Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Труд и творчество 2 страница






В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы.

Под занятостью населения понимают деятельность граж­дан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и при­носящую им, как правило, трудовой доход.

Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически актив­ного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.

Основные принципиальные вопросы, связанные с заня­тостью населения, отражены в Законе РФ «О занятости на­селения в Российской Федерации». Однако необходимо отметить, что этот закон относит к занятым не только тех, кто входит в число экономически активного населения и харак­теризует занятость в общественном производстве, но и слу­жащих в Вооруженных Силах, во внутренних и железнодо­рожных войсках, в органах государственной безопасности и внутренних дел, а также трудоспособных граждан, обучаю­щихся в общеобразовательных школах, профессиональло-технических училищах, на очных отделениях высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обуче­ние по направлению Федеральной службы занятости населе­ния.

9. Категории занятости населения: продуктивная, социально-полечная, полная.

Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.

Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве.

Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.

Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

10. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Безработица - это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически актив­ного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка.

Виды безработицы различаются причинами их возникновения.

Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

Структурная безработица вызывается изменением струк­туры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическая безработица — самая болезненная — воз­никает в периоды спада производства, во время экономиче­ских кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.

Обеспечению занятости населения и преодолению нега­тивных последствий циклической безработицы служит госу­дарственная политика в этой области, которая определена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федера­ции».

Основные направления этой политики следующие:

• предоставление равных возможностей всем гражда­нам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

• поддержка трудовой и предпринимательской инициа­тивы граждан, осуществляемой в рамках законности, содей­ствие развитию их способностей к производительному и твор­ческому труду;

• соблюдение принципа добровольности труда, в соот­ветствии с которым обеспечивается свободное волеизъявле­ние граждан в выборе профессий;

• социальная защита в области занятости;

• сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизо­ванных мероприятий в решении проблем занятости населе­ния;

• координация деятельности в области занятости с дру­гими направлениями экономической и социальной полити­ки;

• поощрение работодателей в создании новыхрабочихмест;

• международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

 

11. Управление занятостью населения.

Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, ре­гиональный и локальный. В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с раз­витой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение чис­ла занятых при повышении производительности труда и, как следст­вие, росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспече­нии занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за со­бой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значи­тельной части экономически активного населения. При этом безрабо­тица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику заня­тости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополни­тельные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. При­нимаются меры по усилению роли частного сектора в решении про­блем занятости, других социальных проблем. На микроуровне прово­дится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются раз­личные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Существуют два основных варианта выбора средств политики за­нятости: активный и пассивный. Активная политика занятости— это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование соз­дания новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору ра­бочего места через государственную службу занятости. Часто приме­няют термин — умеренно пассивная политика, которая также преду­сматривает материальную поддержку безработных, но более разнооб­разные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих госу­дарственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания эконо­мического подъема может оправдать себя только при высокой гибко­сти рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пас­сивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию.

В соответствии с действующим законодательством о занятости на­селения государственная политика РФ в области содействия заня­тости населения направлена на:

• развитие людских ресурсов для труда;

• обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ неза­висимо от факторов (пол, возраст и тд.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

• создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

• обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обес­печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• предупреждение массовой и сокращение длительной (более одно­го года) безработицы;

• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

• сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления в обеспечении занятости населе­ния;

• координацию деятельности в области занятости населения с дея­тельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики;

• координацию деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работ­ников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспе­чению занятости населения и контроля за ними;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и мест­ных программ содействия занятости населения, учитывающих осо­бенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

• республиканская проблема занятости населения, которая содер­жит набор мероприятий, реализуемых только на уровне респуб­лики;

• областная (краевая) программа определяет мероприятия по заня­тости населения в рамках данного уровня. Например, выделение городов приоритетного развития;

• районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на реше­ние проблем отдельных участников рынка труда.

Региональное регулирование занятости позволяет учитывать мно­гие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать кон­кретные целенаправленные мероприятия по созданию условий заня­тости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и тд. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на заня­тость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение за­нятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ явля­ется мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.

