Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теологическая теория происхождения права.






Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен.

Основные идеи:

1. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

2. право вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем.

3. Творец всего сущего на Земле, в том числе и права, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность его невозможно.

4. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Достоинства:

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.

Слабые стороны:

Теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

 

 

33) Позитивное право: понятие, признаки, соотношение с естественным правом.

Позитивное право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и других источниках юридических норм.

Позитивное право, положительное право — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

Признаки позитивного права:

1) нормативность – она выражается формулой «если…, то…., иначе…»;

2) формальная определенность – любая норма закреплена в нормативном правовом акте;

3) институциональность – нормы издаются законодательными органами, учреждениями. Органы местного самоуправления имеют право издавать законы, действующие на данной территории;

4) неперсонифицированность – нормы рассчитаны не на конкретного индивида, а на всех людей одной группы; / носят общеобязательный характер

5) процессуальность – существуют правила (процедура) создания норм;

6) обеспеченность принудительной силой государства – в случае несоблюдения норм возникает принуждение субъекта государством в виде санкций.

Термин «позитивное право» может применяться для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отменённых или фактически потерявших юридическую силу, а также от представлений о нормах, ещё не принятых, но желательных в будущем, существующих только в виде проектов законов, предложений, требований, правовых идей.

Понятие позитивного права появилось благодаря развитию естественно-правового учения, которое исходило из того, что вечное и неизменное, общее для всех народов, определяемое самой природой человека либо данное свыше — Естественное право, следует отличать от искусственного действующего права, которое не только различно в каждой стране, но и постоянно изменяется по воле законодателя в связи с переменами в жизни общества.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.

Право как системное явление включает в себя 3 элемента:

1) естественное право (неотъемлимые права, созданные природой и Богом. неотчуждаемые);

2) позитивное право (нормы, содержащиеся в законодательстве);

3) субъективное право (принадлежит конкретному лицу).

 

 

34) Сущность и содержание права.

ПРАВО – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Двойственный характер сущности права: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти - классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества - общесоциальная сущность.

Классовая сущность - право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

Общесоциальная сущность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Конкретизируется в его понимании как меры свободы.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна.

Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями.

В содержании права выделяют три уровня:

а) специально-юридическое;

б) интеллектуально-волевое;

в) социально-политическое.

Основными составными элементами специально-юридического содержания права являются:

- юридические нормы;

- субъективные права и юридические обязанности;

- меры юридической ответственности за правонарушения;

- юридические гарантии соблюдения норм права и обеспечения прав и свобод граждан;

- правосубъектность и правовой статус граждан.

Интеллектуальную сторону содержания права составляют принципы права - общеотраслевые, межотраслевые и отраслевые, раскрывающие право как форму правового сознания. Волевая сторона содержания права характеризует государственно-властное начало в праве, общеобязательность правовых норм.

Также выделяют социально-политическое содержание права. Его образует все то, что составляет предмет правового регулирования: трудовые, хозяйственные, имущественные, земельные, финансовые, конституционные, административные и другие правоотношения. Содержание права напрямую связано с его назначением - быть регулятором общественных отношений, поэтому следует отметить, что содержание права обусловлено также содержанием тех общественных отношений, обеспечивать стабильность которых оно призвано.

 

35) Социальная ценность права и его функции.

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем:

1)право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях4

2) право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;

3) благодаря праву человек обретает состояние защищенности;

4) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика. Многопартийная политическая система, демократичная избирательная система.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит выполняет общесоциальные функции. Помимо социального, право имеет и функциональное назначение. Оно выражается в том. Что право выступает регулятором общественных отношений.

Функции:

- регулятивно-статическая - способность воздействовать на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению.

- регулятивно-динамическая – предопределяет каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм (обязанность выполнять воинский долг, платить налоги)

- охранительная – реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм, охраняет положительные и вытесняет вредные отношения, путем запретов, санкций, способствует выработке в праве ценных качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

- оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности/неправомерности чьих-либо решений и поступков. Человек действует правомерно – государство не предъявляет ему претензий – это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Право – совокупность общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятая или санкционированная государством и охраняемая им от нарушений.

 

 

36) Принципы права и их классификация, их роль в правовом регулировании.

