Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей 4 страница






Удельные площади участков, приведенные в этой таблице, рассчитаны для АТП грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 5 и до 8 т и автобусов среднего класса. Для АТП легковых автомобилей среднего класса площади участков следует уменьшить на 15-20 %. Согласно нормативам площадь помещения производственного участка на одного работающего должна быть не менее 4, 5 м2.

Расчет площадей складских помещений. Для определения площадей складов используются два метода расчета: п о удельной площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава и по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов, и по коэффициенту плотности расстановки оборудования.

Расчет площадей складов по удельной площади на 10 единиц подвижного состава. При этом методе расчета соответствующими коэффициентами учитываются среднесуточный пробег единицы подвижного состава коэффициент , число технологически совместимого подвижного состава ( ), его тип ( ), высота складирования ( ) и категория условий эксплуатации ( ). Площадь склада:

где АИ - списочное число технологически совместимого подвижного состава; - удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (табл.3.7), м2.

Таблица 3.7. Удельные площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава, м2(по ОНТП-01-91)

Складские помещения и сооружения по предметной специализации Удельные площади на 10 ед. подвижного состава, м2 для
легковых автомобилей автобусов грузовых автомобилей прицепов и полуприцепов
Запасные части, детали, эксплуатационные материалы 2, 0 4, 4 4, 0 1, 0
Двигатели, агрегаты и узлы 1.5 3, 0 2, 5 -
Смазочные материалы (с насосной станцией) 1.5 1, 8 1, 6 0, 3.
Лакокрасочные материалы 0.4 0, 6 0, 5 0, 2
Инструменты 0, 1 0, 15 0, 15 0, 05
Кислород и ацетилен в баллонах 0, 15 0, 2 0, 15 0, 1
Пиломатериалы - 0, 3 0, 2
Металл, металлолом, ценный утиль 0, 2 0, 3 0, 25 0, 15
Автомобильные шины (новые, отремонтированные и подлежащие восстановлению) 1, 6 2, 6 2, 4 1, 2
Подлежащие списанию автомобили, агрегаты (на открытой площадке) 4, 0 7, 0 6, 0 2, 0
Помещение для промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации и подготовки производства) 0, 4 0, 9 0, 8 0, 2
Порожние дегазированные баллоны, (для газобаллонных автомобилей) 0, 2 0, 25 0, 25 -

Примечание. Для БЦТО, ПТК и ЦСП площади принимаются с коэффициентом 0, 6.

Ниже приведены значения (правая колонка) для различных среднесуточных пробегов подвижного состава (левая колонка, в км):

  0, 8
  0, 85
  0, 9
  1, 0
  1, 15
  1, 25

Коэффициент зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава:

До 50 1, 4
Свыше 50 до 100 1, 2
100 " 150 1, 15
" 150 " 200 1, 1
Свыше 200 до 300 1, 0
" 300 " 400, 0, 95
" 400 " 500. 0, 90
" 500 " 600. 0, 87

Значения коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава:

Легковые автомобили:  
особо малого класса 0, 6
малого " 0, 7
среднего " 1, 0
Автобусы:  
особо малого класса 0, 4
малого " 0, 6
среднего " 0, 8
большого " 1, 0
особо большого " 1, 4
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:  
до 1 0, 5
свыше 1 до 3 0, 6
3 " 5 0, 8
" 5 " 1, 0
" 8 " 16 1, 3
внедорожные автомобили-самосвалы 2, 2
Прицепы грузоподъемностью, т:  
одноосные до 5 0, 9
двухосные свыше 5 до 8 1, 0
" свыше 8 1, 2
Полуприцепыгрузоподъемностью, т:  
До14 1, 1
свыше 20 1, 5
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы  
грузоподъемностью свыше 22 т 1, 5

 

Значения коэффициентов в зависимости от высоты складирования (в метрах):

3, 0 1, 6
3, 6 1, 35
4, 2 1, 15
4.8 1.0
5, 4 0, 9
6, 0 0, 8
6, 6 0, 73
7, 2 0, 67

Значения коэффициентов в зависимости от категории условий эксплуатации:

