Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология поведения в экстремальных ситуациях






 

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократ­но возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение ко­ординации движений, понижается восприятие и внимание, ме­няются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации ре­альной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения;

б) резкое торможение активных действий;

в) повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в не­ожиданной утрате приобретенных навыков, которые, каза­лось, доведены до автоматизма.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресур­сов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Та­кая форма реагирования, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна?

 

Чтобы в экстремальной ситуации принять правильное решение, необходимо, по возможности, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Во-первых, в ситуации угрозы применения силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий. Оцените место, где угрожают. Если это ваш рабочий кабинет или жи­лое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентируется в обстановке: вы знаете, где находит­ся та или иная вещь. Но в жилом помещении могут находиться ваши близкие, и угроза может при определенных обстоятель­ствах обернуться против них. Однако это может быть помеще­ние, в котором хозяином является угрожающий, и здесь инициатива в большей мере на его стороне.

Другая ситуация - улица. Одно дело - улица, на которой есть люди, другое - когда вокруг никого и возможность появ­ления кого бы то ни было весьма сомнительна.

Во-вторых, время, когда возникает угроза применения силы. (день или ночь) В темное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днем. Тут может сработать установка, что насилие совер­шается преимущественно в ночное время. Да и вообще многих людей темнота сама по себе может держать в повышенном напряжении.

В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожа­ющего. Одно дело, если он один, совершенно иное, если с ним несколько человек. Характер взаимоотношений между ними может сориентировать вас в том, кто из них главный, впервые ли они совершают подобное деяние или действуют как сла­женный механизм.

В-четвертых, физические данные и экипировка угро­жающего. Характер одежды до определенной степени может свидетельствовать о том, гото­вился ли к встрече с вами угрожающий, соответствует ли она его намерениям. В одежде свободного покроя можно легко спрятать орудия насилия, которые впоследствии человек мо­жет применить.

При анализе обстановки, когда вас пытаются шантажи­ровать, следует обращать особое внимание на следующие моменты.

Во-первых, имело ли на самом деле место то событие, ко­торое использует шантажист. Если того, чем вам пытаются угрожать, не было, то далеко не всегда стоит об этом сразу же уведомлять шантажиста. Но иногда может сложиться ситуа­ция, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации необходимо оперативно оценить, сможете ли вы до­казать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, насколько реальна возможность скомпромети­ровать вас в случае отказа выполнять требования шантажис­та. Каковы для вас могут быть последствия, каким способом этого будут пытаться достичь.

В-третьих, есть ли у вас время для нейтрализации воз­можных отрицательных последствий, можно ли хотя бы на не­много оттянуть их наступление.

В-четвертых, задевает ли угроза ваших близких или ка­сается только вас. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют наступлением вредных последствии для вас самого и сейчас или когда угроза касается ваших близких, но в будущем.

В-пятых, осуществляется ли шантаж по телефону, в пись­менном виде или при личном контакте с шантажистом.

Лиц, от которых исходит угроза нападения или шан­тажа, можно классифицировать на три большие группы:

1) психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии, когда не наблюдается отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике.
Если наличествует угроза физического нападения или оно уже осуществляется, то в первую очередь необходимо сориен­тироваться в физических данных партнера: рост, вес, телосло­жение, характерные признаки, указывающие на то, что он проходил какую-то специальную подготовку.

Обратите внимание на то, как человек стоит. (стойка боксера, каратиста, и т.д) Боксер, как правило, принимает открытую, но все же боксерскую стойку, непроизвольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей ру­ки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (тут вы можете получить наглядную информацию о том, левша он или правша). Нередко у боксеров можно наблюдать характерные изменения в строении носа - как следствие неод­нократного травмирования переносицы.

Борец обычно стоит несколько опустив плечи, руки -вдоль туловища, они могут быть полусогнуты, пальцы как бы готовы что-то схватить, ноги - на ширине плеч или чуть шире. Стойка может восприниматься как угрожающая, движения более плавные, чем у боксера.

Человек, занимающийся каратэ, может непроизвольно принять одну из стоек этого вида противоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулаки, ио если и сжаты, то гораздо плотнее, чем по делают боксеры.

Как правило, все эти люди имеют хорошее телосложение, развитую мускулатуру, хорошо двигаются, смотрят на партне­ра, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, зафиксировать внешние признаки угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важно, поскольку не исключено, что вам придется вступить а отношения с правоох­ранительными органами, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться.

Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбо­родка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет против­ник, но самое главное - особые приметы, выделяющие данного человека.

