Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность индивидуализации и дифференциации обучения.






Технологии индивидуализации и дифференциации обучения.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи:

· дифференциация отождествляется с индивидуализацией;

· дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (внутренняя дифференциация);

· дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения.

Последнее определение наиболее точно объясняет соотношение данных понятий, указывает как на их общность, неразрывность, так и на специфику. Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.

Индивидуализация в обучении(от лат. individuumиндивидуум, особь) - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация обучения (от лат. diffrentia – разница, difference –различие) - форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы, способности учащихся, но сохраняется общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки.

Общие психологические подходы к объяснению дифференцированного обучения в к.19 в. разработали В.Штерн и Э.Клапаред. Одним из первых опытов такого обучения был опыт Мангеймской школьной системы в нач. 20 века, автором которой являлся Й.А.Зиккингер (Германия).

Интенсивное развитие теоретических основ индивидуализации и дифференциации наблюдалось в 70-80-е 20 века и проявилось прежде всего в разработке индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Они рассматривались в качестве «проникающих» технологий в традиционную классно-урочную систему обучения. Лишь на рубеже 90-х гг.20 века идеи дифференциации и индивидуализации обучения оформились на уровне создания конкретных технологий обучения.

К технологиям индивидуализации обучения можно отнести:

 

· Технологию модульного обучения, обеспечивающую выбор обучающимся индивидуальных путей движения внутри законченных блоков-модулей, содержаших структурированный в виде системы учебных элементов учебный материал.

· Технологии открытого обучения – обучение учащегося по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе.

Организационная структура открытого обучения по конкретной дисциплине может выглядеть следующим образом:

1) разработка содержания и структуры дисциплины, включающая внутренний модуль (ведущие опорные знания, предусмотренные стандартом), и внешний модуль (расширяющий блок, новые разделы);

2) проектирование каждым учеником собственной индивидуальной программы курса, включающей в себя внутренний модуль и отдельные темы, разделы внешнего;

3) присвоение каждому разделу согласно его уровня, сложности и объема рангового балла;

4) составление учеником индивидуального графика изучения курса и отдельных разделов.

5) Технологии дифференцированного обучения разрабатываются в рамках различных форм дифференциации (рис.1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.