Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пророческая песнь






Затем, после обличения жестокости Халдеи, предсказания ее гибели за идолопоклонство, пророк Аввакум молится, причем эта молитва его имеет вид псалма, предназначенного для пения. Ее текст употребляется нами в качестве 4-й библейской песни канона на утрене. Для уразумения ее следует ознакомиться со славянским текстом. Если мы станем разбирать соответствующий ирмос Рождественского канона " жезл из корене Иесееова, и цвет от Него, Христе, от Девы прозябл еси, от горы хвальный приосененныя чащи, пришел еси воплощся от неискусомужныя невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи", то не избежим недоумения. В синодальном тексте сказано: " Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля" (Авв.3: 3). Связь неочевидна. Тут надо обратиться к тексту славянскому, который следует переводу семидесяти. Там этот место выглядит так: " Бог от юга приидет, и святый от горы приосененныя чащи". Под горой, осененной чащей тенистой, понимается Дева, осененная благодатью Божией. От юга или, как с еврейского переведено, " от горы Фаран" изображается торжественное шествие Бога от Синая через южные горы Палестины во главе иудеев, евреев - победоносное шествие в Палестину. " Жезл от корене Иесеева" - это, конечно, отсылка к Иеремии.

" Господи, услышах слух твой, и убояхся, Господи, разумех дела твоя и ужасохся; посреди двою животну познан будеши" (Авв.3: 2). Животные напоминают нам об обстоятельствах Рождества. " Простираясь к воплощенному Сыну Божию, – объясняет преподобный Никодим Святогорец, – пророк говорит: " Господи, услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения". […] Уразумев же страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество" [39, с.45–46].

В Пасхальном каноне поется следующее: " На божественной стражи богоглаголивый Аввакум, да станет с нами и покажет светоносна ангела ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен". Со стражей понятно: во 2-й главе говорится: " на стражу мою стал я" (Авв.2: 1), чтобы услышать ответ Божий. Но где о воскресении Христовом говорится в этой песни? Обратимся к тексту: " Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его - жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные…Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты вступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха" (Авв.3: 5-13). Блаженный Феодорит говорит: " Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение Крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устранения мира, исполнив же напоследок дней" [53, т.30, c.34].

Здесь, конечно же, раскрывается и смысл сказанного ранее: " праведный верою жив будет" (Авв.2: 4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, - это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. О чем говорится? - вспомните вот эти слова: " во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы" (Авв.3: 12). У Исаии мы видели некоторое видение. Вспомните, там был Некто топтавший точило (гл.63) в ризах красных, и мы с вами вслед за толковниками относили эти слова ко Христу, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: " Ты выступаешь для спасения народа Твоего" (Авв.3: 13). Вера, которой будет жить праведник есть вера во Христа распятого и воскресшего. Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим таким образом созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны.

" Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! " (Авв.3: 16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис.5: 7), маслина – фарисеи и саддукеи, " которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея" (ср. Пс.51: 10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер.4: 3), а волы – иереи (1Кор.9: 9), возделывающие души [53, т.30, c.38].

Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что " праведный верою жив будет", то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем с вами, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее… А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним с Самим. Само по себе наличие этой веры, этой жизни и есть главное сокровище, которое не разрушается даже в момент бедствий; даже в те моменты, когда казалось бы, что внешне все погибает. Если человек праведен, если он имеет веру, то это составляет основное содержание его жизни; жажда богообщения является центральной для человека, что и показывает нам здесь пророк Аввакум; о том, что среди всего этого, даже если будет голод, даже если маслина не принесет плода и так далее, - " тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв.3: 18), уже совершенно бескорыстно, зная, что Господь человека верного Ему в беде не оставит [46, с.195]. Такой человек уже не будет говорить: " если Ты Сын Божий, сойди с креста" (Мф.27: 40).