К особым приметам относятся fie только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, но и манеры гово­рить, жестикуляция, особенности голоса, произношения, лек­сика и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека.

Если угрожавший общался по телефону, обратите внима­ние на характер звонка - местный или иногородний, как або­нент представился, сразу же новел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит.

Характеристика его речи - быстрая или медленная, внят­ность, наличие заикания и акцента, четкость и другие особен­ности произношения. Голос - громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверенная, связанная, бессвязная, неторопливая, торопливая, пристойна», непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная.

Наличие шумов, сопровождающих разговор, - другой го­лос, который подсказывает, что говорить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, сле­дует также обратить внимание и на степень его агрессивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетель­ствовать о личных мотивах, или это агрессивность общего характера, то есть направлена на вас просто как на объект, над которым поручено произвести насилие. Попытайтесь оце­нить, насколько реальна вероятность насилия или же вас пыта­ются «взять на испуг».

Важно определить эмоциональное состояние противника -от этого зависит характер и быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним и уклоне­ния от вредных для вас последствий.

Опишем некоторые эмоциональные состояния и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (или ка­кие) эмоцию испытывает угрожающий.

Страх - иногда можно столкнуться с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится. При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека, испытывающего страх, появляется скованность в движениях. Они несколько раскоординированны, можно дос­таточно четко зафиксировать дрожание рук, особенно кончи­ков пальцев, ног и т.д. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные.морщины. Глаза раскрыты доста­точно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко на­пряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как-бегающий.

Происходит более активное потоотделение, хотя в поме­щении или на улице комфортная температура. Пот можно на­блюдать в следующих зонах:, лоб, над верхней и под нижней губой, на шее, подмышках, ладонях, спине. Человек активно вытирает пот, его лицо бледнеет.

При страхе могут происходить изменения голоса и речи. Громкость голоса снижается порой до шепота, меняется темп речи, она становится более замедленной, с заметными паузами между слогами, словами, фразами. Часто эти пустоты заполня­ются междометиями, словами-паразитами.

Гнев нередко можно наблюдать при агрессивном поведе­нии. Именно эта эмоция - показатель степени агрессивности партнера. Его поза приобретает урожающий характер, чело­век выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряже­ны, но нет характерного для страха тремора. Лицо нахмурено, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда настолько сильно, что обна­жают стиснутые зубы. Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающе­го гнев, пробегают судороги.

Резко повышается громкость голоса, часто угрожающий срывается на крик, кулаки сжаты, на переносице резкие верти­кальные складки, глаза прищурены.

Речь с нотками угрозы сквозь зубы. Могут иметь место весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Харак­терно, что в сильном гневе даже люди нерусской национально­сти нередко используют русскую нецензурную лексику.

Следует особо отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импуль­сивным. В этом состоянии он испытывает потребность в физи­ческом действии, и чем сильнее гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен.

Презрение - в отличие от гнева эта эмоция редко вызыва­ет импульсивное поведение, но не исключено, что именно по­этому человек, демонстрирующий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и даже если человек, демонстрирующий презрение, ниже вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит сверху. Можно наблюдать позу отстраненности и самодоволь­ное выражение лица.

Отвращение - негативная эмоция, могущая стимулиро­вать агрессию. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное или он почувствовал крайне неприятный запах. Нос наморщивается, верхняя губа подтягивается вверх, иногда создается впечатле­ние, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении -поза отстраненности, но без выраженного превосходства.

Отвращение в сочетании с гневом может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападе­ние, а отвращение - потребность избавиться от неприятного.

Не будем останавливаться на описании таких эмоций, как радость, удивление, горе, стыд, поскольку они не столь харак­терны для ситуаций агрессии, нападения. Но если.человек, причиняющий боль, демонстрирует внешние признаки радос­ти, то это как минимум признак садизма.

Человек «не в себе»

Нередко угрозу нападения, само нападение или шантаж осуществляет человек, находящийся в состоянии алкогольно­го или наркотического опьянения. Алкоголь и наркотики при­водят психику нападающего или угрожающего в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконт­роля. Именно поэтому иногда бывает важно определить, ка­кой «допинг» и сколько принял противник и что от него можно ожидать.

Признаки алкогольного опьянения так хорошо известны, что нет нужды их подробно описывать. Но важно знать: наи­более опасны легкая и средняя стадии опьянения, вызывающие нередко повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь для «храбрости», преодолевая тем самым чувство страха, признаки которого тем не менее можно зафиксиро­вать.

