Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объединение юридических лиц.






Учредители: только юридические лица (коммерческие или некоммерческие организации).

Создается для ведения деятельности в интересах учредителей.

Учредительный документ: договор или устав.

Ответственность: субсидиарная, причем она продолжается даже после выхода из данной организации (в течение 2ч лет с моменты выхода из организации).

Новый участник не несет ответственности по обязательствам, возникшим до него.

 

17. Природно-ресурсный потенциал России

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведено около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых страны в конце 90-х гг. оценивалась почти в 30 млрд. дол., а прогнозный потенциал – в 150 трлн. дол. Российская Федерация располагает самыми крупными в мире разведанными запасами апатитов (64, 5% общемировых), природного газа (35, 4%), железных руд (32%), никеля (31%), бурых углей (29%), олова (27%), цинка (16%), урана (14%), нефти (13%), свинца (12%), меди (11%), одними из крупнейших в мире запасов золота, алмазов, платины и др.

Классификация природных ресурсов

Залежи полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зависимости от степени разведанности запасы России подразделяются на четыре категории: A, D, C1, C2: A – это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; B и C1 – запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; C2 – запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т.е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны в целом (т.е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические запасы.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две группы.

1. Балансовые (кондиционные) – это те запасы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям как по качеству сырья, так и товарно-техническим условиям эксплуатации.

2. Забалансовые (некондиционные) – это те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.

Согласно экономической классификации природные ресурсы делятся на:

1) ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

2) ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов).

Природные ресурсы классифицируются также по принципу исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, почвы, вода, животный мир) и невобновимые (минеральные ресурсы); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучих вод и т.д.).

По происхождению и природным свойствам выделяют: 1) минеральные ресурсы (полезные ископаемые), 2) земельные, 3) водные, 4) биологические, 5) климатические (солнечное тепло и свет, осадки), 6) ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутреннего тепла земли, ветра и т.п.).

Особо важное значение имеют минеральные ресурсы. По характеру использования минеральные ресурсы делятся на тир группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы); металлорудные – руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, асбест, строительное сырье.

Характер размещения природных ресурсов.

Мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал Российской Федерации, способный обеспечить необходимые объемы внутриреспубликанского потребления и экспорта, характеризуется крайне неравномерным размещением по территории – значительная его часть сосредоточена преимущественно в восточных районах страны и в малоосвоенных удаленных северных районах. Для природных ресурсов России в целом характерна диспропорция в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится основная часть потенциальных и разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов, древесины, руд цветных и благородных металлов. Европейская же часть страны менее обеспечена ресурсами, особенно топливно-энергетическими, а юг – лесными и водными. Однако здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, большинство месторождений фосфатного сырья. В целом ресурсные возможности европейской части значительно более ограничены, чем восточной.

Экономическая оценка природных ресурсов.

В российской экономической науке сложилось три основных подхода к оценке природных ресурсов. Все они опираются на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов, поэтому лишь косвенно, через величину этих затрат и экономического эффекта дают возможность оценивать природные ресурсы.

1. Оценка по затратам на вовлечение в использование осуществляется на базе прямых издержек на разведку, освоение, улучшение (например, на строительство водозаборных плотин, мелиорацию и др.) данного источника ресурсов. Сравнение этих затрат с затратами по другим источникам дает возможность выявить из числа имеющихся те, которые дают экономию времени, капитальных вложений на вовлечение в эксплуатацию новых источников.

2. Оценка по затратам на использование опирается на теорию дифференциальной ренты и выявление экономического эффекта (экономии капитальных затрат и получении прибыли), который возникает при эксплуатации данного месторождения, участка земли, лесного массива и т.д., по сравнению с худшим. Она рассчитывается по разнице между приведенными затратами на худшем источнике ресурсов и оцениваемом, если известно число и структура источников, обеспечивающих потребность в ресурсах. Это позволяет выбрать наиболее эффективные варианты обеспечения страны ресурсами, а также рассчитать оптимальные налоги при передаче источников ресурсов в аренду, при смене их владельца, пользователя.