Закончить я хочу еще одной цитатой из толкования блажного Феодорита. " Известно мне, что иные всю молитву Авакумову понимая исторически, утверждали, будто бы Пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательно предречено сие о возвратившихся из плена, потому что такое разумение согласно и с моим толкованием, если ветхозаветное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. […] Если же ктому желательно дознать в точности, пусть истолкует пророчество, и увидит, что в нем большая часть ни мало не соответствует прообразованиям. Впрочем, о сем пусть судят как угодно. А я умоляю читателей извлекать пользу из толкуемого, и при помощи божественной силы совершать течение, и возжелать победных венцов, податель которых – Владыка Христос" [53, т.30, c.40].

2). Экзегеза 84 псалма. Псалом этот, по составлении его, был передан сынам, т.е. потомкам Кореевым, для хорового и музыкального его исполнения (- в конец), - вот смысл его надписания: В конец, сыном Кореовым, псалом. Объяснение того, кто были сыны Кореевы, сделано нами при объяснении надписаний псалмов 41, 43-45. Это - позднейший по времени из тех псалмов, которые имеют в надписаний имя сынов Кореевых.

С первых же слов сего псалма видно, что он воспет был вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (ст. 2), когда еще живо было в душе как самого певца, так и каждого еврея, воспоминание о недавно тяготевшем над народом наказании Божием, и тем живее сознавалось величие милосердия Божия в ниспослании ему избавления от того наказания. То же самое подтверждается и дальнейшим содержанием сего псалма, который представляет собою благодарственную молитву, воспетую одним из потомков Корея от лица всех евреев, возвратившихся из плена. В этой молитве псалмопевец сначала как бы напоминает Господу, как Он освободил народ из плена вавилонского и простил ему грехи, бывшие причиною плена (ст. 2-4). Основываясь на такой милости Божией, народ молится, чтобы Господь и теперь явил Свою милость, обратил к лучшему печальное положение народа отвращением от него наказания и прекращением гнева Своего (5-6). Так как народ еврейский и по возвращении из плена на родину далеко еще не пользовался прежним благополучием, то псалмопевец, от имени народа, воссылает усердную молитву, чтобы Господь Бог оживил и возвеселил народ Свой явлением ему милости Своей и дарованием полного спасения (7-8). И так как Господь неоднократно, чрез Своих пророков, утешал народ Свой обещаниями даровать ему мир и благоденствие, если он сохранит верность Завету Божию, то псалмопевец с верою преклоняет слух свой (услышу, что речет) к этим божественным вещаниям пророков и, внимая им, утешается надеждою на близость Божественной помощи и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, - состояние мира, правды и естественного плодородия (ст. 9-10). Кроме сего буквального смысла, многие христианские толковники усматривают в этом псалме смысл пророческий и считают сто мессианским, находя, что в изображении послепленного состояния иудеев псалмопевец пророчески созерцает наступление тех благодатных дней спасения для народа избранного (а также и всего человечества), когда " милость и истина встретятся на земле, правда и мир облобызаются" (ст. 11-14).

Ст. 1 составляет надписание псалма, о котором сказано выше.

Ст. 2. Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Желая в молитвенном песнопении к Богу прославить величие Его милосердия к народу иудейскому, псалмопевец указывает на избавление его от того наказания, которому подвергнут был народ за его беззакония и грехи, - на освобождение от плена Иакова, каковым именем называет здесь весь народ иудейский. Как в пленении целого народа выразился великий гнев Божий, излившийся за беззакония народа: так в освобождении от этого плена явлены были Богом милость и благоволение Его к народу своему и к той опустошенной земле, которую населял избранный народ Божий, и которая, таким образом, составляла особенное достояние Божие. Господи, взывает псалмопевец от лица своего народа, Ты умилосердился к земле Твоей, Ты возвратил плен Иакова, Этими словами верующие причину избавления от плена приписывают единственно Божию благоволению, которое Он имел к земле Своей, потому что Сам избрал ее, а потому они на этом же благоволении Божием к земле основывают надежду свою и на дальнейшие Его милости и благодеяния ко всему избранному народу Его, о чем псалмопевец и молится далее (в ст. 5-8).

