Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство эрилей






С развитием рунической магии появился новый её вид — искусство создания комбинаций рун (рунических заклинаний, или, как иногда говорят, сакральных слов и формул). Маги, владевшие этим искусством, назывались эрилями. «Коварным называюсь, вороном называюсь, я, эриль, вырезаю руны» — гласит шведская руническая надпись VI века. Точная датировка появления этого вида рунической магии в Северной Европе весьма затруднительна, однако можно, пожалуй, утверждать, что первые устойчивые рунические заклинательные формулы были созданы не раньше чем через столетие после формирования Футарка.

Суть этого сложного искусства связана с тем, что действие рун не аддитивно. Например, две руны, вырезанные вместе, могут иметь действие, отличное от суммарного действия тех же рун, вырезанных отдельно. Нужно отметить, что не любая, конечно же, комбинация рун является сакральным, заклинательным словом. О некоторых случайных комбинациях из нескольких рун, можно сказать, что действие этих комбинации отличается от суммарного действия слагающих их рун незначительно. Большая часть таких комбинаций (так же, как и почти все комбинации большого числа рун) или имеют действие совершенно не прогнозируемое или вообще никакого. В таком случае говорят, что руны «гасят друг друга». В то же время можно, при желании и умении, подобрать комбинацию рун, имеющую любое или почти любое необходимое действие.

Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. В Саге об Эгиле, самом, пожалуй, знаменитом скандинавском певце и воине, рассказывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки рыбную кость с рунической надписью, которую, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела ещё тяжелее. Тогда Эгиль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Другие замечательные примеры дают нам заклинательные рунические надписи на камнях. Так, чрезвычайно интересен Бьёркеторпский камень, несущий две надписи — на лицевой и оборотной поверхностях.

Нас прежде всего интересует надпись Bjorketorp В. Она представляет собой достаточно длинную (10 позиций) комбинацию рун. Надпись Bjorketorp А является чем-то вроде пояснительной записки. Вот её перевод (трактовка моя):

 

Я укрыл здесь могучие руны,

Упокоил злые чары.

Силой моего магического искусства

умрёт в изгнании тот,

кто разрушит этот монумент.

 

Над надписью В работали многие специалисты разных стран; как правило, её переводят словосочетаниями вроде «приносящее разрушение пророчество» или «зловещее предзнаменование». На мой же взгляд, это и есть рабочая комбинация рун, о которой эриль говорит: «Я укрыл здесь могучие руны». Впрочем, я вовсе не отрицаю, что эта комбинация рун может иметь и смысловое, лексическое значение — тем лишь больше моё уважение к мастерству её создателя.

 

 

При тщательном изучении и надпись А оказывается совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Прежде всего необходимо отметить (хотя само по себе к магии это не относится), что в надписи употреблён Футарк, немного отличный от классического. Руна Кено заменена здесь знаком, похожим на букву Y, руна Гебо — знаком, похожим на греческую «лямбда» или на перевёрнутый Y. Вместо руны Ансуз, несущей звук а, также употреблён иной знак. Это не единичный случай применения такого набора знаков — этот алфавит, мало отличающийся от Футарка и так же называемый, употреблялся наравне с классическим. Современные учёные не считают его самостоятельным и не отличают от Футарка.

Сколько же знаков содержал этот алфавит? Не меньше 24 — число рун Футарка и число знаков алфавита, в котором просто заменены три названные руны. Не больше 27 — число знаков алфавита, в котором три названные руны не заменены, а сохранены наравне со старыми.

Всмотримся теперь в надпись Bjorketorp А. Она состоит из 6 строк, число знаков в которых меняется, но не хаотично: 13, 13, 14, 12, 14, 12 — в среднем 13. И это не случайность: строки искусственно подогнаны под нужную длину. Так, в строке 2 опущена руна, грамматически необходимая: после 10-го знака должна стоять руна Эваз. Кроме того, текст разбит на строки таким образом, что начала слов оказываются на одной строке, а концы — на другой. Например, ginArunAR записано так, что g осталось на строке 2, а остальное попало в строку 3. Почему?

Итак, две строки по 12, две строки по 13, две строки по 14 рун. Итого 78 рун, т.е. трижды по 26 — трижды вероятное число знаков применённого здесь Футарка. Это — магия. Там, где употребляется обычный Футарк, мы встретимся со строфами и фразами длиной 72 знака — трижды число входящих в него рун. Таким образом, надпись Bjorketorp A — заклинание, построенное по несколько иным принципам, чем Bjorketorp В, тем же эрилем.

Сколько внутренних взаимосвязей в рунах одного камня! Эриль создаёт магическую комбинацию рун (надпись В), имеющую одновременно и лексическое значение «зловещего предзнаменования», упоминает о ней в заклинании (надпись А), тоже построенном по определённым принципам, — и ведь нам пока ещё неизвестно, зачем такие сложности с длиной строк! Если бы эриль хотел только соблюсти общее число рун, он мог бы записать 6 строк по 13 знаков — так ведь нет. Что-то ещё скрыто здесь!

Бьёркеторпский камень является не единственным столь сложным памятником искусства эрилей. Не менее интересны надписи Стентофленского камня.

Stentoflen А содержит 5 строк неравной длины. Вот перевод первых трёх строк:

 

Жителям Ниухи,

гостям Ниухи,

Хатуволафор дал...

 

Далее в третьей строке начертана руна Йер. По всей видимости, здесь мы сталкиваемся с элементами идеографической письменности в рунике. Имя этой руны означает урожай. Вероятно, имеется в виду, что Хатуволафр дал людям урожай или урожайный год. Кто такой Хатуволафр, совершенно неясно — это может быть какой-то эриль, маг, а может быть и некое местное божество.

