Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов темы. При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что в конце двадцатых годов руководство страны берет курс на отказ от новой экономиче­ской политики и






При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что в конце двадцатых годов руководство страны берет курс на отказ от новой экономиче­ской политики и переход к форсированной индустриализации и принудитель­ной коллективизации сельского хозяйства. Раскройте причины отказа от НЭП, покажите, к ка­ким последствиям это привело. Обратите внимание, что за период с 1924 по 1936 гг. в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Охарактеризуйте их. Каким целям служило принятие 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР новой Конститу­ции. Раскройте основное содержание Конституции, покажите декларативный характер многих ее положений. Особое внимание обратите на анализ гл. III - VIII Основного Закона, в которых показывается организация, система и поря­док деятельности высших органов власти и управления СССР, союзных, авто­номных республик, а также местных органов. Покажите, что Основной Закон исходил из принципа верховенства представительных органов власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управ­ления.

При изучении второго вопроса следует отметить, что на рубеже 20 - 30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монопо­лия РКП(б)-ВКП(б) на власть. Борьба в руководстве большевистской партии вела к укреплению единоличной власти - т.е. устанавливается режим личной власти Генерального секретаря партии.

Отметьте, что партийная власть сращивается с властью государственного аппарата, руководители партии одновременно занимали руководящие государ­ственные должности, формируется привилегированный слой бюрократии, за­нимавшей места в партийных, военных, хозяйственных и репрес­сивных органах.

Следует обратить внимание на создание командно-административной системы управления промышленностью и сельским хозяйством. При обсуждении вопроса целесообразно рассмотреть мероприятия государства в области культуры и искусства. Раскрыть значение введения общего обязательного начального образования и реорганизации высшей школы.

В процессе изучения третьего вопроса рассмотрите развитие различ­ных отраслей права. Большее внимание уделите уголовному праву, уголовному процессу, исправительно-трудовому праву. Отметьте, что партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина " социалистической законности" исходила из нормативистского представления о праве. Советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в западном праве).

Раскройте причины и последствия массовых репрессий в 30-х гг. От­метьте, что для их проведения высшие государственные органы подготавлива­ли соответствующие нормативные акты, создавшие правовую базу для террора. Важно разобраться в причинах, которые привели к массовым репрессиям.

В заключении сделайте выводы по теме, подчеркните, что создание административно-командной системы управления экономикой, формирование тоталитарного государства закономерно привело к массовым репрессиям.

Вопросы для самоконтроля:

1. Экономическая основа СССР по Конституции 1936 г.

2. Изменения в государственном аппарате в предвоенные годы.

3. С какого возраста привлекались к уголовной ответственности несовершеннолетние в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г.

Дополнительная литература к теме № 13

1. Голубев А.С. Советское государство и право в период интенсивного развития народного хозяйства СССР (1926 – 1954 гг.). М., 2007.

2. Жибарев П.Б. Индустриализация СССР – великий подвиг советского народа. М., 1969.

3. История государства и права России. Краткий курс. М., 2009.

4. История социалистической экономики СССР. М., 1997.

5. Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода (1917 – 1958). М., 1966.

6. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / сост. Титов Ю.М., 2008.

7. Шерстобитов В.П. и др. История национально – государственного строительства в СССР. 1917 – 1978. 3-е изд. доп. и перераб. М., Мысль. 1979.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.