Ст. 3-4. Оставил еси беззакония людий Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Беззакония и грехи иудейского народа навлекли на него гнев Божий, попустивший сему народу подвергнуться столь тяжкому наказанию, каково было вавилонское пленение всего народа. И вот когда Господь Бог избавил его от сего наказания, возвратил его из плена, то этим самым показал уже, что Он оставил, предал забвению беззакония людей Своих и покрыл милосердием Своим тяжесть грехов их. А это последнее, т.е. оставление или прощение беззаконий и покрытие всех грехов их, служило явным свидетельством того, что Господь прекратил уже весь гнев Свой, который Он имел к народу Своему за его беззакония, и от сильного гнева (от гнева ярости) Своего приклонился (возвратился) к благоволению и милости. Выражение: гнев ярости - не нужно понимать здесь в буквальном смысле - высшей степени раздражительности, или гневной страсти, каковые несвойственны существу Божию. По словам Евфимия Зигабена (в изъяснении Пс. 37: 2), пророк говорит так лишь для большей ясности применительно к нашему пониманию, дабы мы, устрашенные этим, воздерживались от пороков (7, с. 296].

Ст. 5, 6 и 7. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о тебе. Хотя народ иудейский, по милости Божией и по благоволению Его к земле Своей, избавлен был от жесточайшего наказания, постигшего его за грехи и беззакония, хотя Господь Бог возвратил его из плена вавилонского; псалмопевец, однако, воспомянув с радостным чувством о сей величайшей милости Божией к народу, обращается в настоящих стихах с горячею молитвой к Богу о восстановлении и возвращении народу его прежнего благоволения, об окончательном и совершенном прекращении гнева Божия. Чтобы понять смысл и значение этой молитвы псалмопевца, нужно вспомнить состояние иудеев в первое время по возвращении из плена, когда они, избавившись от бедствий угнетения и рабства в чужой неприятельской стране, и в своем родном отечестве продолжали еще испытывать на себе остатки гнева Божия: помимо крайней скудости во всем, они весьма много бедствовали, частию от собственных внутренних нестроений, а главным образом от враждебных отношений к ним соседних языческих народов (1 Ездр. 4: 1-24; Неем. 2: 19; 4: 1-23). На эти бедствия свои в опустошенном отечестве иудеи смотрели, как на доказательство того, что гнев Божий еще не совсем прошел. Вот почему псалмопевец и молится, чтобы милосердый Господь совсем оставил гнев Свой и даровал рабам своим совершенное спасение. " Восстанови нас, Боже спасения нашего..", или, что то же, Виновник спасения нашего, и " прекрати негодование Твое на нас. Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род (в течение долгих веков и многих поколений)? " Возврати нас в Свою прежнюю любовь, и, обратившись к нам Своею милостию, оживи нас, т.е. для нас жить под гневом Твоим - то же, что не жить, посему дай нам возможность, при Твоем милосердии к нам, жить настоящей жизнью, а не так, как мы живем теперь, и тогда народ Твой будет радоваться с благодарностью к Тебе.

Ст. 8. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое дождь нам. Чувствуя над собою тяготение гнева Божия и претерпевая оттого тяжкие бедствия и скорби, евреи нуждались потому в милости Божией и от Него одного ожидали спасения: эту самую нужду и это ожидание от Бога спасения псалмопевец и выражает молитвенными словами настоящего стиха: Яви нам, Господи, милость Твою и пошли нам полное избавление от тех бедствий, каким мы подвергаемся теперь в разоренном отечестве своем: спасение Твое дождь нам.