Принцип права – руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

Правовые принципы подразделяются на:

* свойственные праву в целом (общеправовые); предмет ТГП

* свойственные его отдельным отраслям (отраслевые); отраслевые юридические науки

* свойственные группе смежных отраслей (межотраслевые);

* свойственные крупным правовым институтам.

Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками, а общеправовые – предмет исследования теории государства и права.

Некоторые общеправовые принципы права:

1. Принцип справедливости в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, между гражданином и государством. Должны быть совмещены труд и его оплата, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают этому принципу;

2. Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства;

3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность независимо от пола, расы, независимо от возможностей во всех сферах жизнедеятельности;

4. Принцип законности заключается в том, что «КРФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и законы»;

5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.

Другие принципы: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; нельзя осуждать дважды за одно и тоже правонарушение (преступление). Принципы, свойственные форме права – правовые аксиомы.

Принципы права играют следующую роль в правовом регулировании:

1. Они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм;

2. Властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений;

3. При наличии пробелов в законодательстве, принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве;

4. Принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Ст. 18 Конституции РФ – права и свободы человека и гражданина являются непосредственно дейсьвующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечение правосудием.

Ст. 46 К РФ – каждому гарантирована защита его прав и свобод.

 

37) Понятие нормы права, ее особенности и признаки.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1) мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание данного момента зависит как от внутренних факторов (состояние разума, тип характера, уровень культуры), так и от внешних обстоятельств (степень упорядочения общественных отношений, обеспечение нормы силой). Эффективная реализация нормы зависит от совпадения целей личности и общества и др

2) форма определения и закрепления прав и обязанностей. Обязанности выступают в виде ориентиров, обозначают диапазон свободы действий субъекта. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав

3) правило поведения общеобязательного характера. Указывает каким образом необходимо действовать субъекту; предписывает правильный образ действий; носит общий характер – выступает в качестве равного. Одинакового масштабы для всех, кто оказывается в сфере ее действия

4) формально определенное правило поведения – любая норма закреплена в статье официального документа

5) правило поведения, гарантированное государством – возможность гос принуждения в случае нарушения прав граждан

6) структурность (гипотеза, диспозиция, санкция)

7) системность – нормы действуют комплексно, каждая дополняет другую, их предписания взаимосвязаны

 

Особенности:

- биологический аспект – норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии

- психологический аспект – мера соотнесения бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека

- социальный аспект – характеризует реальные явления и процессы, с которыми человек имеет дело

* общесоциальный план (справедливый масштаб поведения, форма выражения интересов большинства)

* индивидуальны – социальный план (средство защиты прав и свобод, средство ограничения свободы поведения)

- интеллектуально-идеологический аспект – результат интеллектуальной сознательной деятельности человека

- социально-юридический – социально-классовый регулятор общественных отношений. Формально определенное обязательное правило поведения, закрепленное в официальных документах и обеспечивающееся государством

 

38) Классификация норм права.

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Классификация норм права происходит по следующим основаниям:

1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений:

- нормы материального права – регулируют экономические, политические, идеологические и иные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности.

- нормы процессуального права – закрепляют процессуальные формы (процедуры, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами права.

2. По отраслевой принадлежности различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

3. От характера содержащихся в них предписаний:

- управомочивающие – предоставляют возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом.

- обязывающие – обязывают субъекта права совершить определённые положительные действия.

- запрещающие – устанавливают обязанность не совершать определённые действия.

4. От характера актов, в которых содержатся нормы права:

- нормы права, содержащиеся в законах;

- нормы права, содержащиеся в подзаконных актах.

5. по времени действия:

- постоянного действия или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);

- нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

6. по месту действия:

- распространяются на всю территорию страны;

- на часть территории.

7. от круга лиц:

- общие – охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории.

- специальные – распространяются на определённую категорию субъектов права.

8. от содержания, целевого назначения и характера изложения:

- нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.(учредительные)

- нормы-определения - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности.

- нормы-цели – предписания, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства.

- нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.

- охранительные - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

- нормы-гарантии содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

- коллизионные – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями

9. По методу правового регулирования:

- императивные - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

- диспозитивные - присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей.

- рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая желаемые для государства варианты поведения.

10. по субъектам правотворчества:

- исходящие от государства нормы ОГВ, ИОГВ)

- исходящие от гражданского общества (Конституция), принимаемые непосредственно населением.

 

 

39) Структура нормы права. Виды структурных элементов.

Структура нормы права – логически согласованное внутреннее строение нормы права.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества условий гипотезы бывают простые и сложные. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведение, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, описательной, ссылочной и бланкетной. Простые диспозиции только указывают на само правило поведения. В описательной диспозиции более или менее конкретно описываются объективные и субъективные признаки деяния. Ссылочными являются диспозиции, которые не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме этой же отрасли права. В отличие от ссылочной бланкетные диспозиции отсылают к другим законам или нормативным актам другой отрасли права.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные. Абсолютно определенными именуют те санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии). Относительная определенность санкции проявляется в том, что в ней определяются рамки неблагоприятных последствий — от минимальных до максимальных неблагоприятных последствий. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только «до» определенного срока (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют простые, альтернативные и кумулятивные санкции. Простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Альтернативные санкции предусматривают несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый. Кумулятивная санкция – это санкция, которая наряду с основным видом наказания предусматривает обязательное, либо факультативное применение одного или сразу нескольких дополнительных видов наказаний.

По характеру последствий, сформулированных в норме, различают санкции штрафные (карательные) и правовосстановительные. Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение. Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права (признание сделки недействительной), а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (выплата алиментов).

Иногда правовые нормы подразделяют на: логические нормы и нормы-предписания (юридические нормы). Логическая норма обладает полной структурой (гипотеза, диспозиция и санкция). Норма-предписание (юридическая норма) - это элементарное нормативное государственно-властное веление, выраженное в статье нормативно-правового акта. Норма-предписание имеет неполную, усеченную двучленную структуру. Причем структура нормы зависит от вида правовых норм. Считается, что регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные нормы - из гипотезы (слитой воедино с диспозицией) и санкции.

Структуру правовой нормы можно рассматривать как единство идеальной и реальной структур. Идеальная структура нормы выражает первичные, исходные ее связи в системе объективного права, а реальная отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках, превращаясь друг в друга, объединяясь и выступая в единстве.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное отношение, примеряет к нему априори логическую модель нормы, выработанную в основе человеческой практики.

 

 

40) Способы изложения норм права в статьях нормативных актов. Норма права и статья нормативных актов в их соотношении.

Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Статья - элемент системы законодательства, как форма текстуальной передачи, образ нормы права (открываем книгу видим текст).

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

* все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

* в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

* элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

* может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. прямой способ — имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2. отсылочный (ссылочный) способ — имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3. бланкетный способ — имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

Способы используют для экономии текста, создании правовой базы для решения дела, для удобства пользования нормативно-правовой информацией – прием для юридической техники.

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных НА, направленные на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Ст. 106 УК – убийство матерью новорожденного ребенка

Ст. 159 – мошенничество – хищение, а понятие хищения содержится в примечании ст. 158

Ст. 228 – понятие наркотиков содержится в постановлении правительства

 

41) Понятие форм (источников) права. Их виды.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государственной власти в целях регламентации общественного порядка. Все современные источники права – это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических и юридических лиц.

Обычно в ТГП выделяют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым он признан потому, что он признается государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением. Особенность – это правило поведения, вошедшее в привычку.

Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США и др. странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным является не все решение (приговор), а только суть правовой позиции судьи. Многие юристы высказывают свое желание придать прецеденту как источнику нормативный характер, но сегодня в России это представляется затруднительным, т.к. для этого нужны: независимый суд, высокое правосознание судей и их умение формулировать общие правила в своих решениях.

Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственный, федеративный договор). В рыночной экономике широкое распространение получил гражданско-правовой договор.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Является наиболее важным и распространенным источником. Положительные свойства: точно фиксирует содержание правовых норм; занимает строго определенное место в иерархической системе источников права; может быть издан оперативно и изменен в любой своей части, основной источник во всех правовых системах (даже в мусульманской).

