Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шрифт и каллиграфия как часть культуры






Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………  
1. Шрифт и каллиграфия как часть культуры ………………….  
1.1. История возникновения и развития каллиграфии …………..  
1.2. Современная каллиграфическая культура …………………...  
2. Выполнения шрифтовой композиции с использованием  
  каллиграфического письма. …………………………………...  
2.1. Материалы и инструменты для каллиграфического письма...  
2.1.1. Тушь …………………………………………………………….  
2.1.2. Перо……………………………………………………………...  
2.1.3. Держатель для пера …………………………………………….  
2.1.4. Бумага …………………………………………………………...  
2.2. Этапы работы над композицей с использованием  
  каллиграфического шрифта …………………………………...  
2.2.1. Разметка ………………………………………………………...  
2.2.2. Работа с углом пера …………………………………………….  
Охрана труда и техника безопасности …………………………………  
Заключение ………………………………………………………………  
Список используемой литературы и ресурсов ………………………...  
Приложения ……………………………………………………………...  
     
     

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выбирая эту тему, чтобы показать актуальность каллиграфии в наши дни, когда рукописное письмо не пользуется популярностью. В наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам легче быстро набрать на клавиатуре нужный текст (без ошибок, помарок…)… и… отправить другу в течение нескольких секунд одним лишь нажатием кнопки ENTER, отправить бездушный текст.

Но не смотря на засилье машинописного текста, каллиграфия живет в наши дня. А в отдельных случаях становится популярным трендом.

Цель:

1) изучение стилистических особенностей письма и типов письменности, традиционных школ каллиграфического письма в культуре разных народов;

Задачи:

1) овладение навыками каллиграфии; а также приемами организации графического листа при создании каллиграфических композиций;

2) формирование понимания выразительных возможностей каллиграфии в графическом дизайне; применение полученных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

3) формирование готовности к проектно-исследовательской и творческой работе в области шрифтового искусства.

ШРИФТ И КАЛЛИГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

Рис. 1.1
 

До последнего времени, то есть до проникновения цифровых технологий даже в сферы традиционно рукотворного искусства, под каллиграфией понимали искусство рукописного письма. Термин «каллиграфия» (от греч. kallos – красота и graphos – графическое изображение, письмо) появился в Европе лишь в XVI веке одновременно с гуманистическим курсивом. В XVII веке, когда был разработан канон классического каллиграфического письма, служившего основным стилем до второй половины XX века, он означал «стилистически безупречное исполнение письма тонким пером». Фиксация текстов до изобретения книгопечатания производилась в разных технологиях: тексты вырезались в твердом материале (камне, дереве), печатались на глиняных табличках специальной трехгранной палочкой-штампом, процарапывались на покрытой воском табличке, наносились пером или кистью на папирус, шелк, пергамент или бумагу. Соответственно, знаки письма, сохраняя собственно графему знака, обретали разные пластические формы – современное деление шрифтов на глифтальные и дуктальные происходит именно от технологически обусловленной пластики вырезанных или написанных знаков. Технология нанесения знаков с помощью ширококонечного пера привела к образованию исторических канонов письма, определяющим в которых был дукт: угол наклона пера и последовательность движений руки при исполнении элементов букв. Отметим первый стилеобразующий фактор: технология нанесения знаков, включающая в себя инструмент, материалы и технику нанесения знаков. До изобретения книгопечатания существовало три основных жанра письма: запись особо значимых тестов «на века» (религиозные тексты, несколько позже – художественная и научная литература); делопроизводство (запись текстов на время, рассчитанное на ведение этих самых дел) и сиюминутные записи «для себя» – качество их исполнения определяется только волей исполнителя. Так, в общем русле исторических каллиграфических стилей можно вычленить, по крайней мере, два течения: разборчивое письмо для особо значимых текстов и скоропись как способ мгновенной фиксации вербальной информации. Так фактор времени в двух своих проявлениях – на какое время рассчитано взаимодействие с текстом и какое время потрачено на его воспроизведение – стал определяющим в стилеобразования жанров письма.

Именно технологией быстрого исполнения старославянских рун В.Чудинов объясняет происхождение знаков протоглаголицы: возникающие естественным образом при письме без отрыва руки соединительные элементы привели к образованию петель в графемах знаков. Несмотря на спорность этой гипотезы, влияние фактора времени на дукт и даже графему знаков несомненно: древнеегипетские иератический и демотический стили письма по своей графике далеки от письма иероглифического.

