Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилистические особенности общения






 

Общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [26].

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится осознанным и опосредствованным речью. Именно общение в жизни каждого человека является главным видом деятельности, благодаря которому люди достигают социальной общности.

Главной функцией общения является передача и принятие информации. Существует два вида общения: невербальное и вербальное. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Такое общение не предполагает наличие речи и является базовым общением, свойственным всем живым существам. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить [18].

Ежедневно мы принимаем участие в массовом общением, содержащим множественные, непосредственные контакты с незнакомыми людьми, сталкиваемся с различными видами массовой информации. Однако психологически нам важнее межличностное общение, которое подразумевает близость партнеров. Оно базируется на эмоциональной привлекательности, чувстве привязанности, желании сохранить эти отношения и мало зависит от социальных ролей и статусов [27].

В отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог [19].

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалог – это реальная альтернатива императивному и манипулятивному типам отношений. Он позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:

1) Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.

2) Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.

3) Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4) Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

5) Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний [16, с.156].

Так же следует отметить, что информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому, а именно обменивается.

Обратная связь - это информация, «содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора». Цель обратной связи – «помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей» [33, с.214].

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Стиль зависит от разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. На стиль общения оказывают большое влияние и личностные качества человека, приобретённые им в результате определённого воспитания. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

Стиль общения – в психологической литературе понимается как «преобладающая система приемов и способов речевого воздействия, которая используется индивидами в процессе общения на различных стадиях развития контакта» [31, с.119]. Если же система приёмов и способов общения является для того или иного индивида типичной и отличает его от других, то можно говорить об индивидуальном стиле общения.

Зависимость индивидуального стиля общения от индивидуальных свойств личности обнаруживается при сравнении общения различных людей в одинаковых или сходных объективных условиях. У одних субъектов модели поведения складываются быстро и легко изменяются при переменах во внешней среде, у других они формируются медленно и удерживаются дольше, не совпадая подчас с реальной ситуацией. По всей вероятности, темперамент, как неслучайная связь биохимических и физиологических свойств организма со складывающимися далее особенностями его нервной деятельности, выступает как общий стиль реагирования на среду. То есть нервная система, до участия сознания, моделирует поведение организма на основе такой-то потребности и такой-то ситуации [32].

Понятие стиля общения, близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. В.В. Латыновым было проведено исследование личностных особенностей [6]. Результаты исследований послужили основой для выделения пяти стилей речевого поведения:

1) Опекающий – стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.

2) Властный – стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.

3) Отчуждённый – в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.

4) Послушный – скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.

5) Сбалансированный – такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

Стиль речевого поведения характеризуется известной пластичностью, не являясь жёсткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия носитель стиля довольно существенно модифицирует своё речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах, присущую стилю специфичность. Сознательное формирование своего стиля общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта [6, с.168].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.