Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация принципов обучения.






ТЕМА. Закономерности и принципы обучения

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание … В.В.Краевский.

1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.

Закономерности обучения (дидактические закономерности).

Классификация принципов обучения.

4. Характеристика принципов обучения.

1.Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.

 

Из философии нам известны понятия «закон» и «закономерность».

Закон – объективная, существенная, устойчивая и повторяющаяся причинно-следственная связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.Я.Лернер).

Закономерность может выступать а) проявлением законов, еще неосмысленных и четко не сформулированных; б) общим проявлением упорядоченности развития, как совокупным действием многих законов. Закономерность фиксируется как закон, если:

- четко зафиксированы объекты, между которыми установлена связь;

- исследованы вид, форма, характер связи;

- установлены пределы связи.

В дидактике под закономерностями обучения понимают объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями, процессами, отдельными компонентами процесса обучения.

В истории дидактики предпринимались попытки сформулировать законы обучения. Так, К.Д.Ушинский вел речь о «правилах» обучения, за которыми скорее были основные требования к обучению, то есть – принципы обучения. Американские педагоги Э.Торндайк, У.Х Килпатрик и др. называли законы обучения: взаимосвязанности, тренировки, интенсивности, ассимиляции, результативности, которые выражали в обучении скорее связи физиологического и психологического характера

В современной отечественной дидактике называются законы обучения:

· закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;

· закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащегося;

· закон обусловленности результатов обучения хаарктером деятельности и общения учащихся и учителя;

· закон целостности и единства педагогического процесса и др.

(их характеристика - в кн. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Учеб.пособие. – М.: «Академия», 2001.)

Примеры закономерностей обучения: зависимость обучения от возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей обучающихся; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью обучающихся; взаимозависимость обучения и воспитания, развития личности и др.

Принцип – отражение закономерностей и выступает в форме требования.

 

Принцип обучения – (от лат. principium –начало, основа)- исходное, основное требование к обучению, определяющее содержание, формы и методы организации процесса обучении. Примеры принципов обучения: принцип наглядности в обучении, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, сознательности и активности и др.

Для учителя принципы обучения – это нормативная категория, которая является всеобщей, обязательной для обучения и позволяет инструментально и методически отразить закономерности обучения в условиях реального процесса обучения. В практике обучения все принципы обучения равнозначны, взаимосвязаны и взаимодополняемы, обязательны для реализации.

Реализовать принципы обучения в конкретном образовательном процессе означает организовать обучение на нормативной основе.

Принципы обучения практически реализуются через соблюдение правил. Правило обучения – это положение, которое предусматривает типичный способ действий учителя в типичной ситуации обучения и раскрывает отдельную сторону применения того или иного принципа обучения. Правила обычно бывают выражены в форме советов, рекомендаций учителю, организующему процесс обучения.

Примеры правил обучения: 1. «Организуйте своевременно повторение материала учащимися» (принцип прочности знаний; др.). 2. «Разбивайтеобъяснение изучаемого материала на завершенные части» (принцип сознательности и активности; др.). 3. «Опирайтесь на личностный опыт ученика в обучении» (принцип связи теории с практикой, жизнью; др.).

Итак, закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

 

2.Закономерности обучения, их классификация.

Процесс обучения строится в соответствии с закономерностями обучения.

Существует несколько подходов к классификации закономерностей обучения, приведем принципиально различные:

  1. внешние и внутренние закономерности;
  2. общие и частные (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Харламов И.Ф. и др.);
  3. всеобщие, общие, частные (конкретные) (Подласый И.П.).

 

1. Являясь социально детерминированным процесс обучения включен в более широкую, социально-экономическую систему. Обусловленность процесса обучения социально-экономическими условиями и потребностями является объективной внешней закономерностью. При этом противоречия, которые свойственны самому процессу обучения как дидактической системе, во многом представляют собой отражение противоречий самой социальной системы: например, между осознаваемыми как необходимыми для общественно-экономического развития целями и задачами обучения и несоответствием им материально-экономических условий, обеспечивающих реализацию данных целей.

Внутренние взаимосвязи и взаимозависимости между элементамипроцесса обучения являются внутренними закономерностями обучения:

· зависимость процесса обучения от личностных особенностей, педагогического мастерства, профессионализма преподавателя;

· зависимость результатов процесса обучения от мотивации, личностного смысла учебной деятельности для студентов;

· обусловленность процесса обучения целями и задачами, его отчетливая целенаправленность;

· зависимость процесса обучения от критериев оценки эффективности учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя и т.д.

Среди множества общих и специфических, частных закономерностей процесса обучения выделенные выше прежде всего отражают процессуальную и системную сущность обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.