Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы классификации юридических лиц.

Ответы к зачету по дисциплине

«Проблемы совершенствования гражданского законодательства»

Совершенствование законодательства о предмете Российского гражданского права.

Совершенствование законодательства об основных положениях (началах) гражданского права.

Проблема совершенствования законодательства о дееспособности граждан, в частности о признании гражданина недееспособным.

Проблемы классификации юридических лиц.

Классификация юридических лиц — это объективно необходимый, закономерный процесс познания данного явления, отражающий как предназначение данной правовой категории в праве, так и ее историческое, эволюционное развитие, выступающее одним из важнейших приемов и методов познания гражданско-правовой действительности.

Задачами классификации юридических лиц являются:

— разграничение отдельных разновидностей юридических лиц в зависимости от отнесения к той или иной классификационной группе;

— выработка эффективного механизма регулирования правового института юридического лица с учетом особенностей того или иного типа проведения общей классификации видов юридического лица.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать ряд практически важных классификационных критериев деления юридических лиц на те или иные виды:

формы собственности: так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права;

цели деятельности: коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому основанию, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками;

состав учредителей: в зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица);

характер прав участников: различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:

а) организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

б) организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;

в) организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.

объем вещных прав организации: в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

— юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

а) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

б) юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

— личное или имущественное участие: хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому основанию, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

порядок образования: порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

учредительные документы: по составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

При изучении темы юридических лиц были выявлены некоторые из проблем, возникающих при классификации юридических лиц по тем или иным основаниям.

При классификации юридических лиц по цели деятельности организации, критерий извлечения прибыли и возможность ее распределения, по мнению многих авторов, считается малопригодным для отграничения коммерческих организаций от некоммерческих. Во-первых, систематическое получение прибыли выступает лишь одним из возможных вариантов осуществляемой деятельности организации. Кроме того, некоммерческим организациям, по общему правилу, не возбраняется осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, то есть фактически стремиться к систематическому извлечению прибыли. Тем не менее, в защиту действующей редакции нормы ГК РФ можно отметить, что цель организации, в определенном смысле, является целью ее учредителей (участников). А для учредителей коммерческой организации истинной целью (как объединяющим фактором) выступает не столько сама по себе возможность создаваемой организации систематически извлекать прибыль, сколько установленное законом право самого участника на распределение прибыли организации, наличие определенной правовой связи с организацией, в том числе имущественного характера, не зависящее от трудового или иного участия в организации. В силу именно этой особенности цели учредителей коммерческой организации, в современных условиях экономический критерий стал занимать определяющее место при разграничении коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерциализация деятельности некоммерческих организаций определяется как действиями ее участников, так и действиями органов управления этих юридических лиц. Поэтому основной задачей законодателя должно стать не столько определение возможных целей некоммерческих организаций, сколько установление четких ограничений или прямого запрета для последних на участие в предпринимательской деятельности. И поэтому предлагаем предусмотреть и законодательно закрепить установление запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, и право некоммерческих организаций на создание коммерческих организаций, доход от участия в которых станет одной из форм финансирования их деятельности.

При классификации юридических лиц по организационно-правовой форме следует отметить, что отсутствует законодательное закрепление понятия организационно-правовая форма. Отсутствие четкого определения понятия организационно-правовой формы юридического лица, а также иных терминов, используемых как в науке, так и на практике, вызывает необходимость выработки некоторых общих рекомендаций не только на уровне доктрины, но и в законодательстве. В противном случае, будут постоянно возникать различные толкования рассматриваемых понятий, что нежелательно с точки зрения системных принципов построения правового института юридического лица. Требования к организационно-правовой форме должны быть достаточно жестко закреплены в действующем законодательстве.

При классификации юридических лиц по форме участия в организации, проблема классификации заключается в том, что деление юридических лиц на группы в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 48 ГК РФ производится в зависимости от наличия или отсутствия имущественных прав между учредителями (участниками) и такими лицами, но при этом не учитывается, что учредители (участники) могут иметь по отношению к юридическим лицам не только имущественные в классическом виде (вещные или обязательственные), но и корпоративные права, в отношении возможности отнесения которых к имущественным не один год ведутся научные дискуссии. Кроме того, считаем необходимым подчеркнуть тот факт, что связь организационно-правовой формы и отнесения юридического лица к группе объединения лиц или капиталов является устойчивой, не может изменяться ни по воле учредителя, ни в результате волеизъявления законодателя, так как определяется самим предназначением конструкции юридического лица и меняется исключительно под воздействием эволюционного воздействия. Однако исследование данной классификации показывает существование внутренних специфических особенностей между отдельными группами юридических лиц, и в том числе между хозяйственными товариществами и обществами. Это обстоятельство должно учитываться при попытках распространения на них единого правового режима. В настоящее время достаточно редко в научной литературе отмечается наличие данной разницы.

Также существуют проблемы при решении вопросов ответственности членов ассоциации. Устранению указанных проблем и спорных ситуаций может способствовать закрепление на законодательном уровне норм, устанавливающих вид и размер ответственности членов по долгам ассоциации. При этом соответствующие правила должны учитывать, что объединение юридических лиц является некоммерческой организацией, члены которой имущественных прав по отношению к ней не имеют. Размер ответственности члена может быть пропорционален его взносам в имущество ассоциации (союза), а если взносы по характеру различны, — какому-то из их видов. По меньшей мере, должны быть установлены общие границы, обеспечивающие соблюдение баланса интересов кредиторов объединения и его членов, в рамках которых объединение могло бы самостоятельно варьировать с учетом целей своего создания, сфер и видов осуществляемой деятельности, а также других факторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.