Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основание






Рассмотрено и УТВЕРЖДАЮ

Рекомендовано

На заседании кафедры д.ю.н., проф. Рукавишникова И.В.

ТиИПГ

Протокол № ____1___ _______________________

«_30_»__08___2008г. _______________________

Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Напалкова И.Г «_30_»__08___2008г.

________________

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Правовая ментальность России»

цикла ОПД по специальности 030501 «Юриспруденция»

 

Составитель: к.и.н., доцент каф. Теории и истории права и государства И.В. Абдурахманова

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Содержание учебно-методического комплекса

 

1. Рабочая программа дисциплины……………………………………3

2. Методические рекомендации ………………………………………42

3. Тесты, вопросы к экзамену и зачету………………………………

4. Сведения о ППС……………………………………………………

5. Использование инновационных методов…………………………

6. Словари, глоссарии…………………………........................................

 


 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ РОССИИ»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

 

ОПД.В.4 Правовая ментальность России

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (И)

030501 – Юриспруденция

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (И) 030501-01 - Гражданско-правовая, 030501-02 - Уголовно-правовая, 030501-03 - Государственно-правовая, 030501-04 Финансово-правовая, 030501-05 Информационное право.

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Юридический  
КАФЕДРА   Теории и истории права и государства  
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* Работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    5 лет 3 года 6 мес. 6 лет 3 года 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам        
5 сем 5 сем 4 курс  
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам        
5 сем 5 сем    
Индивидуальная работа, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам     4 курс 3 курс
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам 1. подготовка к семинарским занятиям 2. написание реферата 3. подготовка к зачету 4. выполнение творческих заданий 5. написание контрольной работы 6. подготовка к контрольной работе 7. самостоятельное изучение разделов курса                
Зачеты, по семестрам, час 5 сем 5 сем 4 курс 3 курс
                   

ОСНОВАНИЕ

Учебный план специальности 021100 (030501) «Юриспруденция» специализации 021101 (030501-01) «Гражданско-правовая», 021102 (030501-02) «Уголовно-правовая», 021103 (030501-03) «Государственно-правовая», 021104 (030501-04) «Финансово-правовая», 021105 (030501-05) «Информационное право» одобрен Ученым советом ВУЗа от 21.02.2006г. протокол №5

 

АВТОР к.и.н., доцент, доцент каф. ТиИПГ   Абдурахманова И.В. 12 июня 2008
       

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой Теории и истории права и государства   Напалкова И.Г. 30.08.08г.
       

 

Учебно-методическим советом специальности      

 

Учебно-методическим управлением      

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Правовая ментальность России относится к циклу теоретических и историко-правовых дисциплин, призванных сформировать у студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», основы профессионального юридического мышления и правовой культуры. Она способствует формированию у студентов представлений о различных методологических подходах к праву, помимо позитивизма, положенного в основу современного юридического образования. Основная цель спецкурса заключается в изучении студентами основных факторов и закономерностей формирования российской правовой системы, роли правового менталитета и национального правосознания в этом процессе, типологических черт национальной правовой ментальности и взаимообусловленности смыслообразующих идей российского правосознания и тенденций государственно-правового развития. Рамки спецкурса позволяют решить следующие образовательные задачи: 1. изучить теоретико-методологические и исторические аспекты формирования национального правового менталитета; 2. изучить основные категориальные конструкции курса; 3. усвоить типологические черты национального правового менталитета и объяснить их высокую адаптивную способность на различных этапах государственно-правового развития; 4. выявить истоки и предпосылки состояния общественного правосознания в России на современном этапе и исследовать его воздействие на процесс реформирования политической и правовой системы; 5. изучить проблему правового нигилизма как типологической черты национального правового менталитета; 6. проанализировать соотношение таких дефиниций, как «правовой менталитет», «правовое сознание», «правовая психология»; 7. исследовать на основе новейшей юридической литературы проблему деформированности национального правового сознания;  