К числу разновидностей НФЗ могут быть от­несены:

• частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезон­ная, поденная, работа по контракту, временные обществен­ные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более ра­ботниками);

• основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; совмести­тельство (или труд на принципах двойственной занятости); гиб­кие графики труда (ГГТ) или, как иначе называют, гибкие гра­фики рабочего времени;

• самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или вре­менного дохода и удовлетворения личных потребностей в само­реализации. Самозанятость является одним из важнейших на­правлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.

Помимо рассмотренных ранее видов занятости в государст­венном и частном секторах экономики, новым явлением в сфере занятости населения является деятельность в неформальном сек­торе экономики. Международная организация труда к неформаль­ному сектору экономики относит небольшие заведения по произ­водству и продаже товаров и услуг с незначительным капиталом, низким уровнем производительности труда и нестабильной заня­тостью, обеспечивающей невысокие и нерегулярные доходы. Обычно эти заведения не учитываются статистикой, не поддержи­ваются правительством, на них не распространены система соци­альной защиты, трудовое законодательство и т.д.

Виды неформальной деятельности многообразны, основные из них:

уличная торговля; ремонтные работы; деятельность, связанная с про­граммным обеспечением компьютеров; бухгалтерские работы и секре­тарские услуги; работа по договору с предприятием формального сек­тора в ряде отраслей для снижения издержек и увеличения гибкости производства; домашние услуги и пр.

На общегосударственном уровне органы управления за­нятостью населения представлены Федеральной службой за­нятости населения России.

12. Трудовая адаптация работников.

 

 

Понятие адаптация происходит от лат. adapto — приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспо­собление к окружающей среде. Трудовая адаптация — это социаль­ный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в кото­ром личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему про­фессиональных и социально-психологических отношений кон­кретной трудовой организации, усваивает новые для него соци­альные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуаль­ную позицию с целями и задачами организации (трудового кол­лектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предпи­саниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определен­ные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с ко­торыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и пред­приятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в резуль­тате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двусторонний процесс между личностью и но­вой для нее социальной средой.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявля­ется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информа­ции и ее практической реализации; росте всех видов активности; удов­летворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудо­вая адаптация может быть первичной — при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной — при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существен­ных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, об­щественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формиро­вании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной рабо­той, приобретении навыков профессионального мастерства, сноров­ки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоот­ношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это вклю­чение работника в систему взаимоотношений трудовой организа­ции с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о соци­ально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информа­ция не усваивается работником пассивно, а соотносится с его про­шлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой органи­зацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией.

Общественно-организационная адаптация означает освоение орга­низационной структуры предприятия (коллектива), системы управ­ления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д.

Культурно-бытовая адаптация — это освоение в трудовой органи­зации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производст­ва, общего развития членов организации, спецификой и особенно­стями использования свободного от работы времени. Быстро и безбо­лезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по ра­боте, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.

Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном произ­водстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучше­ние санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, по­явление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонени­ям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и тд. Материа­лы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих во­просы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно.

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

Стадия приспособления, на этом этапе работник переориентирует­ся, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой.

Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и тд. По харак­теру идентификации различают три категории работников: безраз­личные, частично идентифицированные и полностью идентифициро­ванные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. И конечные результаты такой тру­довой организации всегда высоки. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.

Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди них можно выде­лить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, св9язанные с производственным процес­сом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации трупа, механизации и автоматизации производст­венных процессов, санитарно-гигиенические условия трупа, размер кол­лектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т д.).

К субъективным (личностным) факторам относятся:

• социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и тд.);

• социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производст­венной ситуации, способности самоконтроля и умения распреде­лять свои движения и действия во времени, коммуникабельность и тд.);

• социологические (степень профессионального интереса, матери­альной и моральной заинтересованности в эффективности и ка­честве труда и тд.).

Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника тру­дом, морально-психологическим климатом в коллективе. Как видим, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уве­ренность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт. Необходимо по-настоящему использовать свой опыт и делать выводы на будущее. В частности, по всем этим критериям можно су­дить и об уровне адаптации.

13. Управление трудовой адаптацией.