3. Оценка по затратам на восстановлению и компенсацию – фактически оценка будущих затрат, которые обществу предстоит осуществить, если данный источник ресурсов выйдет из пользования в результате истощения или деградации. Данная оценка применима для возобновляемых или взаимозаменяемых ресурсов, учитывающих допустимые затраты на его возобновление или замену другим ресурсом. Она также может быть использована для регулирования отношений между ресурсопользователями и государством в виде штрафов за порчу ресурсов

 

18. Понятие бюджета, его экономическое значение

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и ОМСУ (по БК РФ).

Функции бюджета:

1.​ распределительная, перераспределительная - ее сущность проявляется в распределении и перераспределении ВВП по отраслям, территориям, между сферами.

2.​ контрольная – обеспечение контроля за формированием, распределением, использованием гос. средств.

ВСЕ ДРУГИЕ ФУНКЦИИ – ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ:

3.​ регулирующая – государство влияет на хозяйственную жизнь страны с помощью налогов.

4.​ стимулирующая – предоставление льгот, снижение налоговых ставок, применение регрессивных шкал по НДФЛ,; за счет расходов бюджета предоставление гос. гарантий, льгот и кредитов.

5.​ фискальная – мобилизация доходов бюджета.

6.​ обеспечивающая – обеспечение финансирования задач и функций государства.

7.​ воспроизводственная – перераспределяет деньги, нацелена на расширенное воспроизводства, т.е. необходимо создавать условия, чтобы предприятия увеличивали свои финансовые ресурсы.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Специфика бюджетных отношений состоит в том, что они:

1.​ возникают в процессе распределения государственных финансовых ресурсов;

2.​ связаны с формированием и использованием централизованного фонда государства.

Бюджетные отношения носят объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля НД, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач и т.д.

Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет как самостоятельная экономическая категория имеет свои особенности:

1.​ государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части НД в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

2.​ с помощью бюджета происходит перераспределение НД или части национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3.​ пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;

4.​ область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, то обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях:

1.​ образование бюджетного фонда (доходы бюджета). Эту функцию выполняют налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, доходы от эмиссии бюджетных денег. Основным источником бюджетных доходов являются заработная плата работников, доходы лиц, работающих не по найму, предпринимательская прибыль, рента собственников земли, ссудный процент;

2.​ распределительная функция. Ее содержание определяется процентами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью. За счет бюджетного фонда содержатся учреждения и организации непроизводственной сферы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между субъектами РФ. Различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяются от 30 – 40% НД;

3.​ контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно, через формирование и использование централизованного фонда отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет показывает, какие отрасли народного хозяйства прибыльны, а какие убыточны.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Она состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

19. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, их характеристика

В соответствии с БК РФ доходы формируются за счет:

1.налоговых доходов

2. неналоговых

3.безвозмездные и безвозвратные перечисления

К налоговым доходам относят:

- федеральные

- региональные

- местные налоги и сборы, специальный налоговый режим, пени, штрафы.

Федеральные налоги - это налоги, которые установлены НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К ним относят: -НДС; - Акцизы; -НДФЛ; -ЕСН; -налог на прибль О.; -водный налог; - налог на добычу ископаемых; -гос. пошлина; -сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги - это налоги установленные НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на соответствующей территории.

Выделяют 3 региональных налога:

-налог на имущество О.

-транспортный налог

-налог на игорный бизнес

Местные налоги - это налоги, которые установлены НК РФ и решениями органов м/с.

- земельный налог;

-налог на имущество физ.лиц.

К неналоговым доходам относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в гос. или мун-ой собственности;

*доходы от продажи имущества

*арендные платежи

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

- доходы от внешнеэкономической деятельности(таможенные пошлины)

Безвозмездные и безвозвратные перечисления:

Дотации- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах.

Субвенции- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Субсидии- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня, юр. или физ. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 

20. Градостроительная типология городов и поселений

При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе: численность населения, научно-производственная специализация, их значение в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве РФ.