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Спецкурс «Правовая ментальность России» предназначен для студентов старших курсов юридических факультетов. Его содержание является дополнением к дисциплинам общепрофессионального цикла («Теория права и государства», «История права и государства России», «Всеобщая история права и государства»). Являясь дискуссионными в современной юридической науке, проблемы формирования и трансформации правового менталитета позволяют значительно расширить представления студентов о факторах правового развития России и перспективах развития национальной государственности. Ведущие специалисты признают правовой менталитет одним из приоритетных факторов реализации современной правовой реформы. Содержание спецкурса затрагивает такие сферы национальной правовой культуры как правовое сознание, правовое мышление, правовой менталитет. Методологической основой спецкурса является антропологический и духовно-культурологический подходы к правосознанию и правовому менталитету, которые позволяют сформировать целостное представление об особенностях развития национального правового менталитета. Особенность предмета курса состоит в его междисциплинарном характере, в сочетании исторических и юридических методов. Содержанием спецкурса предполагается изучение истоков уникальной особенности правоотношений, факторов эволюции национальной правовой ментальности, её влияния на государственно-политическое и правовое развитие России. Программа курса включает два блока проблем: 1. Теоретико-методологические проблемы, включая категориальное определение правосознания, правовой культуры, правового менталитета, правового нигилизма и др. 2. Историко-правовые проблемы, связанные с изучением факторов формирования и механизма эволюции национального правового менталитета на различных этапах его исторического развития. Студент должен знать 1. основные методологические подходы к проблеме правосознания и правового менталитета; 2. основные этапы развития отечественной и зарубежной историографии этой проблематики, начиная со второй половины 19 в.; 3. базовые понятия курса: правовой менталитет, правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм и др.; 4.содержание процесса формирования и исторической трансформации правового менталитета в России; его типологические черты; 5. особенности современного общественного правосознания в России, перспективы его дальнейшей модернизации.
Студент должен уметь 1. аргументировано провести сравнительный анализ российского и западноевропейского правового менталитета; 2. объяснить основные факторы формирования уникальной российской правовой ментальности; 3. объяснить преемственность правового менталитета на различных этапах исторического развития; 4.самостоятельно работать с научной и учебной литературой; 5.формулировать место национального правового менталитета как одного из факторов преобразования юридической действительности; 6.раскрывать особенности государственного развития различных правовых систем; 7. вести конструктивную дискуссию относительно наиболее спорных проблем спецкурса; 8. различать достоинства и недостатки различных методологических подходов в исторической науке; 9. хорошо ориентироваться в современном понятийном аппарате теории права и историко-правовых дисциплин;
Студент должен иметь представление о правовом менталитете как научно-юридической и практической категории и его роли в процессе политико-правового развития России.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
1. История государства и права зарубежных стран. ОПД.Ф.04. (1-2 сем.) 2. История отечественного государства и права. ОПД.Ф.03. (1-2 сем.). 2.Теория государства и права. ОПД.Ф.01. (1-2 сем.) 3.Римское право. ОПД.Ф.17. (2 сем.) 4. Сравнительное правоведение (7 сем.)  

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Объяснительно-иллюстративный метод (монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала) О-И  
Интерактивный метод «мозговой штурм» Интерактивные методы, применяемые в процессе преподавания Истории государства и права зарубежных стран, связаны с «погружением» студента в ситуацию профессиональной деятельности. Это проблемное обучение через действие. Интерактивные методики предоставляют уникальную возможность тренинга профессиональных навыков. Задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого интерактивного метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности; а также в структуризации изученного материала. МШ
Интерактивный метод «сократовский диалог» Сократический диалог или «Сократовский метод» состоит в том, чтобы, задавая последовательно вопросы, подвести студента к определенному правильному утверждению. Это позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога. Вопросы может задавать не сам преподаватель, а студенты в рамках работы малых групп или каждый индивидуально. СД
Интерактивный метод «работа в малых группах» Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов. РМГ
Творческие задания используются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах. ТЗ

