Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






мотивации и






контроля. (Мескон)

Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на дости­жение целей организации.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Лидерство предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

I. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Реальное положение организации по всем направлениям.

2. Куда мы хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

II. Организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

II. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле их потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

II. Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Вот Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, — стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

Коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.

 

 

III. Важным вкладом школы науки управления является разработка в конце 1960-х гг. ситуационного подхода, пер­воначальное упоминание о котором было сделано еще в 1920-е гг. Фоллетт, открывшей «закон ситуации».

Первые идеи ситуационной теории (чаще используют определение «ситуационный подход») связывают также с именем профессора Гарвардского университета Г. Деннисона. Долгое время он совмещал преподаватель­скую деятельность с семейным бизнесом. Был сторонником классических взглядов на организацию управления, но замечал, что на практике ав­тономные отделы эффективны только тогда, когда нет руководителя, спо­собного решать комплексные, сложные задачи. Если такие подразделе­ния в процессе производства используются не систематически, то разработку и принятие решений можно осуществлять другим способом.

Исходя из собственного опыта, Г. Деннисон в 1931 г. система­тизировал ситуации, при которых нужно реализовывать принцип пе­рекрестного функционирования, и обосновал идею непрерывной ре­организации. Ситуативная тема Г. Деннисона о непрерывной эволюции и балансе организационных единиц, названная им «ситуации в непре­рывном потоке», была использована в работах П. Лоуренса и Д. Лорша и других исследователей.

Ситуационная теория позволяет осознать многие проблемы, порож­денные необходимостью использования классической теории в усло­виях риска и неопределенности, но пока не дает окончательного реше­ния. Многие исследователи относят ее к разновидности системного подхода. Более широкое применение она нашла в процессах обучения ситуационному анализу case – stuarde.

 

Ситуационный подходнепосредственно связан с сис­темным и процессным подходами и расширяет их при­менение на практике. Ситуационный подход часто назы­вают ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях.

Первой работой в области ситуационного подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, которое они провели на 20 фирмах, произ­водящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмот­рели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: 1) для стабильных условий – «механическая» структура (основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов);

2) для изменяющихся условий – «органическая» структура (для нее свойственно изменение целей, задач, и пр. в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации).

(Burns T, Stalker G. The Management of Innovation. – London, 1961.)

 

Сущность ситуационного подхода заключается в опре­делении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказы­вающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководи­телю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различ­ные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятель­ность организации, не более десяти.

К основным внутренним переменным организации относятся:

цели,

задачи,

структура, техника и технология,

люди.

Эти ситуационные факторы действуют внутри организации и являются ре­зультатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

Внутренние переменные изучались различными шко­лами, при этом каждая школа акцентировала свое вни­мание на разных факторах внутренней среды организа­ции. Так, например, школа научного управления обращала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отношений – на трудовые ресурсы (людей) организации; классическая (административная) школа – на структуру управления.

По мнению представителей различных школ, достижение целей организации полностью зависело от внутренних переменных и поэтому они не уделяли никакого внимания факторам, находящимся вне организации.

Для эффективного функционирования современных организаций им явно недостаточно учитывать влияние только внутренних переменных. В настоящее время организации испытывают значительное влияние факто­ров внешней среды, которые, в свою очередь, оказыва­ют большое воздействие на внутренние переменные организации.

Мысли о необходимости учета влияния внешней сре­ды на деятельность организации появились в конце 1950-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Необходи­мость учета изменений во внешней среде особен­но актуальна в настоящее время. Выживание организа­ции и сохранение эффективности ее работы в подав­ляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.

Ситуационный подход определил внешние перемен­ные: факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех.

Впоследствии все факторы внешней среды были разделены на две группы:

1) переменные прямого воздействия поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на опера­ции организации и испытывают на себе прямое же влия­ние операций организации;

2) пере­менные косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, международные события.

Факторы косвенного воздей­ствия не оказывают немедленного воздействия на опера­ции, но тем не менее их следует учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутренними возможностями организации.

Школа науки управления установила, что все пере­менные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.

 

 

2. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Оно обусловлено широким вне­дрением в сферу управления количественных методов, из­вестных под общим названием исследование операций.

Начало применения математических методов в эко­номических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). По­явление первых экономико-математических моделей было вызвано разработкой теории предельного равновесия. Один из основателей этой теории Л. Вальрас создал мо­дель общего экономического равновесия. Математиче­ские методы широко используются также и в работах другого последователя теории предельной полезности B.C. Джевонса. Впоследствии Ф.Г. Эджуорт, а затеми В. Парето разработали математические модели предпоч­тений потребителей.

Необходимо отметить вклад отечественных ученых специалистов в развитие математической школы.

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Российские специалисты в своих трудах под­вергали критическому анализу работы зарубежных эко­номистов-математиков (Вальраса, Курно, Парето и др.).