Рис. 1.2
 

Характер письма значимых текстов всегда был достаточно жестко канонизирован, и на каноны эти влияла не только технология письма, но и визуальный язык культуры своего времени. Так, римский капитальный шрифт соотносится по своему пропорциональному и ритмическому строю с древнеримской архитектурой, а появление готических шрифтов одновременно с готической архитектурой не объясняется ни стремлением к экономии дорогого пергамента, ни влиянием предметной среды на визуальные характеристики шрифта.

В скорописи тоже вырабатывались свои каноны, направленные на разработку технологии быстрого и экономного письма, не более того. К искусству ее никогда не относили, и до последнего времени она не входила в сферу интересов искусствоведов. Только в XX веке специалисты в области искусства и теории шрифта и каллиграфии выявили обратное влияние скорописных почерков на формирование каллиграфических канонов: появление минускульного письма напрямую связывают с римским курсивом. Почти всегда существовали промежуточные вариации, и в европейской традиции любой каллиграфический стиль можно отнести к каноническому, скорописному или промежуточному варианту, исходя из степени тщательности выведения знака и потраченного на это времени. В дальневосточной каллиграфии отношение к скорописи было иным – она всегда оставалась одним из почитаемых жанров искусства. «Каллиграфия – тело, мысль и знак, сплетенные в единый процесс».

Богатство смыслов, заключенное в иероглифическом письме, приводит к иному характеру и ритму чтения, чем в письме фонетическом. «С детства человека письменные знаки начинают определять характер его видения действительности. Так для японца рождается “иероглифическая вселенная”, и мышление приобретает свойства “иероглифического мышления”. Текст изначально нес в себе не только содержание, но и изобразительную красоту письменного знака. Таким “узором”, “письменами”, согласно представлениям японцев, покрыты и небо, и земля. Чтение “текста” бытия считалось важнейшим из искусств, а литература обретала астральный смысл, так как слово было причастно к небесным явлениям. При этом, согласно японской эстетике, слово обладает той же, что и событие или вещь, реальностью существования». В дальневосточной каллиграфии особенно ценится тот эмоциональный импульс, который автор просто обязан вложить в графику знаков. «Каллиграф, владея техникой и навыками написания иероглифов, выражает свои мысли и чувства в соответствии с личным пониманием содержания письменности. Своей работой он должен «заразить» зрителей и вызвать у них восхищение. Только тогда это называется каллиграфией, в противном случае это всего лишь написание иероглифов».

Индивидуальное начало в дальневосточном письме острее всего передается самим ритмом письма. Запечатленный в материале ритм движений руки мастера сравнивался с ритмом музыки или танца. «Зрители могут ощущать то же, что и каллиграфы. Внезапное раскрытие власти кисти – это всегда сокровище и для каллиграфа, и для зрителя. Комбинация штрихов – это мост между художниками и зрителями и, одновременно с этим, самая волнующая часть творчества».

Рис 1.3
 

Книжная культура чрезвычайно традиционна, канонична, и стиль письма рукописной книги эволюционировал столетиями. Столетиями рукописная книга была книгой религиозной: особенности той или иной религии, в свою очередь, тоже оказывали влияние на каноны письма. Для средних веков характерно ощущение тяжелой, плотной нагрузки книжного листа. Подчеркнутая предметность средневековой книги имела не только производственное, но и образное значение. Книга – предмет, участвующий в богослужении, предмет священный. Она – материализация Слова Божьего и, как оно само, должна быть несокрушимой и нетленной». «Медлительная тщательность такого труда – не только дань ремесленной традиции, но и выражение того, что процесс письма не менее важен, чем результат. Он посвящен святыне, и торопливость не пристала ему. Неспешная поступь четко выведенного шрифта сохраняет живую связь с ритмом работы книгописца. Она отразится затем в медленном, ритуально-торжественном ритме чтения». «Вытянутое, угловатое, плотно заполняющее строку и резко контрастное по насыщенности письмо – одно из наиболее ярких воплощений готического стиля. Однако в его формировании, по исследованиям современных палеографов, моменты эстетические играли не главную роль. Во всяком случае, оно не было порождено влияниями готических форм в архитектуре и изобразительных искусствах – там близкие по пластике мотивы появились позднее, чем в рукописях». «Тяжело насыщенное и напряженно ритмичное готическое письмо пластично и телесно. Оно ложится на страницу плотной массой». Каноническое письмо до сих пор живет в интерпретациях Корана и Торы. Таким образом, религиозные каноны также являются одним из определяющих факторов в стилеобразовании каллиграфического письма.