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
    Тема лекции №1 «Предмет и методология курса». 1.Предмет спецкурса, его академическая актуальность. 2.Особенности методологии изучения правового менталитета. Классификация методов изучения духовно-культурологических явлений.   М, МШ О-И Д  
    Семинар №1. «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета. Его понятие и структура». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии. 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура». 3.Функции правового менталитета. 4.Исторические типы правового менталитета     Д И ТЗ
    Тема лекции №2 «Основные историографические подходы к проблеме правового менталитета. Семантика понятий «правовой менталитет» и «правосознание». 1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии 2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»     М Д О-И  
      Семинар №2. «Факторы формирования российской правовой ментальности и ее типологические черты». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические, социокультурные и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3.Типологические черты российского правового менталитета     О-И Д ТЗ МШ  
    Тема лекции №3 «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». 1.Периодизация истории формирования и развития правового менталитета в России 2.Геополитические и природно-климатические факторы формирования национального правового менталитета 3. Социокультурные и религиозные условия формирования национального менталитета. Отличия католического правопонимания от православного. 4. Факторы трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.   М О-И Д МШ  
    Семинар №3. «Теоретико-методологические и практические аспекты проблемы правового нигилизма» 1.Правовой нигилизм как предмет юридического исследования. 2.Основные подходы к определению правового нигилизма. 3.Факторы формирования нигилистического правосознания в России     Д И ТЗ  
    Тема лекции №4 «Типологические черты национального правового менталитета». 1.Актуальность и дискуссионность вопроса о типологических чертах национального правового менталитета 2.Понятие соборности и общинности национальной правовой культуры 3.Характеристика патернализма как черты национального менталитета. 4.Эгалитарность и инверсионализм в массовом правосознании     М Д О-И П  
    Семинар №4. «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.» 1.Правовой статус основных групп населения и особенности становления российского конституционализма 2.Влияние буржуазной модернизации на правовые установки граждан. 3.Правовой позитивизм в русской юриспруденции     И Д МШ ТЗ
    Тема лекции №5 «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1.Актуальность проблемы правового нигилизма. 2.Основные научные подходы к проблеме. 3.Особенности российского правового нигилизма и факторы его формирования. 4.Формы проявления и перспективы преодоления правового нигилизма в современной России.     М Д О-И МШ  
    Семинар №5. «Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания россиян в 1917 г.» 1.Рефлексия политики демократизации в массовом сознании. Особенности трактовки свободы и законности 2.Преемственность правоаксиологических установок граждан: реализация представлений о неприкосновенности личности и собственности 3.Роль массового правосознания в реализации леворадикальной политико-правовой альтернативы     И ТЗ МШ О-И
    Тема лекции №6 «Преемственность правоаксиологических установок дореволюционного и постреволюционного периодов». 1.Особенности рефлексии законности и права в массовом сознании россиян 2.Представления о государственной власти и правосудии. 3.Преемственность отношения к собственности и представлений о легитимных способах её возникновения     М Д О-И    
    Семинар №6. «Становление революционного правопонимания в 1917-1922 г.» 1.Становление концепции революционного правосознания. Политико-правовая доктрина большевизма. 2.Рефлексия революционной законности в массовом правосознании. 3.Особенности проявления правового нигилизма в советский период       Э Д ТЗ И
    Тема лекции №7 «Проблемы национального правового менталитета в русской философии и художественной литературе». 1. Апологетика правового нигилизма в произведениях Л. Толстого 2. Закон и правосудие в произведениях Ф. Достоевского 3. Русская религиозная философия о правосознании россиян     М Д О-И  
    Семинар №7 «Становление тоталитарной модели правосознания». 1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России     Э Д И ТЗ  
    Тема лекции №8 «Проблема становления тоталитарного правосознания в России. Его типологические черты». 1.Факторы становления тоталитарного правосознания в 1922-1935 гг. 2.Типологические черты тоталитарного правосознания 3.Перспективы его преодоления в постсоветской России     М Д О-И  
    Семинар №8 «Актуальные проблемы современного уровня правосознания в условиях демократизации российской государственности». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления   Э Д И ТЗ  
    Тема лекции №9 «Характеристика современного российского правового менталитет. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы». 1.Взаимообусловленность процесса демократизации и модернизации ментальной сферы общества 2.Проблема правового нигилизма в условиях демократизации. Способы его преодоления 3. Юридическая полемика о разработке национальной правовой доктрины.     М Д О-И
    Семинар №9. Итоговое занятие.  

2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом

 

