Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банковские системы зарубежных стран






Банковская система Англиии

В настоящее время в Англии развиты:

1. депозитные банки – наиболее крупные банковские монополии, которые называют клиринговыми банками – «Нэшнл Вестминстер Бэнк», «Ллойдз бэнк», «Мидленд бэнк», «Барклайз бэнк». Это универсальные банки, которые называют также розничными, однако имеют определенный круг клиентов, территориальную или отраслевую специализацию, свою концепцию развития;

2. торговые банки, работающие в сфере внешней торговли и международных финансово-кредитных отношений;

3. банки содружества – британские заграничные банки;

4. иностранные банки (порядка 450 банков);

5. консорциальные банки – участвуют по меньшей мере две стороны, ни одна не имеет контрольного пакета акций.

Особенностью банковской системы Англии является наличие дисконтных (учетных) домов – билль-брокеров. Через них банк Англии кредитует другие коммерческие банки, хотя в последние годы их роль снижается. Вторая особенность заключается в том, что в Англии достаточно большое количество лицензированных организации, принимающих депозиты. На практике любая организация прежде чем получить статус банка должна пройти испытательный срок в качестве данной организации.

Особое место в банковской системе страны занимают клиринговые банки. Свое название они получили потому, что заключили между собой соглашения о зачете взаимных требований (клиринговые соглашения). Клиринговые банки активно работают в системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными банками и другими финансовыми организациями могут производиться только через клиринговые банки.

В Германии функционирует свыше 4 тыс. банков. В том числе:

1. «Дойче Бундесбанк» (федеральный центральный банк во Франфурте-на-Майне) – имеет 9 центральных земельных банков и 200 главных отделений и филиалов;

2. коммерческие (универсальные) банки;

3. сберегательные банки;

4. кооперативные центральные банки;

5. кредитные кооперативы;

6. банки специального назначения;

7. почтовые, коммунальные и сберегательные банки;

8. специализированные банки.

Особенность немецкой банковской системы заключается в универсальном характере деятельности коммерческих банков. Крупнейшие банки Германии: Дойче Банк, Дрезден Банк, Коммерцбанк.

Основное преимущество универсальной немецкой банковской системы по сравнению с англосаксонской с разделением функций заключается в более высокой стабильности на базе эффектов диверсификации и связанной с этим высокой надежности денежных вкладов. Банк, действующий на универсальной основе, в состоянии предоставить клиенту широкий круг операций и услуг, за счет чего он может перераспределить доходы и потери от банковской деятельности. Наряду с универсальными коммерческими банками в Германии существует ряд специализированных банков.

Главные элементы банковской системы Японии - 11 крупных частных банков, которые называют городскими, 64 частных местных банка и три частных банка долгосрочного кредитования, 47 страховых компаний и 220 фондовых компаний. Особенность банковской системы Японии – наличие компаний, которые специализируются на операциях с ценными бумагами по американскому образцу. В стране четко разграничены полномочия между банкам и фондовыми компаниями.

Кредитные организации в стране включают в себя:

1. банк Японии;

2. коммерческие банки;

3. специализированные кредитные институты – финансовые компании, правительственные кредитные учреждения, почтовые сберегательные кассы.

Особый статус имеют спецбанки: Импортный банк Японии, Японский банк развития, Народная финансовая корпорация, финансовая корпорация малого бизнеса.

Банковская система Японии является сегодня одной из наиболее мощных не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японские банки входят в число 10 ведущих банковских учреждений мира, причем три из них занимали первые места.

Формирование банковской системы Японии осуществлялось на принципах заимствования опыта становления и развития финансово-кредитных систем развитых стран и в большей степени США. Примерами таких заимствований являются: неоднократное (как и в США) установление Японией, а впоследствии отмена золотого стандарта – возможности обмена японских банкнот на золото; установление узкой специализации кредитных институтов, в том числе разделение их коммерческой и инвестиционной деятельности; учреждение однотипных с европейскими и американскими государственных кредитных институтов, порой даже с одинаковыми названиями и т.д.

Однако в отличие от некоторых развитых европейских стран, например Франции, Италии, основные финансовые рычаги в Японии после войны остались в руках частных банков, хотя степень государственного контроля за их деятельностью была очень высокой. В Японии, в отличие от США, нет большого количества законодательных предписаний для банков, последние руководствуются в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. И хотя они не имеют силы закона, тем не менее, коммерческие банки в основном их выполняют.

Основными звеньями банковской системы Франции являются: Банк Франции; депозитные банки; инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; банки среднесрочного и долгосрочного кредита.

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции (Банк де Франс). Он был учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом 30 млн франков. После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн франков целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются Советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых семь назначаются министром финансов; четыре директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.

При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета – специального государственною органа для регулирования кредита в стране.

В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты.