Наиболее крупным экономистом-математиком Рос­сии был В.К. Дмитриев (1866–1913), опубликовавший ряд работ, среди которых наибольшую известность полу­чили следующие: «Теория ценности Д. Рикардо. Опыт органического синтеза трудовой ценности и теория предельной полезности» (1898) и основной его научный труд – «Экономические очерки» (1904).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому (1880–1948), известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта ста­тья получила мировое признание. В 1939 г. лауреат Но­белевской премии Д. Хикс в своей работе «Стоимость капитала» отметил значительный вклад Слуцкого в раз­витие математической школы. Работы Слуцкого оказали «великое и прочное» влияние» на развитие эконометрики – отмечал английский экономист-математик Р. Аллен в своей известной книге «Математическая экономика».

Слуцкий заложил основы науки об общих принципах рациональной организации деятельности людей – праксеологии, а также объединил идеи этой науки с идеями экономики. Слуцким написано ряд работ по использо­ванию математической статистики для анализа экономи­ческих проблем.

Следует отметить также вклад Г.А. Фельдмана (1884– 1958) в развитие экономико-математических методов. Так, идеи, содержащиеся в статьях Фельдмана, опубли­кованных в 1928–1929 гг. в журнале «Плановое хозяйст­во», намного опередили работы зарубежных экономистов в области использования математических методов в пла­нировании экономики. Являясь работником Госплана СССР, Фельдман исследовал зависимость темпов роста от доли накопления в национальном доходе и эффек­тивность накопления.

Большой вклад в разработку экономико-математи­ческих методов (ЭММ) внес академик Леонид Витальевич Канторович (1912–1986). Во время работы в Ленинградском универ­ситете он увлекся решением чисто практической задачи – возможностью выпуска максимально большого объема продукции при заданном ее ассортименте за счет опти­мального распределения сырья по разным обрабатываю­щим станкам. Решение этой задачи потребовало разра­ботки специального метода разрешающих множителей. Так, в 1938—1939 гг. Канторовичем была разработана новая область прикладной математики, которая позднее была названа линейным программированием. О нем шла речь в работе Канторовича «Математические мето­ды организации и планирования производства», кото­рая была опубликована в 1939 г. В конце 1940-х гг. в США линейное программирование было открыто заново Дж. Данцигом.

 

Однако в настоящее время приоритет Канторовича признан во всем мире; он является лауреа­том Нобелевской премии по экономике, которая была присуждена ему в 1975 г. совместно с американским ученым Т. Купмансом за исследования по оптимальному использованию ресурсов.

В указанной книге «Математические методы органи­зации и планирования производства» Канторович описал опыт применения линейного программирования для ре­шения разнообразных задач (распределения работ между видами оборудования, раскроя материалов, составления плана перевозок, распределения посевных площадей ме­жду культурами и т. д.). В этой работе он впервые ввел понятие разрешающих множителей (позднее он назвал их «объективно обусловленными оценками») и установил их связь с оптимальным планом.

В конце 1942 г. Канторович пишет книгу «Экономи­ческий расчет наилучшего использования ресурсов», которая вышла в свет только через 18 лет. Позднее Кан­торович расширил сферу применения линейного про­граммирования, сформулировав задачи отраслевого и народнохозяйственного оптимального планирования для условий социалистической экономики.

В 1930–40-е гг. в нашей стране экономико-математи­ческие исследования проводились также В.В. Новожило­вым, С.Г. Струмилиным, А.Л. Лурье.

Примерно в одно время с Канторовичем ленинград­ский экономист В.В. Новожилов (1692–1970) опублико­вал свою работу «Методы соизмерения народнохозяйст­венной эффективности плановых и проектных вариан­тов», внесшую существенный вклад в разработку теории оптимального планирования социалистической эконо­мики. В частности, он сформулировал задачу составле­ния оптимального народнохозяйственного плана, приняв в качестве критерия минимум трудовых затрат. Им же были разработаны принципы соизмерения затрат и ре­зультатов при оптимальном планировании.

Первая в стране Лаборатория экономико-математи­ческих методов была создана в 1958 году в Академии наук B.C. Немчиновым (1894–1964). А в 1965 г. им была изда­на книга «Экономико-математические методы и моде­ли», в которой были приведены основные направления использования ЭММ в экономике:

– оптимальное плани­рование,

– разработка межотраслевых и межрегиональных балансов,

– решение технико-экономических задач,

– прове­дение математического анализа и др.

А.Л. Лурье и В.Н. Толстой вели исследования по ра­ционализации транспортных перевозок. К этому же пе­риоду времени относятся разработки, выполняемые оте­чественными исследователями, в области использования математико-статистических методов в анализе производ­ственных процессов. В энергетике и транспортном строи­тельстве велись разработки по выбору оптимального ва­рианта капиталовложений. С.Г. Струмилиным были соз­даны числовые модели эффективности живого труда и баланса народного хозяйства.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ас­социация «Международное общество для развития эко­номической теории в связи со статистикой и математи­кой», в которую входили известные буржуазные эконо­мисты Й. Шумпетер, И, Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послу­жило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Начиная с 1950-х гг. и по настоящее время математи­ческие методы получили широкое распространение в экономических исследованиях.