Четвёртая строка, содержащая около 20 знаков, из которых не менее четырёх утеряно (стёрты) и ещё два вызывают сомнения в прочтении, переводу не поддаётся. Строка содержит явное имя собственное, допускающее точное чтение, и является, возможно, рабочей комбинацией рун, что, ввиду плохой сохранности, ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Пятая строка, в которой стёрты две руны, является началом надписи на оборотной стороне камня.

Stentoflen В вкупе с пятой строкой лицевой надписи представляет собой руническое заклинание, аналогичное надписи Bjorketorp А. Поражает, что надписи практически совпадают, за исключением перестановки некоторых слов и грамматических вариаций (hideRhaidR и др.). Перевод (со строкой 5 надписи А) полностью совпадает с переводом Бьёркеторпской надписи. Видимо, это было распространённое заклинание, зафиксированное в устной форме и записываемое эрилями по-разному. Так, Стентофленское заклинание, в отличие от Бьёркеторпского, содержит не 78, а 75 знаков — видимо, стентофленский эриль владел 25-рунным футарком.

 

 

Вообще, отношение к Футарку как к явлению божественному и магическому определяло для древних магов тот факт, что любое слово, записанное рунами, уже становилось пусть чуть-чуть, но заклинанием. Недаром на мечах и кинжалах вырезались их рунические имена: ranja («пронзающий», или, возможно, «зачинщик»), tilariths («нападающий»), raunijaR («испытывающий») и другие. Более того, существуют рунические надписи, в которых Футарк сам по себе выступает как некое магическое заклинательное средство: известно, по меньшей мере, полдесятка памятников, содержащих в качестве действующей комбинации рун простое перечисление рун Футарка.

Говоря о рунических камнях, нельзя не упомянуть о таких замечательных памятниках, как языческие алтари — жертвенные камни. Ярким примером может послужить «плита Хрорара», надпись на которой гласит:

 

Я, эриль Хрорар,

сын Хрорара,

сделал эту жертвенную плиту.

 

Конец надписи не совсем ясен. На другой стороне надписи нанесена комбинация из четырёх рун: г m th é. Современные специалисты безуспешно бьются над её переводом, но, боюсь, достичь успеха не удастся — это сочетание вряд ли имеет лексическое значение, о чём свидетельствует хотя бы употребление руны Эйваз, руны сугубо магической, в текстах встречающейся крайне редко. Несомненно, это магическая комбинация рун, составленная и вырезанная эрилем Хрораром, но воздействие и назначение её не ясно.

Интересно, что надпись Хрорара содержит ровно 40 знаков. Число это не случайно, так как в тексте дважды употреблены так называемые совмещённые руны, т.е. знаки, несущие в себе сразу две руны, — явный признак того, что длина надписи подгонялась под необходимую. Кроме того, это ровно в 10 раз больше, чем число рун в рабочей комбинации. Что всё это значит и какой в этом смысл — остаётся загадкой, как и назначение рабочей комбинации рун на другой стороне камня.

Приведённые примеры могут создать впечатление, что большинство рунических надписей, в том числе и магических, расшифрованы и поняты, если не специалистами по прагерманским языкам, то хотя бы современными магами. На самом деле это далеко не так. Многие рунические памятники представляют собой абсолютную загадку, подобраться к решению которой на настоящий момент ещё не удалось. Многие надписи поддаются прочтению и пониманию лишь отчасти, и, наконец, большое количество надписей, даже переведённых, до сих пор скрывают от нас свой смысл.

Таков, например, Веттеландский камень, надпись на котором утратила под действием времени почти полудесяток рун. То, что осталось, поддаётся в целом переводу, который ничего не объясняет:

 

Устрашённый злыми силами,

…………………

камень моего сына

……………

начертал.

 

Также совершенно неясны смысл и содержание надписи Nordendorf I, первая (А) часть которой содержит имена трёх богов — Логатора, Водана (Одина) и Донара-Освятителя (Wigithonar), а вторая (В) — непереведённую комбинацию из 11 рун, имеющую, на мой взгляд, лексическое значение, так как она включает в себя вполне осмысленный корень (или, может быть, в данном случае слово) leub — «дорогой, любимый». Наконец, приведу пример надписи, текст которой не поддаётся вообще никакому анализу, а некоторые знаки, несомненно рунические, отсутствуют в Футарке и в любом другом руническом строе того времени. Это надпись на брактеате из Линдкаэра.

* * *

Всякое искусство (магическое в том числе), достигая определённой степени развития, вырабатывает общие для многих мастеров приёмы, которые становятся со временем классическими. Искусство, описанию которого посвящена данная глава книги, — не исключение. В процессе его развития сложилась традиция применения нескольких фиксированных комбинаций рун, получивших общее название рунических сакральных слов.

 

 

 

Из этих и других сакральных слов древние эрили создавали нередко целые сакральные рунические фразы, трактовка которых ещё сложнее. Надпись на Сканельском брактеате, например, состоит из трёх упомянутых здесь сакральных слов и одного слова gakaR, перевод которого не ясен. А двухчастная надпись Setre (рис. 5.35) не содержит ничего ясного, за исключением того, что в Setre В дважды употреблено слово, похожее на alu, но в странном написании (заменена руна Ансуз). При всём том надпись явно заклинательная.

 

 

 

Из трёх приведённых на рис. 5.34 сакральных слов наиболее древним является, пожалуй, слово alu. Наличие этих рун во всех трёх — это первое, что заставляет склоняться в пользу древности слова alu; других два слова являются, вероятно, его поздними производными. Кроме того, только оно сохраняет древнюю трёхчастную (трёхрунную) структуру. Такие трёхчастные рунические заклинательные формулы представляют собой «классику» искусства эрилей и заслуживают особого рассмотрения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.