Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки для возникновения науки появились






в странах Древнего Востока:

в Египте, Вавилоне, Индии, Китае.

 

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.) - древнегреческий ученый,

основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания.

Родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование

получил в Афинах, в школе Платона. 4

Аристотель подверг критике платоновскую концепцию бытия.

Он видел ошибку Платона в том, что

тот приписал идеям самостоятельное существование,

обособив и отделив их от чувственного мира,

для которого характерно движение, изменение.

Определение науки:

Таким образом, наука - это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний

- о природе,

- обществе и мышлении,

- об объективных законах их развития.

 

Предмет:

Предмет науки - формы движущейся материи и их отражение в сознании человека.

 

Исходя из фактов действительности,

наука дает

- правильное объяснение их происхождению и развитию,

- раскрывает существенные связи между явлениями,

- вооружает человека знанием объективных законов реального мира в целях практического применения.

 

В условиях научно-технической революции сложилась единая система: «наука -

техника - производство».

 

Непосредственные цели науки: получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

 

Основными задачами науки являются:

- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

- обнаружение законов движения

природы, общества, мышления и познания;

- систематизация полученных знаний;

- объяснение сущности явлений и процессов;

- прогнозирование событий, явлений и процессов;

- установление направлений и форм

практического использования полученных знаний.

 

Науку можно рассматривать

как систему, состоящую из:

- теории,

- методологии,

- методики и техники исследований,

- практики внедрения полученных результатов.

 

Субъект и объект науки: Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то можно выделить следующие элементы: объект (предмет), субъект, научную деятельность субъектов

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания

различают следующие науки: о природе - естественные; об обществе - гуманитарные и социальные; о мышлении и познании - логику, гносеологию,

эпистемологию и др.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУКИ

· естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.)

· гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология)

· технические науки(строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, геодезия)

· сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехния, ветеринария)

2. Наука: субъект, объект (предмет) и задачи.

Наука как система знаний: элементы

Науку можно рассматривать как систему, состоящую из:

- теории,

- методологии,

- методики и техники исследований,

- практики внедрения полученных результатов.

 

Субъект и объект науки: Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то можно выделить следующие элементы: объект (предмет), субъект, научную деятельность субъектов

 

ОБЪЕКТ НАУКИ

объект (предмет) — как совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации;

 

СУБЪЕКТ НАУКИ

субъект

- конкретный исследователь,

- научный работник,

- специалист научной организации,

-организация

 

3. Основные концепции современной науки.

ТРИ ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ:

- наука как знание,

- наука как деятельность,

- наука как социальный институт.

 

СОВРЕМЕННАЯ наука представляет собой органичное единство

трех моментов.

 

- деятельность - ее основа, своеобразная «субстанция»,

- знание - системообразующий фактор,

- социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности.

 

Эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция - наука как знание – с учетом многовековой традиции

рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний.

Так понимали науку еще Аристотель и Кант.

 

Вторая концепция - наука как деятельность, Разработан деятельностный подход к науке. Это - трактовка науки не только как знания самого по себе, а прежде всего как особой сферы профессионально-специализированной деятельности, как своеобразного вида духовного производства.

 

Третья концепция - Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых,

которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством:

- известных форм организации,

- конкретных учреждений,

- традиций,

- норм,

- ценностей,

- идеалов и т.п.

 

Цель и назначение науки как социального института:

- производство и распространение научного знания,

- разработка средств и методов исследования,

- воспроизводство ученых и

- обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

 

Четвертая концепция – Наука как социальная сила Наиболее ярко это проявляется, когда данные и методы науки используются

для разработки:

- масштабных планов,

- проектов и

- программ социального экономического развития.

 


 

4. Особенности современной науки.

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: специфика деятельности

 

1) коллективные формы деятельности

2) методы, основанные на новых технологиях

3) исследование объектов принципиально нового типа -

сверхсложных, самоорганизующихся систем

4) переход к комплексному исследованию человека

5) построение моделей динамики научного знания

 

Во-первых, отметим следующие моменты в изменении образа науки наших дней:

а) конечно, выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом

сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за

«горизонты» познания, а нередко и существенно их расширить.

Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными

коллективные формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы,

«научными сообществами». Наука все более становится не просто системой

абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в связи с проблемой научного творчества представляет собой интересную, пока еще во многом открытую проблему:

 

б) в современную науку все интенсивнее проникают методы, основанные на

новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно

меняют прежнюю методологию научного познания; следовательно, требуются и

философские коррективы по этому поводу.

Принципиально новым методом исследования стал, например, вычислительный

эксперимент, который получил сейчас самое широкое распространение.

Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические

признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес;

 

в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде

недоступные объекты и в микромире, в том числе тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных,

самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и

Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой системы;

 

г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла

к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение

оснований этих методов немыслимо без философии;

 

д) значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно все более

усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Представляет интерес построение моделей динамики научного знания, выявление основных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли философии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это также серьезные проблемы, решение которых немыслимо без философии.

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: социальная роль

 

1) влияние на все стороны жизни как общества в целом,

так и отдельного человека

2) влияние на культуру

3) технологический прогресс

4) социально-политический фактор

5) угрозы и риски

 

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли,

которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех

сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее

развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

 

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с

возможным применением достижений современной науки. Например, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что стало возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение.

 

5. Общественные функции науки.

ФУНКЦИИ НАУКИ:

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция задана самой сутью науки, главное назначение которой:

- познание природы, общества и человека,

- рационально-теоретическое постижение мира,

- открытие его законов и закономерностей,

- объяснение самых различных явлений и процессов,

- осуществление прогностической деятельности, т.е. производство нового научного знания;

2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция, тесно связана с первой, ее главная цель:

– разработка научного мировоззрения и научной картины мира,

– исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,

– обоснование научного миропонимания.

 

3.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, технико-технологическая функция:

- призвана внедрять в производство нововведения,

- инновации,

- новые технологии,

- формы организации и др.

 

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ функция заключается, в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития

людей и образования.

 

6. Управление наукой и ее организационная структура.

 

7. Российская академия наук: структура и задачи.

 

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук

(РАН). Она учреждена по распоряжению императора Петра I Указом

правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. И воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. Сегодня в академии состоит 473 академика и 697 членов-корреспондентов, в се институтах и других научных учреждениях - 113, 7 тыс. человек; из них имеют ученую степень доктора наук - 9, 3 тыс. и кандидата наук - 26, 5 тыс. человек.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.