Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ






Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ (Франция).

2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система (Великобритания).

Различают также следующие виды регулирования:

1. государственное регулирование;

2. общественное регулирование;

3. рыночный надзор;

4. саморегулирование.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

1. разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

2. разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.

3. регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

1. реализация государственной политики развития РЦБ;

2. обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

3. создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

1. создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;

2. формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том чис­ле государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

3. предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

4. предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

1. разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

2. концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;

3. создание системы информации о состоянии РЦБ;

4. создание системы защиты инвесторов от потерь;

5. контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;

6. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка

7. предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;

8. регулирование рынка государственных ценных бумаг

9. разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ

10. арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

1. регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;

2. аттестация специалистов;

3. страхование инвесторов;

4. надзор и контроль за проведением операций;

5. аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

6. раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется.

Центральный банк России также является государственным органом регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно:

1. установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами,

2. лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами,

3. регистрация выпусков ценных бумаг банков,

4. регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг,

5. ведение реестра ценных бумаг банков,

6. подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение ценных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небанковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирующих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирования фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защиты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обеспечение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.