Рис. 1.4 Рис. 1.5

 

Потребности рекламной акциденции, бурно развивающейся с XIX века, стимулируют постоянные поиски свежих средств привлечения внимания. Но в XIX веке делопроизводство велось вручную, и английский каллиграфический курсив был венцом каллиграфического творчества как в Европе, так и в Америке. Многочисленные пособия и учебники для освоения каллиграфическим мастерством были ориентированы на выработку почерка, максимально приближенного к этому канону. Акцидентные шрифты появлялись в этих учебниках из разработок, предназначенных для литерного набора. Египетские и итальянские шрифты обрастали в них росчерками и прочими украшениями, но канон оставался неизменным. Для постановки руки и приобретения основ каллиграфической культуры все эти пособия содержали основные исторические европейские стили: унциал, полуунциал, каролингский минускул, готические шрифты. Но, в отличие от арабской или дальневосточной культур, каллиграфия в европейской, американской или русской традиции всегда играла служебную роль, не претендуя на свое место в жанрах «чистого» художественного творчества. Даже если сегодня искусствоведы и называют древние рукописные манускрипты шедеврами, их относят к продукту высокого ремесла (не искусства), а их безымянных авторов называют мастерами, а не художниками. Анонимность авторов явилась следствием высокой степени каноничности и традиционности культуры древней рукописной книги: индивидуальность, уникальность, самовыражение ценностями не являлись. Для того, чтобы ситуация изменилась, потребовалось две вещи: во-первых, привлечение средств каллиграфии к рекламной акциденции; во-вторых, влияние восточных каллиграфических школ: эти факторы сработали уже в XX веке. В первой половине XX века, во времена господства концепций коструктивизма и функционализма, каллиграфия не интересовала дизайнера, наслаждавшегося красотой чистой, выверенной геометрии. Но она появлялась в рекламных объявлениях, создаваемых художниками-иллюстраторами, находящимися вне сферы влияния профессионального графического дизайна. В России к каллиграфическому исполнению на упаковках, этикетках или в логотипах прибегали обычно художники-оформители, и качество их работ, по большей части, сильно проигрывало в сравнении со строгими, выверенными шрифтовыми композициями, выполненными наборным шрифтом. Каллиграфия оставалась лишь средством рекламной акциденции и не претендовала на большее, но порожденная ей ценность уникальности каллиграфической композиции позднее выявила особые возможности каллиграфии в создании именно уникальной композиции и ее способность к ритмической организации графического пространства. Стремление к созданию образа через генерацию определенных эмоций позволило оценить возможности каллиграфии и в этом направлении.

Произошедший к настоящему времени переход к цифровым технологиям уже во всех сферах, транслирующих тексты, изменил ситуацию не менее кардинально, чем изобретение книгопечатанья. Графический дизайн стал любимым хобби разного рода дилетантов, а классические функционалистические построения утратили прелесть новизны или, по просту, приелись. Поиски все новых средств акциденции привели к тому, что появилось множество цифровых шрифтов, имитирующих рукописное письмо. За основу таких шрифтов брались самые разные технологии исполнения: широким, тонким или круглым пером; кистью, маркером, фломастером, карандашом. Темп письма – от медленного до стремительного, качество – от тщательного до изысканно грубого или псевдонеумелого. Востребованность этих шрифтов в конце XX – начале XXI веков была настолько велика, что они достаточно быстро использовались и сходили со сцены, поскольку именно уникальность ручного письма была их основной ценностью. Примелькавшиеся шрифты уже не могли работать в акциденции и, как профессионалы, так и дилетанты от графического дизайна, плодили все новые версии цифровой каллиграфии. В этой ситуации профессиональные каллиграфы, умеющие писать настоящим пером, кистью или фломастером, оказались снова востребованными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.