Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования






Поставив задачи, исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие, а все последующие логические этапы будут представлять ступени движения к инструментовке, проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс. Ясно, что в психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.

Гипотеза — это своего рода эпицентр исследования, проводимого как на макро-, так и на микроуровне. В форме гипотезы возникает и развивается новое знание, новая теория. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации.

Целесообразно содержательную сторону гипотезы рассматривать в единстве с ее языковым оформлением. По этому поводу А. Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если..., то...», что позволяет реализовать описательную, объяснительную и прогностическую функции гипотезы.

Паршукова Н. Б. Тема: Создание и использование виртуальной лаборатории как средства формирования предметной компетенции по геометрии у учащихся основной школы

Гипотеза исследования: формирование предметной компетенции по геометрии будет эффективным, если

- в качестве одного из средств формирования предметной компетенции по геометрии будет применена виртуальная лаборатория;

- при создании виртуальной лаборатории в ее содержание будут включены инструменты и средства, позволяющие описывать реальные ситуации на языке геометрии, осуществлять их формализацию, интерпретацию, исследовать и находить решение задач, описанных в этих ситуациях;

- при использовании виртуальной лаборатории в процессе обучения будут решены дидактические задачи (организация самостоятельной деятельности учащихся, сопутствующего повторения, самоконтроля в процессе решения учащимися задач, диагностики учащихся) на трех взаимосвязанных ступенях формирования предметной компетенции – мотивационно-ориентированной, деятельностно-смысловой, прикладной.

Карпова Е. В. Тема: Формирование готовности учащихся профильных классов к учебной деятельности в военизированном вузе в процессе обучения математике

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности учащихся классов оборонно-спортивного профиля к учебной деятельности в военизированном вузе при обучении математике будет успешным, если:

– цели обучения математике будут отражать требования к формированию основных компонентов готовности к учебной деятельности в военизированном вузе (когнитивного, нравственно-ориентационного, операционального);

– в учебном процессе увеличивать долю активных методов и включать в содержание обучения математический материал прикладного характера и историко-математический материал военно-патриотической направленности;

– реализация целей обучения математике в классах указанного профиля будет осуществляться с учетом специфики организационных форм учебной деятельности в военизированном вузе.

В связи с этим возникает необходимость обратиться к вопросу о научном факте. Факт как научное понятие неправомерно смешивать с явлением. Явление — момент бытия, эмпирическая единица знания, отражение отдельного как такового, взятого вне его связей и взаимодействий, а факт — отражение многих явлений и связей, их обобщение, он в значительной мере — результат идеализации, предположения о том, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений.

В качестве фактов могут выступать и отдельные положения теории (конкретные зависимости, законы), если речь идет о более широких обобщениях, о поиске общего, инвариантного в воспитании на разных возрастных этапах, в разных воспитательных системах. Полнота и достоверность фактов, достаточно богатая фактологическая база — необходимое (хотя и недостаточное) условие достоверности выводов.

По мере накопления фактов, не укладывающихся в рамки существующих объяснений, возникает потребность в новой теории, которая и зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. Так, например:

Паршукова Н. Б. Тема: Создание и использование виртуальной лаборатории как средства формирования предметной компетенции по геометрии у учащихся основной школы

 

Актуальность исследования. Динамично развивающеесясовременное общество предъявляет новые требования к системе образования. Одной из задач школьного обучения является адаптация учащихся к жизни в мире высоких технологий и постоянно возрастающего объема информации. Важное значение для решения этой задачи имеет обучение школьников геометрии, которая обладает прикладной значимостью, а строгая логика изложения геометрического материала позволяет развивать у учащихся умения аргументировать проводимые рассуждения. Однако наблюдаемая в последнее время тенденция сокращения учебных часов, не позволяет в полной мере раскрыть прикладную ценность геометрии. Школьная практика, международные исследования показывают, что учащиеся, владея теоретическими знаниями, испытывают серьезные затруднения в применении этих знаний к реальным ситуациям. В связи с этим, в государственном образовательном стандарте основного (общего) образования сформулированы требования к уровню подготовки выпускников по геометрии, представленные в виде предметной компетенции, которая заключается в необходимости применять полученные знания, умения, способы деятельности в практических ситуациях и повседневной жизни.

Одной из актуальных задач педагогической науки является разработка частных методик формирования предметных компетенций, в том числе и выбор средств, обеспечивающих эффективность этого процесса. Формирование у учащихся компетенций в процессе обучения геометрии, анализируется в диссертационных исследованиях И.Н. Аллагуловой, С.Н. Скарбич, О.В. Темняткиной и др. Авторы обосновывают, что процесс формирования компетенций может обеспечиваться различными средствами, в том числе и средствами информационных технологий.

Проблемам использования средств информационных компьютерных технологий в образовательном процессе посвящены работы В.А. Далингера, П.П. Дьячука, М.П. Лапчика, В.Р. Майера, Л.П. Мартиросяна, М.Н. Марюкова, Д.Ш. Матроса и др., в которых рассматриваются вопросы применения различных средств информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения и формирования компетенции, в том числе, и по геометрии.