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
    Тема: «Предмет и методология курса. Теоретико-методологические аспекты правового менталитета» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Духовно-культурологический методологический подход к исследованию правового менталитета и правосознания. б) Правовой менталитет в контексте юридической антропологии. в) Правовой менталитет как объект интегративной интерпретации. г) Массовое правосознание в структуре правового менталитета. д) Правовой менталитет как исторически детерминированный феномен. е) Проблема категориального соотношения правового менталитета, правовой психологии и массового правосознания в современной юридической литературе. 2. Индивидуальное консультирование студентов в процессе подготовки к семинарскому занятию №1.     ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Основные историографические подходы к проблеме правового менталитета» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Проблема правосознания в русской дореволюционной юриспруденции б) Этико-нормативистский подход к проблеме правосознания в русской философии права к.19-нач. 20 вв. в) Учение А.И. Ильина о сущности правосознания. г) Проблема правосознания в психологической школе права. д) Категория правосознания в современной юридической литературе. е) Проблема категориальной идентификации массового правосознания ж) Соотношение массового и общественного правосознания. з) Типологические черты массового правосознания как исторически детерминированного феномена. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №2.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Факторы формирования российской правовой ментальности и её типологические черты» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Социокультурные факторы формирования российской правовой ментальности. Гетерогенность славянской культуры. б) Смыслообразующие идеи западной и восточной правовой культуры: компаративный анализ. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №2.     ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Факторы формирования российской правовой ментальности и её типологические черты» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Факторы формирования патерналистской парадигмы правовых представлений. б) Предпосылки формирования социоцентристского правового менталитета в России. в) Инверсионализм как особенность российского правового менталитета. г) Формирование правовых представлений о собственности. Понятие эгалитаризма. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №3.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Теоретико-методологические и практические аспекты правового нигилизма» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Проблема правового нигилизма в русской философии права начала 20 в. б) Категория правового нигилизма в современной юридической и философской литературе. в) Проблема правового нигилизма в историко-правовой интерпретации. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №3.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Типологические черты национального правового менталитета» 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Факторы формирования российской правовой ментальности. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №4.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв.». 1.Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №4. 2.Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Влияние буржуазной модернизации начала 20 в. на трансформацию правовых представлений основных социальных страт российского общества. б) Трансформация массового правосознания в условиях становления российского конституционализма в 1904-1916 гг. в) Правовой статус крестьянства и промышленных рабочих как фактор формирования нигилистических правовых установок массового правосознания. г) Проявления кризиса массового и профессионального правосознания в России в начале 20 в. д) Формы проявления социоцентризма массового правосознания в России в начале 20 в. е) Синхронизация правовой и морально-нравственной аномии в массовом российском правосознании в начале 20 в. ж) Официальное правосудие в массовом правосознании в начале 20 в. Понятие самосуда. з) Десакрализация монархической власти в массовом правосознании начала 20 в. е) Правовые представления русского крестьянства в условиях конституционных преобразований начала 20 в.         ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Проблема правового нигилизма в отечественной и зарубежной юридической литературе». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Проблема нигилизма в европейской философии 19-нач 20 вв. б) Проблема правового нигилизма в контексте историко-правовых исследований 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №5.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в России в 1917 г.». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Трансформация правовых представлений о легитимности государственной власти в условиях демократизации российской государственности б) Проявление инверсионализма правового менталитета в феврале-октябре 1917 г. в) Особенности рефлексии политики демократизации в правосознании граждан в феврале-октябре 1917 г. г) Факторы формирования революционного правосознания. Его типологические черты. д) Органы охраны правопорядка в революционном правосознании 1917 г. е) Реализация революционного правосознания в моделях правового поведения граждан. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №5.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Формирование социалистического правосознания в Советской России». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Правовая доктрина большевизма как фактор трансформации массового правосознания в 1917-1921 гг. б) Становление концепции «революционного правосознания» и «революционной законности». в) Советский суд в массовом правосознании граждан. г) Социально-правовой негативизм массового правосознания в 1918-1924 гг. д) Рефлексия революционной законности в массовом правосознании 1917-1924 гг. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №6.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Становление революционного правопонимания в России». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Правовая доктрина большевизма как фактор трансформации массового правосознания в 1917-1921 гг. б) Становление концепции «революционного правосознания» и «революционной законности». в) Советский суд в массовом правосознании граждан. г) Социально-правовой негативизм массового правосознания в 1918-1924 гг. д) Рефлексия революционной законности в массовом правосознании 1917-1924 гг. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовки к семинарскому занятию №6.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Проблема национального правового менталитета в русской художественной литературе». 1.Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №7. 2.Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) «Антиюридизм» в творчестве Л.Н. Толстого.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Становление тоталитарной модели правосознания». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Предпосылки становления тоталитарного правосознания. б) Типологические черты тоталитарного правосознания. в) Преемственность правовых представлений дореволюционного и советского периодов. 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №7.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Становление тоталитарной модели правосознания». 1. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №8.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Актуальные проблемы современного общественного правосознания в условиях демократизации российской государственности». 1.Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к семинарскому занятию №8. 2.Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Правовой нигилизм в России на рубеже 20-21 вв.: проблемы преодоления.     ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Тема: «Характеристика современного российского правового менталитета». 1. Тематика научных докладов, предназначенная для заседаний научно-образовательного студенческого кружка или для подготовки научно-исследовательской работы для представления на внешний конкурс студенческих работ: а) Научно-юридическая полемика о разработке общенациональной правовой идеологии 2. Индивидуальное консультирование студентов при подготовке к итоговому семинарскому занятию.       ПБ, Исс. ТЗ Э  
    Подготовка к зачетному занятию.  

