Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие познавательных процессов






Младших школьников

Как распознать стиль обучаемости ребенка по модальностям (приемам) восприятия?

Чтобы определить стиль обучаемости ребенка, его ведущую модальность (способ) восприятия, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущие визуалу, аудиалу, кинестету.

 

ВИЗУАЛ

Ребенок-визуал на уроке сидит спокойно, внимательно слушает учителя, выполняет добросовестно задания, при необходимости задает вопросы, участвует активно в обсуждении проблемы, спорит, доказывает, при этом и смотрит наверх, как бы создавая экран, на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован на пол. Когда речь идет о визуальном воспоминании — смотрит влево-вверх; когда что-либо создает, конструирует, обращаясь к своим визуальным фантазиям, смотрит вправо-вверх. При объяснении представляет детализированную картину, схему в целом. Помнит то, что видел. Предпочитает читать сам, а не слушать других. При восприятии заданий выделяет то, что важно для него. Его тетрадь самая образцовая. Записи четкие. Каждая часть выделена. Для пего важно, чтобы написанное и нарисованное воспринималось зрительно.

При общении визуалу присущи жесты, подчеркивающие его речь. Говорит понятно, использует визульные показатели(я вижу, обозреваю, осматриваю, яркий, светлый, цветной и т. п.), разговаривая, смотрит на собеседника и вдаль. Если он выражает чувства, эмоции, смотрит вправо-вниз, когда идет внутренний диалог — влево-вниз.

В одежде подобраны и цвет, и ткань. Приоритетен внешний вид, опрятный и аккуратный. Он достаточно организованный и осмотрительный в поступках.

Для визуалов очень важно развивать пространственное восприятие, которое характерно для космонавтов, штурманов, военных-стратегов, физиков-теоретиков, шахматистов, натуралистов.

Их вероятные способности:

• мыслить в картинках;

• создавать зрительные образы;

• чувствовать форму;

• использовать метафору.

Ребенок-визуал любит искусство: графику, живопись, скульптуру, легко читает карты, таблицы и диаграммы; запоминает с помощью картинок; хорошо чувствует цвет; для создания образов использует все органы чувств.

Как поддерживать таких детей в процессе обучения?

• использовать при обучении большое количество наглядного материала;

 

• придумывать разные схемы, символы;

• рисовать картины, диаграммы;

• внедрять искусство в другие предметы обучения;

• зрительно представлять изучаемый предмет;

• использовать пантомиму;

• делать цветные пометки;

• использовать компьютерную графику.

Кроме перечисленных качеств, характерных профессий с визуально-пространственным восприятием, отмечается профессиональная направленность визуалов в качестве модельера-конструктора, штурман, космонавт, изобретателя, закройщика, поэта и писателя, водителя и т. п. Но при этом для всех профессий есть одно очень важное требование, чтобы зрительные области были согласованы с большим моторным полем коры головного мозга.

В зависимости от потребности визуал может пользоваться нг.еми модальностями восприятия, переключаясь с одной на другую. Однако ведущей остается генетическая модальность. Мели человек испытывает серьезные переживания, то функционирует ведущая модальность, а остальные будут заблокированы.

 

АУДИАЛ

Учащийся, который в беседе, в повседневной жизни, смотрит по горизонтали вправо-влево или вниз-влево, относится к аудиалам. Если он воспроизводит речь, звуки по памяти, то смотрит влево по горизонтали, когда конструирует речевые образы (речь, звуки) смотрит вправо, при внутреннем диалоге — влево-вниз.

На занятиях он легко отвлекается, любит дискуссии, говорит лучше, чем пишет. При рассказе использует аудиальные показатели (хорошо звучит, слышать, объяснять, упоминать и т. п.)- Помнит то, что обсуждал. В отличие от визуала, который видит картину в целом, аудиал воспринимает знания на слух, запоминает по шагам, процедурам. Отвечает в логической последовательности, как бы прокручивает аудиокассету. Жестов как правило, не много.

Легко владеет языком. Слышит звуки и голоса. Способе, имитировать тон, темп, высоту и тембр голоса. Может повторить слово в слово то, что рассказывалось.

Любит музыку. В ней он в первую очередь полагается н свой слух, что, возможно, отражает его музыкальный интеллект, который характерен для композиторов, дирижеров, любителей музыки, звукоинженеров, изготовителей музыкальны инструментов, настройщиков пианино.

Его вероятные способности:

чувствителен к тону, ритму, тембру;

• чувствителен к эмоциональному воздействию музыки;

• воспринимает сложные музыкальные формы;

• может быть высокодуховным человеком.

Как развиваться таким людям в процессе обучения?

• работать на уроке под музыку;

• учиться распевая песню;

• обучаться при помощи музыки стиля барокко;

• посещать группы хорового пения;

• использовать музыку при изучении других дисциплин;

• использовать музыку для расслабления;

• представлять/рисовать картины под музыку;

• сочинять музыку на компьютере.

 

Мы рассмотрели одну возможную направленность способностей ребенка, однако наши наблюдения за детьми в учебном процессе показывают, что они отвечают также логически-математическим способностям, в которых проявляется умение визуалов рассуждать логически, и коммуникативным способностям, умению налаживать отношения с другими людьми.

Все эти направления характерны в первом случае для математиков, ученых, инженеров, следователей, адвокатов, экономистов и бухгалтеров. Во втором случае для учителей, психологов-консультантов, менеджеров, специалистов по связям с общественностью. Их вероятные способности изложены в разделе «Разновидности интеллекта» в книге Г. Драйден «Революция в обучении», 2003.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.