I категория. 1, 0
II 1, 05
Ш 1, 1
IV 1, 15
V 1, 2

 

Расчет площадей складов по хранимому запасу. Для расчета площади складских помещений предварительно по нормативам определяется количество (запас) хранимых запасных частей и материалов исходя из суточного расхода и продолжительности хранения. Далее по количеству хранимого подбирается оборудование складов (вместимости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и пр.) и определяется площадь fоб помещения, занимаемая этим оборудованием. Затем рассчитывается площадь склада

 

FСК = fОБКП

 

Где fОБ = 2, 5 - коэффициент плотности расстановки оборудования. (возможно опечатка КП=2, 5)

В связи со спецификой организации хранения и раздачи топлива в ДТП расчет склада топлива в данной методике не рассматривается.

Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла, т.е. для моторных, трансмиссионных, пластичных (консистентных) и специальных масел.

Запас смазочных материалов

ЗМ = 0.01GСУТ× qМДЭ

где GСУТ ¾ суточный расход топлива, л; qМ- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (табл. 3.8); ДЭ ¾ число дней запаса.

Суточный расход топлива автомобилей

GСУТ = GЛ + GТ

где GЛ - расход топлива на линии: GТ - расход топлива на внутригаражное маневрирование и технические надобности.

Суточный расход GТ нормируют в размере 0, 5 % расхода топливана линии. Расчет суточного расхода GЛ жидкого топлива при линейной работе грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, а также автобусов и легковых автомобилей производится по общепринятой методике. Объем отработавших масел принимается в размере 15 % расхода свежих масел. ДЭ принимается равным 15.

Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием, и площадь склада. Запас (число) покрышек или камер на складе шин

Зш = АИaТlccXК ДЭ /LП,

где Хк - число колес автомобиля без запасного; LП - средний пробег покрышки с учетом ее восстановления, определяемый по фактическим данным или нормативам, км: ДЭ =10.

Длина стеллажей для хранения покрышек

lст= ЗШ /П.

где П = 6÷ 10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.

Таблица 3.8. Нормы расхода смазочных материалов*

1 Материал Норма расхода на 100 л топлива для автомобилей и автобусов, работающих
на бензине и сжиженном газе на дизельном топливе
Моторные масла, л** Трансмиссионные масла, л Специальные*** масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг 2, 4 0, 3 0, 1 0, 2 3, 2 0, 4 0, 1 0, 3

 

* Для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатациименее трех лет, норма расхода масел и смазок снижается на 50 %, а при эксплуатации болеевосьми лет, может быть увеличена в пределах до 20 %.

** Для автомобилей ВАЗ норма расходамоторного масла устанавливается в размере 0, 8 л независимо от срока службы автомобиля.

*** Для автобусов с гидромеханическойтрансмиссией эта норма расхода увеличена до 0, 3 л.

 

Ширина стеллажа bСТ определяетсяразмером покрышки.

Площадь, занимаемая стеллажами, fОБ= lст bСТсоответственно площадь склада

FСК = fОБКП

Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.

Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов в кг

Gi = АИaТlccXК/10000 = а GаДЗ/100

где АИ - списочное число однотипных автомобилей; Gа - масса автомобиля, кг; а - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс.км пробега (табл. 3.9); ДЗ - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).

Запас агрегатов

GАГ = КАГ qАГ АИ/100

где КАГ - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам Положения; qАГ - масса агрегата, кг.

Таблица 3.9. Примерный расход запасных частей, металлов и материалов в процентах от массы автомобиля на 10 тыс. км. пробега.

Объект хранения Автомобили Автобусы
грузовые легковые
Запасные части 1, 0-2, 5 2, 5-5, 0 1, 0-2, 0
Металлы и металлические изделия 1, 0-1, 5   0, 7-1, 3   0, 8-2, 0  
Лакокрасочные изделия и химикаты 0, 15-0, 3   0, 5-1, 0   0, 15-0, 4  
Прочие материалы 0, 15-0, 25 0, 25-0, 5 0, 25-0, 6

Площадь пола, занимаемая стеллажами дляхранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:

fО = Gi /g

где Gi, - масса объектов хранения, кг; g - допускаемая нагрузка на 1 м2занимаемой стеллажом площади, составляющая для запасных частей 600 кг/м2, агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.