Нормативный договор как источник существует в 3 сферах:

- международное право (Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса)

- трудовое право (коллективные договоры)

- конституционное право (федеративные договоры) о разграничении предметов ведения между ФОГВ РФ и ОВ суверенных республик в составе РФ.

Обычай как вид источника права сохранился в ГК РФ, в котором под обычаем признается сложившееся правило поведения, применяемое в области предпринимательства и иной деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

 

 

42) Право и закон. Проблемы соотношения.

Право – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Закон – это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Право и закон.

Это особенно важно в теории естественного права. Право – категория естественного права. Закон – категория позитивного права. Закон – форма права. Закон может выражать естественные нормы права, тогда закон правовой. В современных условиях закон отождествляется с правом, потому что принципы, как естественного права, так и юридического уважаются и полноценно реализуются.

Право и закон.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. Право = закон; вне закона права нет и быть не может.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); Право – нормы, есть права, субъективные права. Содержание создается обществом, и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется гос-вом, наиболее точно выражает разграничение права и закона.

Право не возведенное в закон не имеет гарантий реализации, а значит не является правом. Закон может быть неправовым (произвол государственной власти). Такие законы можно определить как формальное право – право с т.з. формы, а не содержания.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий качества З, установление того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности.

Если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей).

Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством.

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право - единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: " Все современные системы права одеты в мундир законодательства".

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - " неправовым законом". (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

 

 

43) Нормативно-правовой акт – основной источник российского права: понятие и признаки.

Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативный акт является наиболее важным и распространенным источником права. Иерархия выглядит следующим образом: Конституция, ФЗ (ФКЗ, ФЗ, З), акты Президента, Правительства, ФОИВ, Нормативные акты ОГВ субъектов и локальные нормативные акты, нормативный договор. Если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.

ПРИЗНАКИ:

а) издается компетентными органами государства или в соответствии с Конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;

д) носит легитимный характер.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1. может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

 

Особенности НПА:

1.НПА принимают, чтобы ввести в действие юридические нормы – наиважнейшая цель.

2.НПА могут иметь смешанный характер. Обращены к конкретным лицам, так и к группе людей.

3.Осуществляется оперативное реагирование на потребности регулирование.

4.При создании НПА обеспечивается системность, иерархичность нормативных актов. Следовательно, и единство правового регулирования. НПА – элемент единой системы.

5.При принятии нормативных актов можно обеспечить применение научного потенциала.

6.Принятием нормативных актов можно обеспечить демократизм, волеизъявление нации (референдум). НПА наиболее цивилизованная форма права.

 

 

44) Закон как нормативно-правовой акт, особенности, виды.

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важны общественные отношения.

Признаки:

1. Закон — это юридический документ, содержащий нормы права;

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти

(парламента, монарха и др.) или всего народа;

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе;

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы;

5. Закон является фундаментальным юридическим документом.

Виды:

- По юридической силе (в РФ):

1. Конституция - основной закон государства, является основой всего законодательства России.

2. Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ). (герб, флаг, конституционный суд РФ, З «о судебной системе РФ»)

3. Федеральный закон (ФЗ). Акты текущего законодательства

4. Законодательство субъектов РФ.

- По субъектам правотворчества:

1. Принятый законодательным органом.

2. Принятый в результате референдума.

- По предмету правового регулирования:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Гражданский.

4. Уголовный и т.д.

- По сроку действия:

1) постоянные – действуют до отмены.

2) временные – принятые на определенный срок.

3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

Референдум – это институт непосредственной демократии, представляющий всенародные голосования с целью выявления общего мнения.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

- по сферам действия (общефедеральные, региональные)

 

 

45) Законодательный процесс в Конституции РФ.

Законодательный процесс – это урегулированный нормами порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. Это конкретная деятельность по созданию НПА

Отправным моментом в процессе создания закона служит законодательная инициатива – принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган. В соответствии со ст. 104 КРФ законодательной инициативой обладают: Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательный орган субъекта РФ, а также КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ (по вопросам их ведения)., более подробно процесс описан в регламенте палат ФС

Стадии:

1. Внесение законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы. Рассмотрение законопроекта в первом чтении. При рассмотрении проекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта КРФ, его актуальности и практической значимости. Государственная Дума может принять проект в первом чтении с учетом поправок и предложений и продолжить работы, либо отклонить его (для принятия ФЗ необходимо 226 голосов из 450, а для ФКЗ – 300). Совет ГД и комитет ГД ведут работу по подготовке законопроекта;

2. Доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. На этой стадии происходит обсуждение предложений и более совершенных средств правового воздействия. Из-за отсутствия четкой регламентации сроков, прохождение законопроекта бывает затруднительно. Проводится голосование по принятию поправок.

3. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении. На этом этапе происходит окончательное согласование текста проекта: устраняются возможные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей и т.п. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ внесение поправок либо возвращение к обсуждению. Если проект не принят в третьем чтении, то дальнейшему обсуждению он не подлежит, а если принят, то направляется в Совет Федерации;

4. Рассмотрение закона Советом Федерации. Срок для рассмотрения 14 дней, в случае отклонения – палаты могут создать согласительную комиссию, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации. Закон считается принятым, если за ФЗ проголосовало 89 членов Совета Федерации, а за ФКЗ – 118. Если Совет не уложился в 14 дней, то закон считается принятым и направляется президенту;

5. Рассмотрение ФЗ Президентом РФ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования, для чего отводится еще14 дней. Если Президент в течение 14 дней отклонит ФЗ, то Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают этот закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции не менее 2/3 Госдумы и 2/3 Совета Федерации, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом;

6. Обнародование и вступление в законную силу. ФЗ подлежат опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете» в течение 7 дней после подписания, а вступают в силу, как правило, через 10 дней после опубликования.

Отклонение законопроекта в процессе 2 чтения влечет отказ от рассмотрения законопроекта.

 

46) Подзаконные НПА, порядок принятия, изменения, опубликования.

 

ПНПА – ПА органов гос. власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Это юридический акт, принятый компетентными органами, устанавливающий норму права, основанный на законе и не противоречащий ему.

Классификация:

- по сфере действия

*общие (действуют на территории всего государства) указы Президента

*местные - действуют на отдельной местности (ОМС)

*ведомственные – действуют внутри ведомств (правила поведения пассажиров в поездах дальнего следования)

*локальные (внутриорганизационные) админ. предприятий, учреждений для урегулирования их внутренней деятельности (ПВТР)

- по органам его издающим

* Указы Президента РФ

* Постановления Правительства (Решения, Распоряжения), гос. комитетов, администраций (могут быть отменены Президентом)

* Приказы, инструкции. Указания и др. Локальные НПА

* Решения представительных ОМС

Акты Президента и Правительства РФ в течение 10 дней после их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Собрание законодательства РФ» и на официальном интернет-портале правовой информации. Вступают силу по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акт, имеющие гос тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты ФОИВ, затрагивающие права и свободы человека, устанавливающие правовой статус организаций проходят гос регистрацию в Мин Юсте подлежат офиц. Опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после их регистрации (а также в Бюллетене НА ФОИВ).

Вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

 

47) Правотворчество: понятие, формы. Виды субъектов правотворчества.

Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.

Принципы:

1. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов;

2. Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук;

3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом;

4. Принцип демократизма и связи с практикой. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативному правовому акту высшей юридической силы, однако, это очень дорого, и поэтому, может применяться гласность обсуждения законопроекта, его свободная критика. Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве.

Формы:

1. Санкционированное правотворчество – государство санкционирует созданные в обществе нормы права (правовой обычай); предварительным санкционированием в законе, указаны полномочия, когда институты общества могут санкционировать нормативный акт. Последующее санкционирование нормативных актов – актов требующих официального утверждения.

2. Правотворчество государственных органов – основной вид.

3. Правотворчество ОМС.

4. непосредственное правотворчество народа (референдум). Пример: институт президентства введен в результате референдума; действующая конституция.

Виды правотворчества:

1) правотворчество компетентных государственных органов;

2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум);

3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

Субъекты: К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.

Законодательная инициатива – т.е. принадлежащее уполномоченным гос-ым органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Принадлежит Президенту, Совету Федерации, депутатам ГД, Правительству, законодательным органам субъектов РФ; КС, ВС, ВАС РФ по вопросам их ведения.

