Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересов субъектов хозяйствования






 

Проведенное прокуратурой республики обобщение по делам, возбужденным хозяйственными судами по искам прокуроров, заявленным в интересах субъектов хозяйствования, показало, что прокуроры стали активно использовать свое право на обращение с исковыми заявлениями в хозяйственные суды с целью устранения нарушений законности в экономической сфере, возмещения причиненного правонарушениями материального ущерба, защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

Вместе с тем имеют место серьезные недостатки и упущения в организации деятельности по подготовке и предъявлению исков, отрицательно сказывающиеся на авторитете органов прокуратуры, свидетельствующие о медленном преодолении сложившихся стереотипов в работе, недостаточном учете экономико-правовых реалий современной хозяйственной жизни.

По-прежнему отдельные прокуроры без достаточных оснований продолжают предъявлять иски в интересах субъектов хозяйствования, подменяя обязанности юридических и экономических служб предприятий и организаций, способствуя неоправданному освобождению истцов от уплаты государственной пошлины.

Не все направляемые в хозяйственные суды исковые заявления достаточно мотивированы, не всегда содержат ссылки на нормы материального и процессуального права, доказательства, подтверждающие исковые требования, что отрицательно сказывается на результативности исковой работы прокуроров. Прокуроры не проявляют инициативы по предъявлению исков в интересах государства о признании недействительными противозаконных сделок и ненормативных актов государственных органов.

Некоторые прокуроры, заявившие иски, не принимают участия в их рассмотрении в хозяйственных судах. Участвуя же в хозяйственном процессе, иногда неудовлетворительно к ним готовятся, проявляют пассивность в истребовании, исследовании и оценке доказательств, инертность в защите государственных и общественных интересов, не реагируют должным образом на допускаемые судами нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении таких исков.

В целях устранения имеющихся недостатков и усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства в экономической сфере ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам.

2. В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом Республики Беларусь " О Прокуратуре Республики Беларусь" меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности.

3. Исключить из практики прокурорской деятельности факты необоснованного предъявления исковых заявлений в хозяйственные суды, подмены функций руководителей, юридических и экономических служб предприятий и организаций, а также предпринимателей по самостоятельной защите своих прав и интересов. Запретить предъявление исковых заявлений с целью умышленного освобождения субъектов хозяйствования от уплаты государственной пошлины.

4. Обратить внимание, что право на обращение с заявлением в хозяйственные суды прокуроры должны использовать лишь в том случае, если субъект хозяйствования лишен возможности защитить свои интересы самостоятельно (п. 6 ст. 22 Закона " О Прокуратуре Республики Беларусь"), а также если хозяйственный спор носит принципиальный характер, приобретает большую общественную и государственную значимость и затрагивает интересы крупных трудовых коллективов или значительной части населения, в том числе: при установлении недействительности договоров, актов государственных и иных органов, нарушающих права и интересы субъектов хозяйствования; в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в пользу государства, нарушений земельного законодательства, законодательства об охране и рациональном использовании окружающей среды и др.

5. Обеспечить полноту и своевременность подготовки материалов и заявлений для обращения в хозяйственные суды.

При предъявлении исков в защиту интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокуроры наряду с Законом Республики Беларусь " О Прокуратуре Республики Беларусь" обязаны руководствоваться настоящим приказом, а также совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2001 № 07-12д-2001; 03-25/433.

Исковое заявление должно отвечать требованиям ст. ст. 47, 27, 29-35 и 123 ХПК Республики Беларусь. Исковые требования должны базироваться только на материалах прокурорских проверок, соответствовать фактическим обстоятельствам и собранным доказательствам, основываться на действующем законодательстве.

6. Обеспечить обязательное участие прокуроров в рассмотрении хозяйственными судами дел, возбужденных по их искам (заявлениям).

7. Не допускать отказа прокурора от поддержания иска по просьбе истца или ответчика, органов государственной власти и управления без документального подтверждения факта урегулирования спора в добровольном порядке до рассмотрения дела в суде. Отзыв иска возможен лишь после того, как нарушение законодательства реально устранено и необходимость в защите интересов субъекта хозяйствования в судебном порядке отпала.

8. Незамедлительно принимать меры к опротестованию незаконных решений и определений суда, состоявшихся по делам по искам прокурора. При этом следует иметь в виду, что согласно ч.2 ст. 174 ХПК Республики Беларусь прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести кассационный протест на незаконное или необоснованное решение хозяйственного суда независимо от обжалования его сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Протест на судебные акты, принятые по иску, заявленному в суд непосредственно субъектом хозяйствования, вправе принести прокуроры, указанные в ст. 200 ХПК Республики Беларусь. Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в ст. 204 ХПК Республики Беларусь. При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь и
Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2001 №07-12д/2001; 03-25/434.

В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела составлять мотивированное заключение.

9. Оценивать участие прокурора в судопроизводстве по разрешению хозяйственных споров, исходя из совокупности данных о своевременности предъявления исковых заявлений, результатах их рассмотрения и участии в судебных процессах, эффективности опротестования незаконных судебных актов.

10. Прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам ежегодно анализировать состояние исковой работы.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь Снеги-
ря М.В. и управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры республики.

Приказ направить всем подчиненным прокурорам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.