Расчет площади зоны хранения (стоянки) автомобилей. При укрупненных расчетах площадь зоны хранения

FСК = fО АСТ КП

где fО - площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; АСТ - число автомобиле-мест хранения; Кп = 2, 5-3, 0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.

Площадь стоянок для данного типа подвижного состава может быть определена по удельной площади (в м2) на одно место хранения и соответствующим коэффициентам. Методика расчета приведена в разд. 5.3.

В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.

Число автомобиле-мест хранения при закрепленииих за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. АСТ = АИ.

При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест

 

АСТ = АИ – ХТР - ХТО – ХП – АКР – АЛ

где ХТР - число постов ТР, ХТО - число постов ТО; ХП - число постов ожидания (подпора); АКР - число автомобилей, находящихся в КР; АЛ - среднее число автомобилей постоянно отсутствующих на предприятии (круглосуточная работа на линии, командировки).

Рисунок 3.3 Зависимость удельной площади S административно-бытовых помещений от числа работающих Р (по данным Гипроавтотранса)

 

Расчет площадей административно-бытовых помещений. Эти помещения являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям упомянутого СНиП 2.09.04-87.

На стадии технико-экономического обоснования и предварительных расчетов ориентировочно общая площадь административно-бытовых помещений может быть определена по графику, приведенному на рис. 3.3.

Детальная разработка административно-бытовых помещений производится в объеме архитектурно-строительной части проекта на основании заданий проектировщиков-технологов. Расчет площадей отдельных помещений административно-бытового назначения производится по соответствующим нормам и числу работающих.

Расчет площадей технических помещений. Площади технических помещений компрессорной, трансформаторной и насосной станций, вентиляционных камер и других помещений рассчитываются в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от принятой системы и оборудования электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.

 

4 Технологическая планировка производственных зон и участков

4.1 Зоны ТО и ТР

Технологическая планировка зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование. Степень проработки и детализации технологической планировки зависит от этапа проектирования.

Для разработки общего объемно-планировочного решения зданий предприятия в ряде случаев недостаточно иметь только площади отдельных помещений, рассчитанных по удельным показателям, а необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков, что требует укрупненной проработки их планировочных решений. Это прежде всего относится к зонам ТО и ТР, особенно при поточном методе организации ТО, и участкам с крупногабаритным оборудованием и въездом на них автомобилей, например кузовному, окрасочному. Поэтому в ряде случаев проработка планировочных решений отдельных зон и участков производится одновременно с разработкой общего объемно-планировочного решения зданий АТП.

Уточнение и окончательная доработка технологических планировок зон и участков выполняются на основе размеров помещений исходя из принятого общего объемно-планировочного решения зданий.

Общие требования и положения. Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований ОНТП и Ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей (ВСН) [4].

С учетом противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ:

а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом;

б) постов ТО-1, ТО-2, Д-1, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР;

в) постов Д-2.

На АТП до 200 автомобилей I, II и III категорий (табл. 4.1) или до 50 автомобилей IV категории в одном помещении с постами ТО и ТР, указанными в п. „б", допускается размешать следующие участки: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, радиоремонтный, по изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря.

Посты мойки, уборки и других работ, комплекса ЕО при температуре наружного воздуха 0 °С и выше допускается предусматривать на открытых площадках или под навесом.

Посты (линии) уборочно-моечных работ обычно располагаются в отдельных помещениях, что связано с характером выполняемых операций (шум, брызги, испарения). Посты мойки для автомобилей I категории, располагаемые в камерах, допускается размещать в помещениях постов ТО и ТР. Проемы для проезда автомобилей из помещений постов мойки и уборки в смежные помещения допускается закрывать водонепроницаемыми шторами.