Ст. 9. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Изречения воли Божией объявлялись евреям чрез пророков. Посему псалмопевец, как пророк, обнадеженный милостию Божией к народу и всецелым спасением, которых он испрашивал у Бога в предыдущем (8-м) стихе, здесь уже с полною уверенностью говорит, что, прислушиваясь к откровениям воли Божией, изрекаемой о народе, он слышит уже, что Господь изрек мир (именем которого у евреев означалось всякое благополучие, счастливый успех во всех делах) на люди Своя. Этими словами он, очевидно, указывает на пророчества Аггея и Захарии (которые, по всей вероятности, были его современниками) о наступлении для евреев, после времени унижения и бедствий, времен мира и благоденствия. Так пророк Аггей, ободряя евреев, которые помнили великолепие храма Соломонова и скорбели о сравнительной бедности второго Храма, построенного ими по возвращении из плена, говорит между прочим, что несмотря на видимую бедность, Храм сей славою своей превзойдет славу храма Соломонова, потому что в нем именно будет дан мир каждому, намекая на явление в этом храме Самого Мессии, подателя мира (Агг. 2: 7, 9). А пророк Захария, утешая евреев, терпевших крайнюю во всем нужду, по возвращении из плена в свое разоренное отечество, между прочим, говорил от лица Божия: до сего времени у вас не было успеха ни в чем и нигде вы не имели покоя, но не так будет после: Я пошлю вам мир и плодородие земли, как доселе вы были под гневом, так тогда будете под Моим благоволением (Зах. 8: 10-15). Эти-то утешительные обетования и разумеет псалмопевец, говоря здесь, что Бог изрекает мир на люди Своя и на преподобныя Своя. Здесь преподобными псалмопевец называет (как и люди Своя) евреев не в том смысле, что они все были святыни пред Богом, а в том, что они все должны стремиться к тому, как люди, посвященные на служение Богу. Это посвящение совершилось при Синае, когда Господь Бог избранный народ Свой - евреев - назвал " царством священников и народом Святым" (Исх. 195-6). Что же касается последнего изречения стиха сего: и на обращающыя сердца к нему, - как будто несогласного с чтением его по переводу с еврейского, в котором оно читается так: да не впадут они снова в безрассудство, то нужно заметить, что славянское чтение сих слов в нашей Псалтири, происшедшее по переводу его с греческого хотя разнится с переводом с еврейского, как в словах, так и в мыслях, но не заключает в себе противоречия с последним. Славянское чтение как бы служит дополнением к тому, на кого Бог изрекает мир: на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающихся сердцем к Нему, а по переводу с еврейского соответствующее славянскому изречение сие выражает предостережение евреям, получившим обетование мира, чтобы они " не впали снова в безразсудство", как это случалось прежде, и чрез то не лишились изреченного обетования.

Ст. 10. Обаче близ боящихся его спасение его, вселити славу в землю нашу. То, что услышал псалмопевец из пророческих вещаний о народе своем, все обетования Божий о мире и благополучии, - все это дано народу иудейскому под условием, если нуждающиеся в помощи Божией искренно веруют в Него и имеют страх Божий и надлежащее благоговение к Нему. Когда на Синае изречен был чрез пророка Моисея Закон Божий и за исполнение его объявлены были народу всякие милости и благодеяния Божий, когда вслед затем весь сонм людей Израилевых изъявил единогласно пред лицем Моисея: " Вся, елика рече Бог, сотворим и послушаем" (Исх. 19: 8), тогда особенно близко было спасение Божие к народу Его, а с тем вместе и слава Божия не отступала от земли, в которой он жил. Когда же, за грехи и беззакония, постигли евреев гнев Божий и наказание, тогда земля их подвергалась бесславию и поруганию, как, например, во дни пленения вавилонского. И когда Господь Бог, по молитве псалмопевца, снова возвратит земле своей полное благоволение, тогда вселится и слава в земле той.

