Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценки результативности рынка






Экономическая результативность рынка имеет несколько измерителей, однако чаще всего экономисты используют следующие три:

1) экономическая эффективность;

2) нововведения (технологический процесс);

3) несправедливость при распределении;

4) другие измерители.

1) Экономическая эффективность, в свою очередь, имеет следующие элементы:

1.1. - внутреннюю эффективность, или так называемую «Х - эффективность» (деловую эффективность), связанную с тем, что фирмы стимулируют и инициируют работников на максимальные усилия и избегают нецелевого и непродуктивного проведения операций, вводят жесткий контроль за эффективностью и рациональностью поведения работников;

1.2. - эффективность распределения ресурсов между рынками и фирмами таким образом, чтобы максимизировать ценность интегрального результата; все фирмы имеют цены, приравненные к долговременным предельным результатам и минимальным средним издержкам;

А также:

- меры, исключающие потери ресурсов и включающие рекламу, побуждающую покупателей изменять свои предпочтения к продукции фирм.

2) В качестве нововведений преимущественно рассматривается технологический прогресс, позволяющий снижать издержки производства на единицу производимой и реализуемой продукции, заменять дефицитные (ограниченные) факторы производства более доступными, облегчать условия труда и т.д.

3). Проблема беспристрастности в распределении связана с тем, что существует несправедливое распределение (не в соответствии с общественными стандартами справедливости) богатства, дохода и возможностей.

Конкуренция обеспечивает общественные ценности, рассмотренные выше.

4). В качестве других измерителей можно отметить такие ценности, как индивидуальную свободу выбора, степень безопасности предпринимательского и потребительского риска, культурное разнообразие.

Рассмотрим подробнее составляющие результативности.

1. Экономическая эффективность. Это максимальная ценность общего результата при данном объеме затрат. Потерянный ресурс не имеет эффективности, поскольку нет результатов его использования. Различают а) внутреннюю эффективность, связанную с качеством управления субъектом хозяйствования и б) эффективность распределения ресурсов.

1.1. Внутренняя эффективность (Х – эффективность) достигает хорошего результата, когда управление минимизирует затраты фирмы на каждом этапе деятельности фирмы при максимальных усилиях работников фирмы. В больших по размерам компаниях весьма затруднительно обеспечить одновременное удовлетворение этих требований.

Из рассмотренного ясно, что Х – неэффективность выступает в тех случаях, когда:

а) приобретаются, либо используются ресурсы в объемах, больших, чем необходимо для производственного процесса;

б) проявляется низкий уровень отдачи работников.

При этом действительные затраты превышают минимально возможные (рис.3).

На графиках представлены три варианта:

А – кривая Х – эффективности,

В – умеренная неэффективность,

С – наивысшая неэффективность (Х-неэффективность).

Рисунок 3 – Х-эффективность (А), умеренная эффективность (В),

Х-неэфективность (С)

 

Численные значения этого параметра обычно определить достаточно трудно. В подавляющем большинстве случаев, как считают, он находится в пределах 1-10%.

1.2. Эффективность распределенных ресурсов предполагает, что выпуск продукции находится на таком уровне, при котором предельно высокая себестоимость (МС) равна цене (Р) каждого продукта для каждой фирмы и для всей экономики в целом, цена при этом равна минимальному уровню долгосрочных средних затрат (LATC) – LМС=Р= LATC. Хотя эти условия достигаются приблизительно. В результате разница, получаемая покупателем в виде разницы между стоимостью товара и более высокой ценой, которую другие покупатели готовы были заплатить, максимизируется. Эта разница для потребителя есть так называемый излишек потребителя. Он выражается в виде площади под кривой спроса, но выше цены, выплаченной за товар, (рис. 4). Он выражается соответственно величинами S1 и S2, зависящими от эластичности. Примерами низкоэластичных товаров являются крайне необходимые товары (лекарства, пища, коммунальные услуги). Высокоэластичными являются товары, имеющие субституты; в этом случае разница, получаемая потребителем, мала.

 

 

Рисунок 4 – Излишек потребителя в случае неэластичного (а) и

эластичного спроса на товар (б)

 

2. Технологический прогресс. Научно-технический прогресс позволяет получить технологические нововведения, которые снижают издержки производства на единицу продукции, или, что то же самое, увеличить объем выпуска при тех же затраченных ресурсах. Нововведения позволяют получить как новую продукцию, так и новые процессы; они обладают свойством мультипликативности, т.е. умножения полученного эффекта. Вместе с тем, они требуют ресурсов, часто качественно новых, для своей реализации, причем количество и качество нововведений должно соответствовать потребностям производства в каждый период текущего времени и в перспективе. Необходимо иметь в виду, что нововведения всегда связаны с системой рисков, особенно, если они осуществляются в качественно новых сферах науки, техники и производства, общественной жизни. Чем больше опыт фирмы в области нововведений, чем больше багаж полезных для фирмы достижений или же неудач она собирает, тем ниже потенциальный уровень рисков, связанных с эндогенными и экзогенными факторами. Более того, исследования и разработки могут проводиться при полной внутренней эффективности.

3. Справедливость. Это социальная категория, и она означает честность в распределении по трем направлениям: материальные ценности, прибыль и возможности. Честность (справедливость) может быть отделена от эффективности и нововведений, однако эффективная и восприимчивая экономика нередко лишь относительно справедлива.

4.

4.1. Конкуренция как категория ценности. Она обеспечивает поток возможностей и свободу выбора, место приложения таланта, создает побудительные мотивы для максимальной результативности.

4.2. Другие ценности. К их числу необходимо отнести такие, как:

- свободу выбора. Достоинство конкуренции заключается, в частности, в том, что она обеспечивает более широкими свободами общество и личностей, чем другие экономические системы – широкий доступ к рынкам и ресурсам как для производителей, так и для потребителей;

- снижение рисков – и персональных, и коллективных, связанных с потерей работы, потреблением пищи, лекарств, других благ;

- формирование культурной среды за счет многообразия товаров, услуг, в том числе и в самой разнообразной духовной сфере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.