2.3. Самостоятельная работа студента

Неделя Кол. Час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
    1 ч.     10 ч.   1 ч.     Тема 1. Предмет, методология курса. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Правовой менталитет как предмет социологического знания б) Теория правового менталитета в системе юридического знания в) Исторические и формально-юридические методы изучения правового менталитета 2. Тематика реферативных работ а) Правовой менталитет как интегративная, междисциплинарная категория. 3. Подготовка к семинарскому занятию №1.    
      1 ч.   1 ч. 10ч. Тема 2. Теоретико-методологические аспекты правового менталитета 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Функции правового менталитета б) Исторические типы правового менталитета 2. Подготовка к семинарскому занятию №1. 3. Тематика реферативных работ а) Социологическая школа изучения правового менталитета и правосознания б) Менталитет как предмет изучения представителями исторической школы Анналов в) Особенности изучения менталитета в рамках формационного и цивилизационного подходов.    
    1 ч.     1 ч. 10ч. Тема 3. Основные историографические подходы к проблеме правового менталитета. Семантика понятий «правовой менталитет» и «правосознание» 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Соотношение категорий «правовой менталитет» и «правовая культура» б) Современная историография правосознания 2. Подготовка к семинарскому занятию №2. 3. Тематика реферативных работ а) Учение И.А. Ильина об аксиомах правосознания б) Общая характеристика духовно-культурологического подхода к правосознанию и правовому менталитету. в) Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-начала 20 вв. г) Ценность правовой культуры в представлениях российского общества 19 – нач. 20 в.    
      1 ч.   1 ч. 10ч. Тема 4. Факторы формирования российской правовой ментальности и её типологические черты. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Геополитический фактор формирования национального правового менталитета б) Православие как фактор становления русского типа правовой ментальности 2. Подготовка к семинару №2. 3. Тематика реферативных работ а) Преемственность правонигилистической традиции правовой культуры в отечественной истории государства и права б) Формы проявления правового нигилизма на современном этапе государственно-правового развития.    
      1 ч. 10ч.     Тема 5. Факторы формирования российской правовой ментальности и её типологические черты. 1. Подготовка к семинару №3. 2. Тематика реферативных работ а) Влияние общинной организации на правовые представления российского крестьянства б) Правовые представления о собственности в массовом правосознании в) Проблемы права и правовой идеологии на Руси г) Персоналистичский аспект православного правосознания    
      1 ч. 10ч.   1 ч. Тема 6. Теоретико-методологические и практические аспекты правового нигилизма. 1. Подготовка к семинару №3. 2. Тематика реферативных работ а) Научная дискуссия относительно факторов формирования нигилистического правосознания в России б) Проблема нигилизма в европейской философии 19 в. 3. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение а) история возникновения термина «нигилизм» б) Правовой нигилизм и правовой идеализм в) Нигилизм как специфическая форма деструктивности.    
      1 ч.     1 ч. 10ч. Тема 7. Типологические черты национального правового менталитета. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема типологизации правового менталитета в научной литературе б) Понятие синкретизма как черты правового менталитета 2. Подготовка к семинару №4. 3. Тематика реферативных работ а) Проявления инверсионализма массового правосознания на различных этапах государственно-правового развития России б) Предпосылки формирования патерналистской парадигмы национального мышления в) Представления о счастье в русском менталитете г) Образы права в России и Франции д) Отдельные смыслообразующие аспекты зла в русском правосознании е) Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур.    