В банковской системе Франции различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные, или деловые банки, финансирующие промышленность. Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положение между депозитными и деловыми банками, являются так называемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

Во Франции практически все крупные государственные или полугосударственные банки универсальны. Однако в отличие от Германии они ведут активную борьбу за клиента, а клиенты активно сопротивляются установлению исключительных отношений с каким-либо одним банком. Сегодня универсальные структуры – крупнейший кооперативный сельскохозяйственный банк (Credit Agricole), национальные депозитные банки и большое число сберегательных банков и кредитных союзов – объединены в контролируемый государством траст.

Кроме универсальных банков во Франции существует еще несколько крупных деловых банков. Появились они относительно недавно, и основной сферой их деятельности стали инвестиции и операции с ценными бумагами. Используя холдинговую структуру, они осуществляют небанковские капиталовложения и владеют пакетами акций различных компаний, контролируя их де-факто. Особенность французской системы еще и в том, что, за исключением небольших частных банков, их руководство назначается и смещается правительством.

По степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место. Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность: подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследствии в три. К государственным кредитным учреждениям относятся также Депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.

Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосударственными». Доля государственного и полугосударственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.

В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом – управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят восемь представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.). Кроме того, существует банковская контрольная комиссия в составе шести членов, являющихся главным образом представителями правительственных органов.

Государство проводит кредитную политику, регулируя учетные ставки, нормы банковских резервов и т.д. Государственный контроль и регулирование распределения кредитных ресурсов играют важную роль в осуществлении во Франции государственного программирования экономики.

В-четвертых, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.

Кредитная система США состоит из следующих основных элементов:

1. банковской системы (Федеральной резервной системы – ФРС, выполняющей функции центрального банка страны; коммерческих банков; инвестиционных банков; сберегательных банков; ссудо-сберегательных ассоциаций)

2. небанковских кредитных институтов (почтовых сберегательных касс; финансовых компаний; кредитных кооперативов; страховых компаний; пенсионных фондов; фондов социального страхования; обществ взаимного кредита; институтов страхования депозитов и т.д.).

Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, банки – члены ФРС. Система независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. Право «чеканить монету» и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее. Федеральному комитету по операциям на открытом рынке. По закону каждый банк – член ФРС должен держать определенную долю привлеченных средств в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, а частью – в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС – коммерческие банки штатов – тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством; во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Последнее подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.

Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг, в том числе принимают средства в депозиты (вклады до востребования и срочные); предоставляют кратко-, средне- и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти; выполняют финансовые и трастовые услуги. Однако американские банки не могут (по законодательству) выступать владельцами ценных бумаг, кроме случаев возмещения непогашенного кредита.

Через холдинговые компании американские банки оказывают своим клиентам инвестиционные услуги (напрямую коммерческим банкам запрещено выполнять операции с корпоративными ценными бумагами, и этой деятельностью занимаются в основном инвестиционные банки); электронные услуги; выполняют операции с дорожными чеками; брокерские услуги; занимаются размещением и куплей-продажей казначейских, муниципальных и других официальных долговых инструментов; оказывают услуги по инвестиционному консультированию.

В отличие от коммерческих банков специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности.

Инвестиционные банки мобилизуют долгосрочный ссудный капитал и предоставляют его заемщикам (функционирующим капиталистам и государству) посредством выпуска и размещения облигаций или других видов заемных обязательств. Инвестиционные банки занимаются выяснением характера и размеров финансовых потребностей заемщиков, согласованием условий займа, выбором вида ценных бумаг, определяют сроки их выпуска с учетом состояния рынка, осуществляют их эмиссию и последующее размещение среди инвесторов. В роли гарантов эмиссии и организаторов рынка они покупают и продают пакеты акций и облигаций за свой счет, предоставляют кредиты покупателям ценных бумаг. Классический тип инвестиционных банков характерен для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью (кроме операций с государственными и муниципальными облигациями).

Ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала после коммерческих банков занимают страховые компании. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг.

Разновидностью кредитно-финансовых учреждений являются также финансовые компании. Эти учреждения специализируются на кредитовании отдельных отраслей или предоставлении определенных видов кредитов (потребительского, инвестиционного и др.). Наибольшее распространение они получили в США, Канаде и Великобритании.

Особое место среди небанковских специальных институтов занимают кредитные строительные кооперативы – строительные общества, которые формируют капитал из сберегательных вкладов своих членов и выдают последним ипотечный кредит. Эти институты работают вместе с кредитными товариществами и финансируют строительство частных домов.

Множество других видов кредитных учреждений (в том числе пенсионные фонды, доверительные паевые фонды, специализированные финансовые институты и проч.) выполняют отдельные банковские операции, но при этом не имеют права именовать себя банками и вынуждены конкурировать как с последними, так и между собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.