Таблица 4.1 – Категории автомобилей по габаритным размерам

Категория Длина, м Ширина, м
I До 6 До 2.1
II Свыше 6 Свыше 2, 1
Ш до 8 до 2, 5
IV 8 " 12 2, 5 " 2, 8
  " 12 " 2, 8

Примечание. 1. Для автомобилей и автобусов, длина и ширина которых отличаются от указанных в таблице, категория устанавливается по наибольшему габаритному размеру (длине или ширине) подвижного состава.

2. Категория автопоездов определяется габаритнымиразмерами автомобиля-тягача.

3. Сочлененные автобусы относятся к III категории. ____________________

 

Для автомобилей, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, следует предусматривать отдельные посты для санитарной обработки кузовов, выполняемой после наружной мойки автомобилей, их кабин, шасси и трансмиссии. Для хранения химикатов и приготовления моющих растворов, используемых для санитарной обработки кузовов, следует предусматривать отдельное помещение.

Посты диагностирования располагают или в обособленных помещениях, или в общем помещении с постами ТО и ТР. При организации диагностирования на поточной линии ее располагают обычно в самостоятельном помещении. Линии (посты) общего диагностирования (Д-1) тормозов, углов установки управляемых колес, приборов освещения и сигнализации допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ТР. Посты углубленного диагностирования (Д-2), связанные с проверкой тягово-экономических качеств автомобилей, из-за повышенного шума при работе стенда следует располагать в отдельных изолированных помещениях. На предприятиях до 200 автомобилей I категории допускается посты Д-2 размещать в помещениях постов ТО и ТР.

При размещении постов Д-1 и Д-2 необходимо учитывать месторасположение роликов соответствующих стендов. Так, например, расположение тормозного стенда должно обеспечивать возможность диагностирования, как переднего, так и заднего мостов автомобилей, а расположение мощностного стенда - диагностирование ведущих мостов автомобиля.

Посты ТО-1 могут располагаться в общем помещении с постами ТО-2 и ТР. При поточной организации ТО-1 линии располагают в обособленных помещениях.

Посты ТО-2 можно располагать в общем помещении с постамиТО-1 и ТР. При поточной организации ТО-2 линии следует располагать или в обособленном помещении, или в общем помещении с линиями ТО-1. В последнем случае ТО-1 и ТО-2 желательно выполнять на одной линии.

Посты ТР можно располагать в общем помещении с постами ТО-1 и ТО-2. При поточной организации этих обслуживании посты ТР располагают в обособленных помещениях. Посты ТО и ТР для автопоездов и сочлененных автобусов исходя из удобства маневрирования следует проектировать проездными.

В районах со средней температурой самого холодного месяца года выше 0 °С посты ТО-1, ТО-2 и ТР (разборочно-сборочных работ, шиномонтажные, сварочные, жестяницкие и деревообрабатывающие) допускается устраивать под навесом из негорючих материалов.

При размещении постов ТО и ТР необходимо руководствоваться нормируемыми расстояниями между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания (табл. 4.2), которые установлены в зависимости от категории автомобилей.

Планировочное решение и размеры зон ТО и ТР зависят от выбранной строительной сетки колонн (шага колонн и ширины пролетов - см. гл. 5), обустройства постов, их взаимного расположения и ширины проезда в зонах.

Для обеспечения нормальных условий труда и гибкости производственных процессов при их изменении в зонах ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные осмотровые устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях, исходя из требований технологического процесса, допускается устройство осмотровых канав.

Размеры осмотровых канав проектируются с учетом следующих требований:

длина рабочей зоны канавы должна бытьне менее габаритной длины подвижного состава;

ширина канавы устанавливается исходя из размеров колеи подвижного состава;

глубина канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, и составлять для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса 1, 3-1, 5 м, грузовых автомобилей и автобусов (за исключением особо малого класса) 1, 1 - 1, 2 м, для внедорожных автомобилей-самосвалов 0, 5 - 0, 7 м.