      1 ч.   1 ч. 10ч.   Тема 8. Основные тенденции трансформации массового правосознания в России на рубеже 19-20 вв. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) правовой статус крестьянства и промышленных рабочих в начале 20 в. б) криминализация социума как показатель уровня правового сознания 2. Подготовка к семинару №4. 3. Темы реферативных работ а) Амбивалентность массового правосознания на рубеже 19-20 вв.    
      1 ч. 10ч.   1 ч.   Тема 6. Теоретико-методологические и практические аспекты правового нигилизма. 1. Подготовка к семинару. 2. Тематика реферативных работ а) Научная дискуссия относительно факторов формирования нигилистического правосознания в России б) Проблема нигилизма в европейской философии 19 в. 3. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение а) история возникновения термина «нигилизм»    
      1 ч.   1 ч. 10ч.   Тема 10. Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в 1917 г. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Правовая политика Временного правительства как фактор воздействия на правосознание граждан б) Реорганизация правоохранительной ситсемы в Феврале-Октябре 1917 г. 2. Подготовка к семинарскому занятию №5. 3. Тематика реферативных работ а) Воздействие социалистической теории на массовое правосознание граждан в 1917 г. б) Символы монархии в правосознании россиян. в) представления об идеальном правопорядке в период демократизации российской государственности    
      1 ч.     1 ч. 10ч.     Тема 11. Преемственность правоаксиологических установок дореволюционного и советского периода. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентов: а) Становление советской судебно-правовой системы 2. Подготовка к семинару №6. 3. Тематика реферативных работ а) Правоохранительные структуры в массовом правосознании в дореволюционный и советский период б) Рефлексия политики террора в массовом правосознании в) Социально-психологические и исторические корни террора в годы гражданской войны в России    
      1 ч.     1 ч. 10ч.     Тема 12. Становление революционного правопонимания в России в 1917-1921 гг. 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Право как социальный институт в марксистской теории б) Обоснование классовой сущности права в концепции М. Рейснера и П. Стучки 2. Подготовка к семинару №6. 3. Тематика реферативных работ а) Марксизм о революционном и социалистическом правосознании  
      1 ч.     1 ч.   Тема 13. Проблемы национального правового менталитета в русской художественной литературе 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение: а) Апологетика правового нигилизма в творчестве Достоевского и Толстого 2. Подготовка к семинару №7.    
    1 ч. 1 ч.     Тема 14. Становление тоталитарной модели правосознания 1.Подготовка к семинару №7. 2.Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение а) Тоталитарное правосознание на современном этапе развития российской государственно-правовой системы б) Правовая культура и правосознание в условиях становления тоталитарного общества в) Правовой нигилизм как элемент политики и идеологии тоталитарного государства    
      1 ч. 1 ч.     Тема 14. Становление тоталитарной модели правосознания 1.Подготовка к семинару №7. 2.Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение а) Тоталитарное правосознание на современном этапе развития российской государственно-правовой системы б) Структура тоталитарного сознания    
    1 ч.   1 ч. 10ч.     Тема 15. Актуальные проблемы современного правосознания в условиях демократизации российской государственности 1. Разделы темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентами: а) Проблема кризиса массового правосознания в современной юридической литературе. 2. Подготовка к семинарскому занятию №8. 3. Тематика реферативных работ а) Влияние общественного правосознания на правоприменительную практику б) Деформационные процессы в правосознании гражданского населения в постсоветский период.    
    2 ч.     1 ч.   Тема 16. Характеристика современного российского менталитета. Перспективы его трансформации в условиях правовой реформы. 1.Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение а) Проблема разработки национальной правовой идеологии в юридической литературе. б) Трансформация правосознания общества в современной России 2. Подготовка к итоговому семинарскому занятию    
  2 ч. Подготовка к зачету    