Ст. 11 и 12. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Здесь глаголы: сретостеся, облобызастася, возсия, приниче, выраженные по-славянски в форме прошедшего времени, для лучшего уразумения смысла всей речи нужно читать в будущей форме: сретятся,..приникнет и проч., как они и выражены в переводе с еврейского, и согласно с глаголами-сказуемыми последующих стихов: даст.., предъидет. Сказав о славе (в предыдущем стихе), имевшей водвориться в земле иудейской, псалмопевец пророчески переносится духом к той славе, которая настанет в этой стране и вообще на земле в пришествие обетованного Мессии, когда бесконечная милость Божия к роду человеческому явится во всей силе, как и явилась в пришествии Христа и совершенном Им спасении людей, - когда Истина (Сам Христос, см. Ин. 14: 6) засвидетельствована была Его учением и делами, так что, действительно, в лице Его, Христа Спасителя, милость и истина сретостеся (сошлись вместе, встретились). Тогда и правда Божия, т.е. оправдание верующих, сошло на землю, а вместе с сим оправданием совершилось примирение грешного рода человеческого с оскорбленным и прогневанным правосудием Божественным, на земле явился мир, на грешных человеков снизошло благоволение Божие (Лк. 2: 14): правда и мир, таким образом, сблизились, соединились, облобызастася, - Бог Истина - Слово, воплотившееся от Девы, будучи Светом от Света, - от земли возсия, т.е. на земле, говорит пророк, явится свет трисиянного Божества, возникнет истина и правда Божия, которая, в лице обетованного Мессии Спасителя, покроет все грехи людские; с небесе приниче, говорит далее пророк, т.е. эта правда не от земли, Она имеет жительство на небесах и потому приникнет на землю с небес.

Ст. 13. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Уверенный в непрестающей благости Божией, от которой изобильно изливаются на всех милости Господни, псалмопевец предусматривает благотворные последствия Божественной благости и в будущие времена, в пришествие Мессии Спасителя, когда Бог, по словам блж Феодорита, " будет действовать по милосердию и человеколюбию, а люди принесут Богу соответственный сему плод, разумел же под сим не обилие плодов земных, но плодоношение добродетели" [6, с. 407], т.е. что люди, живущие на земле при помощи благодати Божией будут украшаться добродетелями.

Ст. 14. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя. Разумея под именем земли (ст. 13) всех верующих, живущих на земле, которые, уверовав во Христа и сделавшись Его последователями, принесут спасительный плод добродетели, пророк говорит, что Господу, имеющему явить Свое благоволение к человекам (даст благость), будет предшествовать правда, правда пред Ним предъидет, т.е. Он будет всюду водворять правду. По мнению толковника Евфимия Зигабена, правдою псалмопевец называет здесь Предтечу Господня Иоанна, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего [7, с. 677]. О нем сказано и то, что он приготовит путь пред лицем Грядущего Мессии (Мал. 3: 1). А по сказанию евангелиста, он был " глас вопиющаго в пустыне: приготовые путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мк. 1: 2-3). А когда Он, Спаситель наш, придет, говорит псалмопевец, то Сам положит в путь стопы сво я, т.е. те стези правды, по которым поступал и действовал Сам, положит, или сделает, нашею дорогою. Он есть путь (Ин. 14: 6), и как Сам шел путем правды, того же потребует и от людей (Ин. 13: 15). Псалом сей научает, что Господь Бог за грехи и беззакония людей строго наказывает их, но Он же и милостив бывает к тем грешникам, которые обращаются к Нему с раскаянием. По Своему безмерному человеколюбию Он всегда готов придти на помощь, которая особенно близка к боящимся Его. Это должно служить побуждением для каждого из нас быть достойными своего звания, быть истинными, а не по имени только, христианами. Для этого мы должны жить так, как научил нас Господь наш Иисус Христос. Он, по словам псалмопевца, стопы Своя положил на пути нашем, т.е. Своим учением и делами указал нам тот путь, которым мы должны шествовать в жизни. Этот путь есть путь правды и мира, и для всех, с верою в Бога идущих по сему пути, помощь Божия близка во всякое время: близ боящихся Его спасение Его, говорит псалмопевец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.