В соответствии с ОНТП для удобства работы и обеспечения безопасности при наличии двух и более параллельных канав, расположенных рядом, они соединяются между собой открытой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные). Ширина траншей и тоннелей, должна быть 1, 2 м, если они служат только для прохода, и 2 - 2, 2 м, если в них расположены рабочие места и технологическое оборудование. Высота тоннеля от пола до низа перекрытия или несущих конструкций для автомобилей над приямками в местах прохода людей принимается не менее 2, 0 м. Из тоннелей и траншей предусматриваются выходы по лестницам в производственные помещения:

для тупиковых канав, объединенных траншеями, -не менее одного на три канавы;

для индивидуальных проездных канав, объединенных тоннелями - не менее одного на 4 канавы;

для проездных канав поточных линий -не менее двухна каждые две поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25м);

для тупиковых канав, не объединенных траншеями, - по одному на каждую канаву.

Ширина выхода должна быть не менее 0, 7 м.

Лестницы из канав, траншей и тоннелей в целях безопасности нельзя располагать под автомобилями и на путях их движения.

На уровне пола тупиковых канав постов ТО-2 и ТР иногда располагают оборудование для слесарных и некоторых других работ. При этом ширину открытой траншеи, соединяющей канавы, увеличивают до 4- 6 м и размещают в ней необходимое оборудование. Такой прием планировки наиболее целесообразен при ТО и ТР автобусов.

При оборудовании постов гидравлическими одноплунжерными подъемниками двух или более параллельных постов расстояние между ними должно обеспечивать возможность полного поворота поднятого автомобиля при условии, что на соседних подъемниках автомобили будут расположены перпендикулярно проезду.

По взаимному расположению посты могут быть прямоточными и тупиковыми. Прямоточное расположение нескольких постов (рис. 4.1) используется для ЕО, ТО-1 и ТО-2 при поточном методе обслуживания автомобилей, а прямоточные одиночные (проездные и тупиковые) посты - для ТО и ТР при выполнении работ на отдельных постах.

 

 

Таблица 4.2. Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями

и элементами здания на постах ТО и ТР, м*

Схема   Автомобили и конструкции зданий, между которыми устанавливаются расстояния Категория автомобилей по габаритам  
 
I II и III IV  
Продольная сторона автомобиля и стена при работе без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов** 1, 2 1, 6 2..2  
То же, со снятием шин и тормозных барабанов** 1, 5 1, 8 2.5  
Продольная сторона автомобиля и технологическое оборудование 1, 0 1, 0 1.0  
Торцовая сторона автомобиля (передняя или задняя) и стена** 1, 2 1, 5 2.0  
То же/до стационарного технологического оборудования 1, 0 1, 0 1.0  
Автомобиль и колонна 0, 7 1, 0 1.0  
Автомобиль и наружные ворота, расположенные против поста 1.5 1, 5 2.0  
Продольные стороны автомобилей при работе без снятия шин, тормозных барабанов и газовых баллонов 1.6 2, 0 2.5  
То же, со снятием шин и тормозных барабанов 2, 2 2, 5 4.0  
Торцевые стороны автомобилей 1, 2 1, 5 2.0  
*Расстояния между автомобилями, а также между автомобилями и стенами на постах механизированноймойки и диагностирования принимаются в зависимости от вида и габаритов оборудования этих постов. ** При необходимости регулярного прохода людей между стеной и постом эти расстояния должны быть увеличены на 0, 6 м.    

 

Рисунок. 4.1. Схема планировки зоны ТО при прямоточном расположении постов

При тупиковом расположении постов в зонах ТО и ТР расстановка постов может быть прямоугольной однорядной (рис. 4.2, а) и двухрядной (б), косоугольной (в), а также комбинированной однорядной (г) и двухрядной (д).

 

Рисунок 4.2. Схемы планировки зоны ТО и ТР при тупиковом расположении постов:

S — ширина проезда; a— угол установки относительно проезда

 

Размеры помещения зон ТО при прямоточном расположении постов зависят от числа постов и ширины автомобиля. Для определения длины зоны следует иметь в виду, что при наличии фиксирующих направляющих устройств на первом посту поточной линии автомобиль при заезде из боковых ворот (или бокового проезда) должен быть установлен перед постом с некоторым разрывом между ним и стоящим впереди автомобилем. Аналогично съезд с последнего поста с поворотом должен осуществляться с предварительным передвижением вперед на расстояние, равное габаритной длине автомобиля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.