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. База данных тестовых заданий по спецкурсу для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201, 202. 2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия. Ауд.201, 202. 3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по спецкурсу. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий (О-И метод, ПБ, Э). Ауд.307, 201. Пример 1. Тема №2 «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета». Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции 2. Формулировка проблемного задания 3. Диаграмма «Структура правового менталитета» 4. Схема «Функции правового менталитета» База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах 4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ  
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16. Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Истории отечественного государства и права, Истории государства и права зарубежных стран, Сравнительному правоведению, Теории государства и права. Проблемно-ориентированный подход заключается в выявлении общего и особенного в государственно-правовом развитии, а также в обосновании преемственности демократических принципов организации государства и права.
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.  
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)  
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач  
9. Метод работы в малых группах Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения. Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос. Пример 1. Семинар №1 «Теоретико-методологические проблемы правового менталитета». Аудитория делится на две группы, которые получают одинаковое задание: «Доказать объективную необходимость введение в научный оборот категории правового менталитета и его несводимость в понятия правового сознания и правовой культуры». В рамках изучения вопроса о предмете спецкурса «малые группы» могут получить и различные задания. Например, задача одной группы может сводиться в обосновании самостоятельного места категории «правовой менталитет» в теории права. А другая группа должна будет найти контраргументы этого тезиса, основываясь на изучении основных позиций, существующих в научной юридической литературе Пример №2. Семинар «2 «Факторы формирования российской правовой ментальности и её типологические черты». В начале семинарского занятия формулируется академическая проблема, разрешить которую предлагается в процессе работы «малых групп». Проблемный вопрос: Можно ли говорить о существовании специфического российского правового менталитета, отличного от менталитета как восточных, так и западноевропейских стран? Каждая группа готовит свою аргументацию, выслушивая и комментируя (с помощью преподавателя позиции других групп). Поскольку подготовка коллективного ответа на этот вопрос требует изучения значительного количества источников и литературы, студенты могут получить задание заранее.    
10. Творческие задания Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Пример 1. Лекция №3 «Геополитические и социокультурные факторы формирования национальной правовой ментальности». Лектор излагает студентам общую характеристику российского и западноевропейского правового менталитета, а студентам в конце лекции предлагается самостоятельно сформулировать эти отличия в виде тезисов и антитезисов. Пример 2. Семинар №3 «Теоретико-методологические и практические аспекты правового нигилизма». Студентам предлагается самостоятельно, на основе изучения соответствующей научной литературы подготовить презентацию основных подходов к проблеме правового нигилизма, распространенных в современной юридической литературе. На семинарском занятии обсуждение подготовленных выступлений, как правило, сопровождается «направляемой дискуссией». Пример 3. Семинарское занятие №5 «Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в России в 1917 г.». Творческое задание заключается в разрешении проблемной ситуации: студенты должны предложить свой вариант ответа на вопрос «Почему либерально-демократическая альтернатива, предложенная Временным правительством, осталась нереализованной в России в феврале-октябре 1917 г. и какое место в этом процессе занимало состояние массового правосознания?». Пример 4. Семинарское занятие №8 «Актуальные вопросы состояния современного общественного правосознания в условиях российской демократизации». В процессе рассмотрения вопросов семинарского занятия студенты должны найти ответ на вопрос «в чем выражается преемственность современных правовых представлений российских граждан с теми, что исторически сложились несколько столетий назад». Ответ на этот вопрос предполагает обращение студентов к ранее пройденным темам, поэтому способствует активизации мыслительной деятельности.  
11. Метод «Мозговой штурм» Как один из интерактивных методов применяется для актуализации новой темы. Пример 1. Семинар №1 «Теоретико-методологические аспекты правового менталитета». При рассмотрении вопроса о предмете спецкурса можно предложить студента сформулировать специфические черты правового менталитета как теоретико-методологической категории, отличающие его от других явлений правовой сферы духовного мира общества. Пример 2. Лекция №5 «Политико-правовые факторы трансформации массового правосознания в России в 1917 г.». Прежде чем приступать к рассмотрению вопроса об особенностях рефлексии политики демократизации Временного правительства в массовом правосознании, необходимо акцентировать внимание студентов на типологических чертах массового правосознания дореволюционного периода (Семинар №4). В этой связи вопрос для «МШ» можно сформулировать следующим образом «Чем характеризовалось массовое правосознание основных социальных страт российского общества в дореволюционный период». Предполагаемые варианты ответов: Правовой инфантилизм Правовой нигилизм Кризисное состояние как массового, так и профессионального правосознания Синхронизация правовой, политической и морально-нравственной аномии Правовая необеспеченность основной массы населения Российской империи Отсутствие развитых представлений о правах и свободах граждан Маргинализация социуму, рост преступности Эгалитаризм и социоцентризм. Задача использования метода МШ в данной ситуации заключается в сопоставлении доминирующих установок массового правосознания с целью выявления его традиционализма, с одной стороны, и новационности – с другой.    

