская экспансия Города, сопровождаемая величайшим социально-экономическим кризисом. Общество из аграрного, чье хозяйство построено на натуральном обмене, превращается в товарное, где решающее значение приобретает «глобальный» оборот товаров и капиталов. Расцветает промышленность и торговля; совершенствуется строительное дело. Одновременно широко распространяется высшая культура эллинистического мира. Под влиянием этих факторов в обществе возникает новая – скептическая и гедонистическая мораль; стремление к роскоши, к путешествиям, к познанию мира вытесняют суровые и простые «заветы отцов». Рушится монолитность римской семьи; обычаи теряют свою строгость; коллективистские нравы, основанные на добропорядочности, уступают место эгоистическому индивидуализму.

Происходит глубинное изменение правопорядка; но главную роль в этом играет не законодательство, а весьма специфические формы правообразования. Прежде всего – это «преторское право» (ius honorarium) – результат деятельности особых магистратов, уполномоченных контролировать правильность отправления правосудия. В своей практике они по преимуществу обращаются к «праву народов» (ius gentium) – универсальным принципам права, основанным на «естественном разуме» (naturalis ratio). Судопроизводство в форме «ординарного процесса» все в большей степени заменяется «экстраординарным процессом» (cognitio extra ordinum).

«Преторское право», обновление права посредством «постановлений сената» (Senatus consulta) и «постановлений принцепсов» (constitutiones principum), научная разработка этих новых правовых источников посредством толкования их учеными юристами (iurisprudentia) приводит к возникновению «нового права» (ius novum), универсального и проникнутого духом справедливости.

в) Третий этап характеризуется упрощением сложных и тонких юридических представлений, выработанных в предшествующий период; это вызвано «огосударствлением» как судопроизводства, так и нормотворчества. В последующем, сложившееся в этот период право получает наименование «вульгарное римское право».

Одновременно с упрощением, для этого этапа свойственны попытки систематизации громадного юридического материала, накопленного за многие столетия; данная тенденция завершается лишь в первой трети VI в., когда создается законодательство Юстиниана.

Наконец, нельзя не отметить заметного влияния христианских представлений и идеалов гуманизма, милосердия и любви к ближнему, которые в этот период в значительной мере вытесняют из правосознания идеи индивидуализма, свойственные классическому праву.[8]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.