Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема лекции №2 «Основные историографические подходы к проблеме правового менталитета. Семантика понятий «правовой менталитет» и «правосознание».






1.Проблема правового менталитета в отечественной и зарубежной историографии.

Термин менталитет возник в европейской науке в 19 в. Однако накопление знаний относительно различных правовых представлений и обычаев различных этносов стало происходить еще в античности. Особую популярность этот термин приобрел во Франции в период Просвещения. Тогда он прочно вошел в обыденное употребление. Научное изучение философами, социологами, психологами началось во второй половине 19 в. первыми дали определение Эмерсон и Филд. В Западной Европе сложились разные научные направления трактовки менталитета. Французские ученые отстаивали множественность определений этой категории. В гуманитарной науке сложилось три основных подхода к менталитету. Одна группа исследователей трактовала его совокупность рационалистических компонентов, другая – как приоритет иррационального и архетипического. Тогда же сложился и комплексный подход, который сочетал рациональные и бессознательные элементы в структуре менталитета.

В России аналогичная проблематика изучалась в дореволюционный период. Однако вместо термина менталитет применялись иные понятия. В современной российской науке проблемами менталитета занимаются философы (Огурцов, Пушкарев, Пантин, Ерыгин), социологи (Столяренко, Самыгин), историки (Коробков, Булдаков), юристы (Синюков, Байниязов).

Историческая детерминированность социально-правовой психологии в значительной степени реализуется через правовой менталитет, априорное ядро которого лежит в основе константных слоев массового сознания. Проблема выяснения духовно-культурного статуса и соотношения правового менталитета и правосознания как социально-правовых феноменов остается неразработанной. Мы полагаем, что категорию «правовой менталитет» следует признать одной их фундаментальных в теории правосознания, «ибо «улавливание» сложно рефлексируемых правовых идей требует не только рационального объяснения, но и интуитивного проникновения в исходные элементы правовой сферы социума».

Правовой менталитет определяет устойчивые элементы социально-правовой психологии в виде правовых традиций, привычек, предрассудков, стереотипов, которые проявляются в правосознании в конкретный момент исторического времени. Он содержит наиболее типичные для определенной социальной или национально-этнической общности системы мировоззренческих представлений, оцениваний, реагирований на объекты государственно-правовой действительности. Правовой менталитет выступает как «совокупность стереотипов правового мышления, юридической деятельности и правового поведения, основывающихся на сформированной в конкретном государственно-правовом пространстве системе правовых ценностей, правовых традиций и приоритетов, которые определяются относительно устойчивыми объективно-субъективными факторами».

В системе элементов юридического сознания правовая ментальность предстает в виде глубинного слоя сознания, в определенной мере смыкаясь с бессознательным, с юридическим подсознанием. Юридические архетипы бессознательного, наряду с ментальными инвариантами сознания, образуют глубинную структуру массового правосознания, отвечающего за аксиологическую постоянность правовой материи. В этой связи массовое правосознание является «резервуаром» типичных, доминирующих идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, присущих той или иной исторической эпохе. Оно выступает накопителем инвариантных общественно-духовных, этнокультурных величин – ценностей, смыслов, эйдосов, установок, убеждений, традиций, ритуалов, моделей поведения, импульсов, интенций.

Правовой менталитет – явление полиморфное, отражающее специфику многовекового государственно-правового развития. Будучи своего рода культурной парадигмой, отражая характер народа, он реализуется в обычном праве. Выступая глубинной структурой правосознания, правовой менталитет может являться контекстом интерпретации правовых институтов. Наиболее распространенная в современной отечественной гуманитарной науке трактовка рассматривает правовой менталитет каксовокупность латентных готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать типологически близкие эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, как устойчивую настроенность мотивации и ценностных ориентации человека, сплачивающую его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам, согласно исторически сложившемуся социокультурному «коду».

Менталитет является своеобразной матрицой психологических готовностей, предрасположенностей, установок социальной группы. Это естественный способ когнитивного реагирования на условия конкретной природно-культурной реальности, который присутствует в сознании в форме когнитивных матриц, чаще всего не рефлексируемых их носителями. Правовой менталитет – это имманентное свойство любой социальной организации, в которой правовая культура воспроизводит, ассимилирует и перерабатывает материалы государственно-правового развития и реагирует на инокультурные воздействия и изменения. Это единство процессов ассимиляции природы и общества, развития форм и способов деятельности, которые генетически отражают своеобразие социальной организации конкретного общества и его институтов.

Правоментальная составляющая правосознания не дает последнему раствориться и трансформироваться в позитивное право в качестве самодовлеющей и оторванной от человеческого бытия в безжизненную юридическую догму. В отличие от правосознания правовая ментальность есть духовно-правовая инварианта, имеющая консервативные формы воспроизводства присущих её ценностей. Она есть тот стержень, при помощи которого правовая культура общества функционально обеспечивает собственно культурную «самость».

Некоторые отечественные правоведы, высказывая мнение о месте термина «правовой менталитет» в юриспруденции, полагают, что «изучение явления правовой ментальности может рассматриваться в качестве дополнительного направления теории правосознания». На наш взгляд, более обоснованной является точка зрения, согласно которой правовой менталитет является стержнеобразующим термином в теории правосознания. Р.С. Байниязов, хотя и признает категорию «правовой менталитет» одной из фундаментальных в теории правосознания, но при этом видит в культурно-историческом и духовном статусе правового менталитета его определенную автономность по отношению к правосознанию. Нам представляется достаточно спорной позиция автора относительно того, что по объему правосознание шире правового менталитета. Таким образом, разработка отличий менталитета от правосознания и динамика их соотношения составляют перспективное направление отечественной юриспруденции. Нам представляется целесообразным изучение массового правосознания в различные периоды отечественной истории в контексте национального правового менталитета.

Мы будем исходить из признания правосознания внешним бытием правового менталитета в конкретный исторический период, а также из высказанного рядом исследователей предположения, что юридическая стационарность правосознания зависит от качественного состояния правовой ментальности, степени развития её имманентных духовно-психологических структур.

Под правовым менталитетом следует понимать исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национальной общности системы мировоззренческих представлений, оцениваний и реагирований на объекты государственно-правовой действительности.

2.Структура правового менталитета. Соотношение с терминами «правосознание» и «правовая культура»

Для уяснения сущности понятия «правовой менталитет» необходимо выявить его соотношение с правовой культурой и правовым сознанием. Несмотря на наличие некоторых общих характеристик (например, принадлежность этих трех категорий к духовной сфере правовой жизни общества), существуют и значительные отличия, не позволяющие заменить один термин другим. Правосознание отличается от правового менталитета наиболее динамичным характером. Если правовой менталитет является консервативной данностью, он формируется в течение столетий и изменяется медленно, то правосознание может меняться в течение некоторых лет под влиянием гораздо менее глобальных событий. Кроме того, если правосознание по субъектам может быть как коллективным, так и индивидуальным, то правовой менталитет является по субъектам коллективным феноменом. Правовая культура отличается от правосознания тем, что она включает только позитивные проявления юридической действительности. Кроме того, она включает в отличие от правосознания и действующее законодательство и правовое поведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.