 

3. Информационное обеспечение

  Абдурахманова И.В. Массовое правосознание в Советской России в 1917-1921 гг.: традиционализм или новационность? Монография. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Рефлексия «революционной законности» в массовом правосознании 1917-1921 гг.// Философия права. Научно-теоретический журнал. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. №3(28).  
  Абдурахманова И.В. Некоторые аспекты формирования образа советского правосудия в массовом правосознании 1917-1921 гг.// Юристъ-Правоведъ. Научно-теоретический и информационно-методический журнал. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2008. №3.  
  Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание: факторы формирования и трудности преодоления// Государство и право. М.: Издание Российской академии наук, 2008. №5.  
  Абдурахманова И.В. Правовая доктрина большевизма: традиционализм или новационность? // Наука: Теория и практика – 2007. Т.3. Экономические науки, Право. Политология. – Прага: Издательский дом «Наука и образование», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Актуальные проблемы теории правосознания// Концептуально-правовой анализ государственно-правовых явлений современного общества/ Под ред. И.Г. Напалковой. – Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Категориальное соотношение массового правосознания с правовой психологией// Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып.48. - Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Проблема правовой культуры в правовой доктрине большевизма// Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Вып.48. - Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Проблема правосознания в контексте перспектив государственно-правового развития России в XXI в.// Сб. материалов научно-практической конференции. - Ростов -на-Дону: РЮИ МВД России, 2008.  
  Абдурахманова И.В. Рефлексия экономической политики в массовом правосознании в 1918-1921 гг.// Научный поиск: По страницам докторских диссертаций. Вып.7. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Становление концепции «революционной законности» в Советской России в 1917-1922 гг.// Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: Ученые записки. Вып. VI – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. К вопросу о полисубъектности правосознания// Актуальные проблемы юридической науки: Материалы межрегиональной научно-практической конференции/ Под общей ред. Н.Г. Гончаровой. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. К вопросу о методологическом анализе категории «массовое правосознание»// Юридический вестник. – Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2008. №1.  
  Абдурахманова И.В. Методологическая интерпретация правосознания как категории интегративной (синтезированной) юриспруденции)// Юридическая наука и методика преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования. Материалы III Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ «РИНХ», 2008.  
  Абдурахманова И.В. Реализация правовых представлений о неприкосновенности личности в моделях правового поведения россиян в феврале-октябре 1917 г.// Юридический вестник. 2007. №1.С.5-10.  
  Абдурахманова И.В. Правоохранительные органы в массовом правосознании россиян: инверсионная трансформация или ментальная преемственность (февраль-октябрь 1917 г.)// Научная мысль Кавказа. Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Приложение. 2006. №7. С.282-292.  
  Абдурахманова И.В. Представления о легитимности большевистского режима в массовом российском правосознании в 1918-1924 гг.: к постановке проблемы// Научный поиск молодых. По страницам докторских диссертаций. Вып.5. Ростов-на-Дону, 2006. С.139-150.  
  Абдурахманова И.В. Формирование нового правопонимания в России в 1917-1925 гг. Законность и целесообразность// Эволюция государственных и правовых институтов в современной России: Ученые записки. Вып.3. РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2005. С.25-31.  
  Ануфриев В.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен// Социально-политический журнал. 1997.№3-4.  
  Бабашкин В. Крестьянский менталитет: наследие России царской в России коммунистической // Общественные науки и современность. 1995. №3. С. 99-110.  
  Байниязов Р.С. Правосознание и правовая ментальность России. М., 2001.  
  Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов, 2005.  
  Баранов П.П. Место категории «правосознание«в юридической доктрине И.А. Ильина.// Проблемы самобытной России в творчестве И.А. Ильина. Сб.Ст. Ростов, 1995.  
  Баранов П.П. Правовая сфера духовного мира человека//Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. №1.  
  Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 77-144.  
  Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 87-154.  
  Бокарев Ю.П. Бунт и смирение (крестьянский менталитет и его роль в крестьянских движениях) // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы международной конференции. М., 1996. С. 167-172.  
  Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997.  
  Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.  
  Бурова Т.Л. Правосознание российского общества во II пол. 19 в. Арзамас, 2000.  
  Вакула И.М., Контарев А.А. К вопросу о генезисе правосознания в России// Философия права как учебная и научная дисциплина. Материалы Всероссийской научной конференции. 28-29 апреля 99.Ростов, 1999. С.193-196.  
  Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца 19-начала 20 вв.// Вопросы философии.1991. №8.  
  Варламова Н.В. Правовой нигилизм в постсоветской России.// Драма российского закона. М., 1996.  
  Введение христианства на Руси сб. с





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.