Средства информационных технологий, к которым можно отнести электронные учебники, виртуальные лаборатории, системы тестирования, редакторы чертежей, цифровые образовательные ресурсы и др., позволяют увеличить степень самостоятельности учащегося при усвоении учебного материала, повысить наглядность, осуществлять моделирование геометрических объектов, автоматизировать контроль знаний и умений учащихся. На сегодняшний день имеются разработки электронных ресурсов для обучения школьников геометрии, к которым можно отнести электронные издания «Открытая математика. Планиметрия» (Физикон), «Математика 5-11. Практикум» (1С), «Конструктивная геометрия», «Математика 5-11» (ДОС Дрофа) и др. Использование таких электронных ресурсов в процессе обучения геометрии может быть направлено на формирование отдельных компонентов предметной компетенции – формирование теоретических знаний, графической грамотности, учебно-познавательных умений. Однако возможности компьютера позволяют использовать его и в качестве средства формирования предметной компетенции по геометрии.

Вопросы применения компьютерной поддержки для формирования графической грамотности учащихся при обучении решению планиметрических задач раскрыты в работе С.М. Ганеева. В исследовании О.В. Харитоновой рассмотрена проблема развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии с использованием средств информационных технологий. В работе Г.Л. Абдулгалимова разработана методика формирования системы базовых знаний по геометрии с использованием компьютерных технологий как основы обучения решению задач. Вместе с тем, создание и использование виртуальной лаборатории для формирования предметной компетенции по геометрии, несмотря на ее значительные дидактические возможности, не являлось предметом диссертационных исследований.

 

Карпова Е. В. Тема: Формирование готовности учащихся профильных классов к учебной деятельности в военизированном вузе в процессе обучения математике

 

Актуальность исследования. Практическое воплощение идей Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет актуальность проблемы разработки методики обучения математике в классах различных профилей: естественно-математическом, социально-экономическом, гуманитарном, технологическом, оборонно-спортивном.

В настоящее время во многих школах создаются классы со специальной военной подготовкой, в которых обучаются школьники, ориентированные на продолжение образования в военных вузах, вузах системы МЧС, на получение военных специальностей. Требования к построению учебного процесса в таких классах, относящихся к оборонно-спортивному профилю, определяются помимо государственного образовательного стандарта направленностью на будущую учебную деятельность в военном или военизированном вузе, наиболее существенными особенностями которой являются: совмещение процесса обучения с несением службы; максимальная степень самостоятельности в учебной деятельности; самостоятельная подготовка к занятиям в составе учебной группы и в строго регламентированное время; личная ответственность за свою успеваемость и ответственность командира за успеваемость группы.

Выделенные особенности определяют актуальность решения задачи формирования готовности выпускников классов оборонно-спортивного профиля к учебной деятельности в военизированном вузе.

Разработке проблемы готовности к различным видам деятельности посвящены труды М.И.Дьяченко, Н.Д.Левитова, Н.И.Наенко, В.А.Сластенина. Указанные авторы определяют готовность к деятельности как личностный феномен, представляющий собой психологическое новообразование, характеризующее интеллектуальную, ценностно-смысловую и мотивационно-волевую сферы личности. При этом готовность рассматривается как фактор, который определяет реализацию субъектности человекав деятельности, что становится сегодня особенно актуальным в связи с разработкой и осуществлением парадигмы личностно-ориентированного и развивающего образования.

Вопросы формирования готовности к учебной деятельности исследованы в работах В.И.Земцовой, О.И.Игонина, А.А.Порошина. Проведены также исследования (И.В.Кузьминовой, С.Г.Юдаковым), в которых механизмы формирования готовности учащихся старших классов к различным видам деятельности разрабатываются и осуществляются в процессе обучения математике.

По мнению Г.В.Дорофеева, Е.Г.Плотниковой, М.А.Холодной, математическая деятельность помимо ориентации на собственно математическое образование, обладает мощным потенциалом для формирования у учащихся нравственных качеств, интеллектуальных ресурсов, необходимых для успешного функционирования человека в социальной и профессиональной системах современного общества. Обучение математике, отличительными чертами которой являются алгоритмичность изучения основных вопросов, логическая определенность рассуждений, строгость и краткость математического языка, универсальность математических методов, позволяет формировать у учащихся способность к оптимизации своих действий, готовность к выработке и принятию решений, к самоконтролю и дисциплине и поэтому может в значительной степени способствовать формированию готовности учащихся к продолжению образования в военизированном вузе.

Несмотря на то, что существует значительное число работ (И.Е.Карелиной, И.М.Смирновой, Н.Е.Федоровой и других), посвященных вопросам методического обеспечения процесса обучения математике в условиях профильной дифференциации, определение условий и требований к построению математического образования в классах оборонно-спортивного профиля с целью формирования готовности учащихся к учебной деятельности в военизированном вузе до настоящего времени не являлось предметом диссертационных исследований.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.