Классификация поселений:

1.​ Городские (города, посёлки городского типа)

2.​ Сельские (сёла, станицы, деревни, хутора, аулы, кишлаки, стойбища, заимки)

В зависимости от численности населения городские и сельские поселения подразделяются на:

​ ·Сверхкрупные города (> 3 млн.чел)

​ ·Крупнейшие (1-3 млн.чел)

​ ·Крупные города (250 тыс. – 1 млн.чел)

​ ·Средние города (100-250 тыс.)

​ ·Малые города и посёлки (до 50 тыс.)

​ ·Большие сельские поселения (1-5 тыс.чел.)

​ ·Средние сельские поселения (от 200 чел.до 1 тыс.)

​ ·Малые сельские поселения (< 200 чел.)

Город – населённый пункт, жители которого в основном заняты трудом в промышленности, строительстве, сферах обслуживания, управлении, науки, культуры, образовании, здравоохранении и др.отраслях экономики, требующих концентрации производственных фондов.

В разных странах взгляды на отнесение населённых пунктов к городу по числу жителей различны. Так, в Дании считают городом поселение > 250 чел., в Канаде 1000 чел., в Германии 2000 чел., в США 2500 чел., в Нидерландах 20000 чел.

Критерием ООН является численность населения в городе в 20000 чел.

В России 12000 чел., причём, доля населения, занятого сельским хозяйством не должна превышать 15%.

В зависимости от научно-производственной специализации, а также значения в системе населения и административно-территориальном устройстве РФ, города подразделяются на:

​ ·Многофункциональные столичные города

​ ·Многофункциональные областные и краевые центры

​ ·Индустриальные центры (70-80% населения занято в промышленности)

​ ·Города - транспортные узлы

​ ·Города - курорты

​ ·Города - научно-экспериментальные центры

​ Города и иные поселения образуют групповые системы расселения, под которыми понимают совокупность городских и сельских поселений различной величины и народно-хозяйственного значения, составляющих единый территориально-производственный комплекс с общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного и бытового обслуживания населения и единой транспортной сетью.

Групповые системы расселения могут быть:

1.​ Линейными (концентрированными). Когда города образуют единую систему

2.​ Дисперсными. Каждый город осуществляет свою деятельность на отдельной территории

Наиболее развитой формой концентрированного (группового) расселения являются городские агломерации.

А зависимости от величины города-центра групповые городские системы делятся на:

​ ·Крупнейшие (> 1 млн.чел.)

​ ·Крупные (500 тыс.-1 млн.чел.)

​ ·Большие (250 – 500 тыс.чел.)

​ ·Средние (100 – 250 тыс.чел.)

​ ·Малые (50-100 тыс.чел.)

 

21. Организация водоснабжения и водоотведения

Система водоснабжения представляет собой комплекс сооружений предназначенных для снабжения потребителей водой в необходимых количествах, требуемого качества и по требуемым напором.

По назначению система водоснабжения подразделяется на:

Раздельные:

- хозяйственно-питьевые;

- производственные;

- противоположные.

Хозяйственно- производственные, они предназначены для обеспечения потребителей водой питьевого качества, отвечающие требования санитарных норм.

Производственные системы, (прямоточные и оборотные) обеспечивает подачу воды на технологические нужды.

Качество и количество в этих системах должны удовлетворять требованием технологии производства. Вода может быть смягчена, обессолена или обесцвечена путем специальной водоподготовки.

Противоположные, качество воды не лимитируется, а количество должно быть предусмотрено в соответствии с требованиями СНИП.

Кроме того удовлетворения (единовременно) различных нужд устраивают объединение систем водоснабжения:

- хозяйственно- противоположные;

- производственно- противоположные;

- хозяйственно- производственно-противоположные.

Схемы водоснабжения- это технико - экономически обоснованное проектное решение той или иной системы.

Различают:

-местные (для одного объекта)

- групповые

- районные.

В большинстве городов в настоящие время действуют центральные системы организационного движения всех потребителей водой из одного или нескольких источников водоснабжения при одной общей или нескольких сетях(зонное водоснабжение).

В комплекс сооружений центрального водоснабжения в общем случае входят:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.