Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 1. 1). Смысл пророческого служения






1). Смысл пророческого служения. Для понимания смысла пророческого служения важен следующий эпизод. Когда Моисей пытался отказаться от своей миссии под предлогом того, что он косноязычен, Господь ему сказал, что у него есть брат Аарон и ему Моисей будет говорить, а он будет возвещать это вслух всего народа. Говорится об этом так: " …он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4: 16). И в другом месте Господь говорит: " смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком" (Исх.7: 1). То есть то, что Моисей говорит Аарону, последний возвещает людям.

Итак, в установившемся библейском словоупотреблении пророк – это человек, который возвещает людям волю Божию. Остановимся пока на этом определении, дополнив его чуть позже. Возвещение воли Божией – это центральная функция пророческого служения. А как же тогда предсказания будущего? Ведь в катехизисе святителя Филарета сказано, что пророческие книги отличаются тем, что " содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче об Иисусе Христе". Оказывается, они вполне укладываются в рамки данного определения. Предсказание будущего пророками делается не просто для того, чтобы удовлетворить людское любопытство: что будет? Откровение о будущем пророк изрекает не для того, чтобы просто предупредить людей об этом событии, а для того, чтобы раскрыть причины этих событий: каким образом воля Божия проявляется в этих событиях будущего. Точно так же, когда пророки вспоминают и показывают события прошлого, то тоже для того, чтобы показать, как Господь действовал в истории, показать примеры проявления воли Божией в этих бывших событиях для научения своих современников.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) поясняет это таким образом: " Предсказывать, угадывать будущее может не только потемненный совестью человек, но и животные: крысы, лошади, собаки… Крысы бегут с корабля, который должен потонуть, собаки воют перед смертью любимого хозяина и т.д. – такое пророчество, угадывание не чуждо зверям и птицам. Но оно не есть пророчество. Это лишь – предчувствие, выход из трехмерности мира. Более совершенно, чем зверь, может предчувствовать человек. Даже видеть будущее он может. И это еще не пророчество. Пророчество есть способность в Божием свете видеть не только будущее, но и настоящее и прошедшее. Можно видеть внешнюю сторону жизни, как прошедшей и настоящей, так и будущей. Но и это не пророчество. Пророк – тот, кто зрит единое и вечное в настоящем, прошедшем и будущем, озаряя этим Вечным всю жизнь. Пророк – тот, кто умеет видеть великое и сокровенное в обыденном. … Ясновидение делается прозорливостью и видение делается пророчеством лишь тогда, когда от Единого Истинного Света – Логоса – дан дух Его правды, Его разумения и Его суда. Когда Царствие Божие отражается в откровении будущих, настоящих и прошедших событий". То есть пророк – это не просто тот, кто говорит, что будет нечто: поезд с рельс сойдет или еще что-то случится – это, в конце концов, и просто сообразительный человек может предсказать. Если рельсы разъехались, то, скорее всего, когда поезд приедет, он с них свалится. А пророк – это тот, кому открыто то, на что еще нет никаких указаний, что известно одному всеведущему Богу, и, кроме того, открыт духовный смысл происходящего и имеющего произойти. Пророчество – это проекция вечности в истории, вечного в преходящем. И это – от Бога. " Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам.3: 7).

Кроме того, пророческое слово обращено и к будущим поколениям, современники могут и не понимать его. Об этом свидетельствуют слова книги пророка Иезекииля: " И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк" (Иез.33: 32-33).

Истинное и ложное пророчество. По мнению святителя Филарета Московского, " пророки в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал.2: 7), ни на собственном их просвещении (Ам.7: 14, 15; 3Цар.19: 19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать" [58, с.150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис.21: 11; Иер.6: 17; Иез.3: 17; Авв.2: 1).

Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: " Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали" (Иер.23: 21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: " Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа" (Мих.2: 11).

При наличии такого спроса, одним из побудительных мотивов становилась элементарная корысть. Причем это, по-видимому, казалось совершенно естественным: взимать какую-то мзду за свое " служение". Как и сейчас, – полно всяких объявлений: ясновидящая, матушка такая-то, и никто не удивляется, что нужно заплатить много денег, чтобы узнать о своем будущем. А как же? Даром разве можно такое узнать?

" Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: " мир! мир! ", а мира нет" (Иер.6: 13, 14)

" Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну" (Мих.3: 5).

" Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: " не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда! " " (Мих.3: 11).

" Пришел я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и сказал: пойдем в дом Божий, внутрь храма, и запрем за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью. … Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его. Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами" (Неем.6: 10, 12, 13)

Возможно, причиной является и элементарное тщеславие. В некоторых случаях речь должна идти и самообольщении, о том, что ныне мы называем прелестью.

" И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего" (Иер.14: 14).

" Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних" (Иер.23: 16).

" Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: " мне снилось, мне снилось" " (Иер.23: 25).

" Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: " Он сказал". Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь" (Иер.23: 30-32).

" Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом и ничего не видели! … Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: " Господь сказал"; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. …Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря: " Господь сказал", а Я не говорил? " (Иез.13: 3, 6, 7).

При этом зачастую источником откровений становятся злые духи: " Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть", – пишет преподобный Иоанн Лествичник (Слово 3, п.27 [32, с.58–59]).

Деятельность лжепророков постоянно называется в числе причин, из-за которых погибают Израильское и Иудейское царства.

" Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь" (Иез.13: 17-19).

Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер.28: 1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер.29: 20), Шемаия Нехеламитянин (Иер.29: 31); Седекия, сын Хеноанны; Ноадия-лжепророчица (Неем. 6: 14); Шемаия (Иер.39: 31). Имена эти очень характерные: Анания – " дар Господа", Шемаия – " Господь – моя правда", Седекия – " правда Господня". Действительно, профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в тот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева.

В заключение этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о " сынах пророческих" или " учениках пророческих" (см. например (3Цар.20: 36; 4Цар.2: 7; 4: 38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более, что подробностей их деятельности писание нам не сообщает. О них святитель Филарет Московский говорил: " Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. … Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди" [58, с.159].

Очевидно, что случалось и обратное. Некоторые из них, как, например, ученик пророка Елисей Гиезий (некоторая аналогия может быть проведена с Иудой Искариотом), падали жертвами сребролюбия, но, в целом, Писание говорит о них положительно. Иногда высказывается мнение, что лжепророчество стало результатом деградации и коррупции в этих сообществах – т.н. " пророческих школах" [см. напр.: 29, с.5–6]. Однако следует заметить, что в Писании " пророки" и " сыны пророческие" четко различаются между собой, и пророчеством называется результат божественного озарения (1Цар.10: 5; 19: 20), поэтому относится только к первым. Поэтому мнение о том, что пророческие школы постепенно выродились, и истинные пророки были вынуждены себя им противопоставлять, представляется не вполне обоснованным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.