Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис профессионального обучения






Факторы, обуславливающие кризис.

неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой;

перестройка ведущей деятельности — испытание студента " сво­бодой" по сравнению со школьными ограничениями;

изменение социально-экономических условий жизни.
Способы преодоления кризиса:

• смена мотивов учебной деятельности: большая ориентация на предстоящую практику;

• усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, цель;

• коррекция выбора профессии, специальности, факультета;

· удачный выбор научного руководителя, диплома и т. п.

3. Кризис профессиональных экспектаций (неудачный опыт адап­тации к социально-профессиональной ситуации)

Факторы, обуславливающие кризис

· трудности профессиональной адаптации;

· освоение новой ведущей деятельности;

· несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действи­тельности.

Способы преодоления кризиса:

• активизация профессиональных усилий;

• корректировка мотивов труда — поиск смысла работы и смысла труда в данной организации;

• увольнение, смена специальности и профессии — нежелатель­ный способ.

4. Кризис профессионального роста (23 — 30 лет).

Факторы, обуславливающие кризис:

• неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой;

• потребность в дальнейшем повышении квалификации;

• создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возмож­ностей.

Способы преодоления кризиса:

• повышение квалификации, включая и самообразование, и образование за свой счет;

• ориентация на карьеру — молодой специалист своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле;

• смена места работы, вида деятельности на данном этапе допус­тима — молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации;

• уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компен­сацией неудач в основной работе — не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте.

5. Кризис профессиональной карьеры (30 38 лет)

Факторы, обуславливающие кризис:

• стабилизация профессиональной ситуации;

• неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом;

• ревизия " Я-концепции" — переосмысление себя и своего места в мире;

• новая доминанта профессиональных ценностей — новый смысл в содержании и процессе труда.

Способы преодоления кризиса:

• переход на новую должность, работу: в этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений;

• освоение новой специальности и повышение квалификации;

• уход в быт, семью; социальная изоляция и т. п.;

• ориентация на эротические приключения - вариант компен­сации профессиональной несостоятельности.

6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (3855 лет)

Факторы, обуславливающие кризис:

• неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сло­жившейся профессиональной ситуации;

• коррекция " Я-концепции", связанная с изменением ценност­но-смысловой сферы;

• недовольство собой, своим социально-профессиональным ста­тусом;

• психофизиологические изменения и ухудшение состояния здо­ровья;

• профессиональные деформации — негативные последствия дли­тельной работы.

Способы преодоления кризиса:

• переход на инновационный уровень выполнения деятельности;

• сверхнормативная социально-профессиональная деятельность;

• переход на новую должность, работу;

• смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, созда­ние новой семьи.

7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55 - 60 лет)

Факторы, обуславливающие кризис:

• ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли;

• сужение социально-профессионального поля: работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями;

• психофизиологические изменения и ухудшение состояния здо­ровья.

Способы преодоления кризиса:

• постепенное повышение активности во внепрофессиональных видахдеятельности;

• социально-психологическая подготовка к новому виду жизне­деятельности, предполагающая участие в этом процессе не только общественных организаций, но и специалистов.

8. Кризис социально-психологической адекватности (65 80 лет)

Факторы, обуславливающие кризис:

• новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которо­го является появление большого количества свободного времени;

• сужение финансовых возможностей;

• социально-психологическое старение — чрезмерное морализа­торство, брюзжание и т. п.;

• утрата профессиональной идентифиции;

• общая неудовлетворенность жизнью;

• чувство своей " ненужности";

• резкое ухудшение здоровья.
Способы преодоления кризиса:

• организация социально-экономической взаимопомощи пен­сионеров;

• вовлечение в общественно полезную деятельность;

• социально-психологическая активность: участие в политиче­ских акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости;

• освоение новых социально полезных видов деятельности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.