Правотворчество – важнейшая деятельность органов власти и управления, целью которой является создание (отмена, изменение) юрид норм. НПА, создаваемые в результате правотворчества выступают правовой основой функционирования ГО и государства.

 

 

48) Действие НА во времени.

Нормативный правовой акт – официальный документ, созданный компетентными гос органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Существенные обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

1. в результате указания в тексте на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);

3. в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

НПА Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Издания для публикаций НПА: «Собрание законодательства РФ» (обязательно), «Российская газета», «Парламентская газета».

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу НПА субъектов РФ, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

1. истечения срока, на который был принят документ;

2. объявления об утрате юридической силы (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

3. принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4. устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус СНД).

Во-первых, НПА не имеет обратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

 

49) Действие НА в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъекта федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административно-территориального образования и т.д.

К территории, ограниченной границами государства, относятся:

* суша, в том числе недра и континентальный шельф (морское дно),

* территориальные воды (12 морских миль),

* воздушное пространство (35 км.),

* воздушные и морские суда (под флагом или гербом государства),

* космические объекты (под флагом или гербом),

* квазитерритория (территория посольств, консульств, представительств и ведомств).

Исключения:

1. акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);

2. распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военно-морских и воздушных судов и т.д.), это так называемый принцип экстерриториальности.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

По общему правилу, нормативно-правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории, на которой действует нормативный акт, а именно: юридические лица граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

2 основных принципа – наличие/отсутствие гражданства.

Признаки гражданства:

1. Состояние гражданства.

2. Документальное оформление.

3. нахождение на территории данного государства.

Исключение:

1. нормативные акты, которые распространяют свое действие на отдельные категории лиц (например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах и т.д.);

2. из-под действия нормативных актов данного государства выведены лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Последнее означает, что лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за совершенное преступление или проступок на территории иностранного государства. Вопрос об ответственности этих лиц решается дипломатическим путем.

НА – официальный документ, созданный компетентными гос органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

 

 

50) Юридическая техника: понятие, средства и приемы.

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, разработки, оформление и систматизации НА в целях их ясности, понятности и эффективности. Объект – текст нормативного документа. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга; терминологических – это правила, использование которых предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение: все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта;

2) ссылочный характер изложения: отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания;

3) абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении " лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова " отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения;

4) казуистический – это такой прием формулирования юридических норм, когда фактические данные указываются и при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивидуальных фактов, обстоятельств;

5) бланкетный: отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается " открытый бланк", ссылка на вид правил.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику - организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности;

2) правоприменительную технику - систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов;

3) интерпретационную технику - систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права).

 

 

51) Систематизация НПА.

Систематизация законодательства – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодаелньых актов для из большей доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Цели систематизации:

1) создание стройной системы законов, обладающий качествами полноты, доступности и удобства пользования НА;

2) устранение устаревших и неэффективных норм права;

3) разрешение юридических коллизий (расхождение правовых норм двух действующих НПА, регулирующих одно и о же общественное отношение)

4) ликвидация пробелов и обновление законодательства.

3 вида:

* Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие НА сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Текстуальное изложение юридических норм не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу или по годам издания НА. Делится на:

- официальную – издание «Собрание Законодательства» в 1 разделе ФКЗ и ФЗ, во 2 – акты палат ФС, в 3 – Указы Президента, в 4 – Постановления Правительства, в 5 – решения КС РФ

- неофициальную – сборники нормативных материалов по отраслям права

* Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию, его систематизирование, научно-обоснованное изложение в новом законе (свод законов, кодекс, основы законодательства). Это работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. происходит качественная переработка юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы. Нормативный материал приводятся во внутренне правовую систему. Может быть всеобщей, отрпаслевой, специальной (нормы определенного правового института)

* Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

В последнее время в России граница между кодификацией и консолидацией еще более стала размываться. Порой законодатель называет закон кодексом, но на поверку это чисто консолидированный акт. В качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объектов и разрешение споров. Тот факт, что в нем выделена глава, содержащая общие положения, дела не меняет. Конечно, нельзя делать из этого трагедию. Просто это лишний раз заставляет пересмотреть возможности кодификации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.