Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние психодиагностики в России и за рубежом






В конце 1980 – годов всё более отчётливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки многоотраслевой – общей психодиагностики. К специальнымпсиходиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, спортивную, профессиональную и педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, тем самым расширяются границы общей психодиагностики.

В последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем, как и других наук, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а Киев – в Украине, велась определённая работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) – предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные.психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путём участия в краткосрочны обучающих программа, также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.

5. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики.

Предмет и задачи психодиагностики.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.

^ 3 Задачи и цели психодиагностики

Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.

основные методы (вроде по Столину)

1). Классификация по заданиям:

1. психодиагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (например, тест Равена, тест регидностиЛучинса и др.).

2. методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кеттелла).

2). Классификация по речевой активности:

1. вербальные психодиагностичекие методики

2. невербальные.психодиагностическиеметодики Здесь материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений

^ 4). Классификация методик по принципу, положенному в основу приёма:

1.объективные тесты (методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания).

2. стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:

а). тесты- опросники;

 

б). открытые опросники, предполагающие последующий контент- анализ.

в).шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда.

3. проективные техники.

4. диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Наиболее распространенным методом беседы является интервью. Различают две его основные формы:

а.) структурированную (стандартизованную) и б.) неструктурированную.

 

Интервью может быть и полустандартизованным (стойкая стратегия и более свободная тактика).

Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

По форме: 1.Индивидуальные и групповые.2.Устные и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.