При алкогольном опьянении снижается критичность вос­приятия происходящего, такой человек с трудом воспринима­ет или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию. Движения активизируются и быстро могут пе­рейти в агрессивные. Как правило, физическому нападению в подобных ситуациях предшествует ругань, брань, угрозы.

Человек, находящийся в состоянии наркотического опья­нения, внешне выглядит практически как любой нормальный человек, и тот, кто ни разу не видел людей в таком состоянии, может этого и не заметить.

Наркотическое опьянение характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях: быстрая, чрезмерно живая речь, не совсем адекватное реагирование на вопросы, своеобразный «блеск» в глазах, иногда беспричинный смех, в целом состояние эйфории. У некоторых людей в этом состоя­нии уменьшается чувствительность к боли, практически может не осознаваться ответственность за свои действия, отсутству­ет чувство сопереживания другим. Все это характерно для легкого наркотического опьянения, которое действует воз­буждающе.

У хронического наркомана можно зафиксировать следы от уколов, мешки под глазами. Следует иметь в виду, что реак­ция на наркотик может быть достаточно кратковременной, а окончание его действия в экстремальной для наркомана об­становке может вызвать у него абстиненцию, следствием кото­рой будет резкое ухудшение его состояния, он может стать подавленным, злобным, еще более возбужденным и агрессив­ным.

У него может возникнуть непреодолимое желание как мож­но скорее устранить препятствие на пути к очередной дозе нар­котика. У некоторых наркоманов этот период активизации длится непродолжительное время, после которого может на­ступить период резкой депрессии, вплоть до эпилептических припадков, когда человек становится практически беспомощ­ным.

Агрессия может исходить от человека, страдающего рас­стройством психики. Весьма условно такие люди подразделя­ются на четыре группы: больные, страдающие шизофренией параноидального типа; больные, страдающие маниакально-депрессивным психозом; больные с антисоциальным поведени­ем; лица с неадекватной реакцией.

Если лицо, угрожающее нападением, относится к первой группе, то следует учесть, что такие люди практически утра­тили всякую связь с реальностью, у них часты слуховые и зрительные галлюцинации, а также маниакальный синдром, проявляющийся в мании величия либо преследования. При мании величия человек считает себя наделенным особыми каче­ствами, вследствие чего он намного «выше» других. При ма­нии преследования человек уверен, что его преследуют за его «особую миссию», «особый дар» и т.д.

Маниакальный человек может посчитать вас «великим грешником», от которого он должен избавить мир. Это люди с достаточно развитым интеллектом, их трудно обмануть, ввес­ти в заблуждение. В определенных ситуациях они могут быть весьма агрессивными.

Лица, относящиеся ко второй группе, обычно находятся в состоянии такой глубокой депрессии, что теряют всякую связь с реальным миром. Часто считают себя недостойными жить, но готовы и других забрать с собой в мир иной, так как искренне считают, что окажут услугу, избавив от ужасов земного суще­ствования.

Речь больного чрезвычайно замедленна, для ответов на самые простые вопросы ему требуется от 15 до 30, а иногда и более секунд. Движения могут напоминать демонстрацию фильма в замедленном темпе. У него могут происходить спон­танные «улучшения» состояния, когда он вдруг совершенно спокойно говорит: «Ну хорошо, теперь я знаю, что надо де­лать». Не радуйтесь раньше времени, лучше, когда улучше­ние его состояния происходит постепенно.

Следующие две группы не относятся к душевнобольным, так как не теряют связи с реальностью, но и их можно причис­лить к разряду лиц с психическими расстройствами.

Классического манипулятора или афериста характеризует полное отсутствие чувства вины, укоров совести. Ему чужды мораль и этика в общечеловеческом понимании, что делает маловероятной его способность относиться к тем, кому он уг­рожает или на кого оказывает физическое воздействие, как к людям. Нередко он стремится к физическим удовольствиям, любит манипулировать другими людьми, умеет «подать» себя и на первых порах может сформировать о себе мнение как о приятном человеке. Повышенно импульсивен, может доби­ваться немедленного удовлетворения своих требований.

И, наконец, есть люди, которые, не теряя связи с реально­стью, мыслят незрело, хотя и могут осознавать последствия совершаемых действий и поступков. Проявляет неадекватную реакцию на стресс, чувствует себя неудачником в жизни, чело­веком, которому всегда не везет. Инцидент с вами - это воз­можность доказать кому-то что-то важное, а физическое столкновение может рассматриваться им как одно из острых ощущений. Он нередко делает заявления типа: «Я докажу им. на что я способен».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.