Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переутомление






Переутомление возникает при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным. Оно возникает при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или недостаточный ночной сон, длительное пребывание у телевизора, принятие алкогольных напитков, чрезмерная еда и т.п.), а также - при чрезмерной рабочей нагрузке в предыдущий день.

При систематически повторяющемся переутомлении возникает хроническое

утомление - это уже пограничное состояние с заболеванием.

Хроническое утомление, если оно продолжается даже в течение нескольких дней,

может привести к заболеванию и, в первую очередь, к различным неврозам.

Признаки хронического утомления достаточно хорошо выражены, что делает

доступным его диагностирование любому из нас, даже не обладающему специальным

опытом в этой области.

Первый признак - ощущение усталости до начала работы и низкая

работоспособность в течение всего рабочего дня.

Второй признак - повышенная раздражительность. Человек реагирует совершенно

неадекватно на всевозможные, даже самые незначительные раздражители: шутки

товарищей, справедливые замечания руководителей и т.п.

Третий признак - исчезновение интереса к работе.

Четвертый тризнак - ослабление интереса к окружающим событиям, даже тем,

которые касаются самого данного лица.

Пятый признак - снижение аппетита.

Шестой признак - падение веса.

Седьмой признак - нарушение сна: трудное засыпание и просыпание, бессонница,

порывистый поверхностный сон, кошмарные сновидения и т.д.

Восьмой признак - понижение устойчивости к различным инфекциям и, в первую

очередь, предрасположенность к простудным заболеваниям.

Кроме этих симптомов, могут наблюдаться головные боли, головокружение,

тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых

рук, иногда и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм.рт.ст., повышенная

потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе,

автомобиле, самолете и т.п.), затруднения в восприятии пространства, иллюзии и др.

Установить хроническое утомление можно только по совокупности признаков этих

состояний, а не по одному из них, пусть даже и очень выраженному. Моносимптом (один,

два симптома) может иметь причину, не связанную с работой.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

Первый принцип постепенности. В работу следует входить постепенно, не

развивая сразу максимального темпа и интенсивности работы, на который человек

способен в данный момент. Иначе говоря, необходимо пройти фазу врабатывания.

Второй принцип последовательности. В работу надо входить последовательно,

переходя от простого к сложному, от известного к неизвестному. То есть сначала надо

усвоить азы, основы предмета, а затем переходить к более углубленному его освоению.

Третий принцип систематичности, ритмичности. Необходимо работать

систематически, соблюдая определенный ритм. Не следует работать рывками, создавая

периоды " ничего неделанья", и выполнять работу за счет " авралов". Это один из способов

перенапряжения и истощения организма.

Четвертый принцип оптимального сочетания труда и отдыха! При организации

труда необходимо соблюдение периодов отдыха: регламентированные паузы в течение

рабочего дня; полноценный отдых (эмоциональное насыщение, сон и т.д.) по

прекращении работы ежедневно, в конце недели и года.

Пятый принцип адекватной оценки труда. Необходимо получать реальную и

эмоциональную оценку труда в соответствии с его результатом. Заниженная или

завышенная оценка, а также " уравниловка" отрицательно влияют на психику школьников,

создают у них хронический стресс, невротические состояния и деморализуют коллектив в

целом. Это же касается и успехов школьников и работы педагогов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.