 

Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, так и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с другой — конкретное осуществление этих намерений, реализация личных планов. Выбор профессии поддается управлению путем целенаправленного форми­рования личных намерений и интересов у молодежи с учетом соци­ально-экономических потребностей общества и приведением в соот­ветствие стремлений, личных планов молодежи с возможностями их реализации.

Определенной формой такой работы является профессиональный отбор. Профессиональный отбор это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности че­ловека для выполнения той или иной работы. Применительно к про­изводственному коллективу проблема профотбора состоит в определе­нии профессиональной пригодности как совокупности особенностей че­ловека, его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией.

Не все люди в одинаковой степени способны освоить ту или иную профессию — одни очень быстро овладевают навыками и достигают профессионального совершенства, у других на это уходят годы. Не­редко в процессе затянувшегося обучения теряется интерес к избран­ной профессии и человек меняет свой вид деятельности. Назначение профотбора — уменьшить потери из-за неудовлетворенности выбран­ной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Профотбор осуществляется в два этапа:

На первом этапе на основе материалов наблюдения, опросов, тес­тирования рабочих процессов, бесед с руководителями, ведущими специалистами составляется профессиограмма. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться рабочим, специалистом, при помощи каких орудий трупа, в каких производственно-технических условиях. В нее входят и требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает: производственно-техническую, эконо­мическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогиче­скую и психофизиологическую характеристики.

На втором этапе изучают природные данные, наклонности, соци­альные, психологические и физиологические проявления поступаю­щего на предприятие молодого человека. И на их основе составляют карту личности, которая характеризует человека в социальном аспек­те (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профес­сиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность произ­водственной деятельностью), психологическом (черты характера, осо­бенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление во­ли) и физиологическом (тип высшей нервной деятельности, особен­ности организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности используют обычно два основных методов: сис­тему тестов (набор задач, в процессе решения которых опре­деляются психофизиологические особенности и качества человека — внимание, темперамент и тд.) и личную беседу с посту­пающим на работу, анкетирование.

При составлении необходимых (профессиограмма) и наличных (карта личности) качеств выявляется профпригодность. Практика свидетельствует, что большинство молодых людей определяют свой жизненный путь самостоятельно под влиянием обстоятельств, не имеющих ничего общего с сознательной профессиональной ориента­цией. В результате у них часто возникают общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его условиям и содержанию, частое желание сменить место работы итд. Для проведения профориентационной работы необходимы специально оформленные кабинеты, наглядные информационные материалы, специально подготовленные люди. Она должна проводиться в различных формах: экскурсии, уроки, лекции, беседы, конкурсы рабочих мест и профессий, встреча с разными людьми и тд. На предприятиях и организациях должна осуществлять­ся система должностного и профессионального продвижения в зави­симости от учебы работника, стажа его работы, приобретаемых про­фессиональных навыков, инициативности и заинтересованности в результатах качественного труда и тд.

Карьера это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабо­чей жизни человека (последовательность занимаемых должностей, различных мест, положений в трудовой организации). Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизапионную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный ра­ботник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, про­фессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник мо­жет пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную сме­ну стадий развития работника в рамках одной организации. Она реа­лизуется в трех основных направлениях:

вертикальное направление карьеры — это подъем на бо­лее высокую ступень структурной иерархии;

горизонтальное — перемещение в другую функцио­нальную область деятельности, либо выполнение определенной слу­жебной роли наступени, не имеющей жестко формального закрепле­ния в организационной структуре (например, выполнение роли руко­водителя временной целевой группы и тд.). К горизонтальной карьере можно также отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени с дополнительным вознаграждением;

центростремительное направление наименее оче­видно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для работников. Это движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные для него раньше встречи, со­вещания как формального, так и неформального характера, довери­тельное обращение и тд.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия двух карьер: профессиональной и внутриорганизационной. Работник должен четко знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, ка­ких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продви­жение по службе. На разных этапах карьеры работник удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить. несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетво­ряющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если та­кой вид находится сразу, начинается процесс самоутверждения как личности, человек заботится о безопасности существования.

Этап становления длится примерно 5 лет (от 25 до 30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необ­ходимые навыки, формируется его квалификация, происходит само­утверждение и появляется потребность установления независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому возникает желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.