Первые разработки по кибернетике и методам иссле­дования операций появились в середине 1940-х гг. Перед разработчиками ставилась задача – исследовать процес­сы принятия решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др.

Развитие метода исследования операций шло сле­дующими основными путями:

I. Решение задач управления, не связанных с необходи­мостью учета поведения людей, математическими мето­дами на основе построения моделей.

Наиболее широкое применение на практике количественные методы получили во время Второй мировой войны в Англии, у которой появилась необходимость решения сложных военных проблем, например, таких как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.

В 1950–60-е гг. эти методы стали широко применяться для принятия решений в промышленности и в целом по наиболее сложным ситуациям в таких проблемах, как:

• распределение ресурсов между различными потребителями; управление запасами (материальными, финансовыми и др.);

• управление транспортными потоками (в городах, на предприятии);

• оптимизация графика движения в аэропортах;

• оптимизация производственной программы предприятия; распределение расходов на рекламу раз­личных видов продукции; распределение оборудо­вания и трудовых ресурсов для производства раз­ной продукции на промышленном предприятии;

• выбор оптимальной стратегии поведения и многие другие.

Перечисленные задачи решаются только математиче­скими методами, с которыми тесно связаны сетевые ме­тоды планирования и управления, в частности СРМ (ме­тод критического пути) и PERT (метод оценки и пере­смотра программ).

Отличительной особенностью науки управления яв­ляется использование моделей. Модели приобретают осо­бенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки не­скольких альтернатив. Р.Е. Шеннон дает следующее определение модели: «Модель – это представление объек­та, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности», т. е. от самого предмета.

На практике руководители организаций вынуждены прибегать к моделированию в силу сложности многих организационных ситуаций, из-за невозможности прове­дения экспериментов или необходимости спрогнозиро­вать будущее. Различают физические, аналоговые и ма­тематические (символические) модели.

II. Дальнейшее развитие теории управленческих решений с исполъзованиием новейших математических методов и технических средств, включая ЭВМ.

Эта теория ставит своей целью повышение рацио­нальности управленческих решений. В начале 1950-х гг. были сделаны попытки более точного определения пред­мета теории управленческих решений. Эта теория рас­сматривается как дальнейшее развитие исследования операций.

Предметом исследования операций в теории управ­ленческих решений является сам процесс принятия реше­ний, формирование принципов выбора, выработка крите­риев оценки и способов выбора решений, в наибольшей степени соответствующих поставленным целям. Для при­нятия решений широко используется математическое мо­делирование, в том числе модели теории игр, модели тео­рии очередей, модели управления запасами, модели ли­нейного и имитационного программирования и др.

Теория управленческих решений представляет собой самостоятельную комплексную дисциплину. Ведущая роль в теории управленческих решений принадлежит сис­темному подходу, требующему, чтобы каждый руководи­тель при решении входящих в его компетенцию проблем подходил с точки зрения системного анализа.

Корпорация «РЭНД» дает следующее определение: «Системный анализ это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выбо­ре курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно), затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые не достаточны» (Гвишиани Д. М. Организация и управления. – М.: Наука, 1972. – С. 459.).

Системный анализ направлен на всестороннее уясне­ние проблем, стоящих перед организацией, и выявление будущих последствий от их решения в условиях сего­дняшнего дня. Системный анализ способствует выявле­нию взаимосвязей целей решения определенной пробле­мы с целями и задачами всей организации. Системный анализ предполагает разработку и тщательную оценку всех возможных вариантов решения проблемы, ведущих к достижению поставленной цели. Системный анализ большое внимание уделяет выбору критерия, с которым производится сопоставление каждого варианта. Затраты на реализацию различных вариантов решений сравнива­ются с эффектом, который может быть получен от каж­дого из них. В США такие анализы называют: «стои­мость – эффективность», «стоимость – полезность», «стои­мость – выгодность». Системный анализ используется для уяснения и упорядочения проблемы, которая затем мо­жет решаться как с использованием математических ме­тодов и ЭВМ, так и без них.

Первоначально системный анализ разрабатывался и применялся Министерством обороны США для решения военных проблем. Начиная с 1965 г., он стал широко использоваться для решения различных хозяйственных проблем, возникающих на промышленных предприятиях, государственных ведомствах, организациях непроизводственной сферы и т. п.

 

Системный анализ является основой прогнозирова­ния. Первоначально школа науки управления занималась прогнозированием отдельных явлений, объектов, факторов. В настоящее время большое внимание уделяется теоретической разработке различных прогнозирующих систем. Созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета (система PPBS), модели прогнозирования научно-технического и экономического развития (системы PATTEPN, FOPEKAST и др.), модели прогнозирования и оценки для управления разработками (системы FAME) и многие другие.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются фор­мированием нового этапа в развитии управленческой мысли. Школа управленческой науки создала методологию системного и ситуационного подхода к исследованию, методический экономико-математический инструментарий для разработки решений и научила менеджеров успешно работать в быстроменяющихся условиях.

На основе синтеза идей, выдвинутых в предше­ствующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.

Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.