Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение и направления использования прибыли на предприятии






Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать: Прибыль от продаж = Выручка от продажи продукции – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источников развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Таким образом, прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1. как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2. стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3. как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ (работ, услуг) – НДС, акцизы, налоги и обязательные платежи = НЕТТО-ВЫРУЧКА – себестоимость проданных товаров (кроме управленческих, коммерческих расходов) = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – коммерческие и управленческие расходы = ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ + % к получению - % к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы – прочие операционные расходы – внереализационные расходы + внереализационные доходы = ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – налог на прибыль = ПРИБЫЛЬ ОТ ОБЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – чрезвычайные расходы + чрезвычайные доходы = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (нераспределенная, балансовая).

Операционные доходы и расходы – сдача в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Внереализационные доходы и расходы – полученные и уплаченные штрафы, пени, неустойки, возмещение убытком, суммы задолженности по которым истек срок исковой давности и др.

Чистая прибыль может распределяться по следующим направлениям:

1. На формирование резервных фондов;

2. на выплату доходов учредителям (участникам);

3. на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существует 2 подхода к распределению чистой прибыли:

1. в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрения работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т.д.)

2. остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопления, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление.

При том и другом подходе предприятие самостоятельно определяет пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство, посредством налоговых льгот стимулирует направление использования прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т.е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат – сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Если обобщить, то прибыль может распределяться на следующие цели:

1. на производственное развитие предприятия

2. на удовлетворение потребительских и соц.нужд,

3. на финансирование социальной и культурной сферы

4. на отчисление в фонд оплаты труда сверх заработной платы

5. на благотворительность

6. на налоги, штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые из чистой прибыли.

7. на создание фондов накопления, потребления, резервного фонда, фонда социальной сферы.

8. на распределение между учредителями.

20. Премии: их сущности, показатели премирования, разработка системы премирования на предприятии.

Премия – денежное или иное материальное поощрение за особые успехи, заслуги в какой-либо деятельности.

Премирование – вид материального стимулирования и поощрения работников за конкретные успехи в личном и коллективном труде.

Показателями премирования являются:

- высокое качество работы,

- увеличение межремонтного срока оборудования,

- снижение уровня брака,

- рационализаторские предложения за внедрение и освоение новой техники и технологии,

- рабочим, работающим по аккордной з/п, за сокращение срока сдачи работы,

- вспомогательным рабочим за высокие показатели работы основных рабочих,

- руководителям, специалистам и служащим за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Разработка и внедрение форм и систем премирования осуществляется предприятием. Правильность выбора основных элементов премирования – ее показателей и условий, круга премируемых работников, размера премии – должна оцениваться с позиции обеспечения как принципа оплаты по труду, так и соответствия конкретному дополнительному эффекту, который в конечном счете должен выражаться в экономии затрат на производство продукции и приращения прибыли.

Периодичность премирования может быть ежемесячной, ежеквартальной и даже за результаты работы за год или другой период в зависимости от особенностей производства и труда, характера устанавливаемых показателей, наличия необходимых данных оперативного и бухгалтерского учета. Возможны периоды, определяемые сезонностью работ, а также длительностью производственного цикла или принятыми для исчисления основной и переменной части з/п. Но во всех случаях при выполнении показателей и условий премирования должна быть обеспечена гарантированность источника выплаты премий. Размеры премий каждого работника определяются в процентах к з/п по тарифным ставкам, должностным окладам либо в абсолютной сумме или размерах к минимальной з/п.

Оценку показателей премирования руководителей, специалистов и служащих производственных и функциональных подразделений предприятия рекомендуется осуществлять, как правило, нарастающим с начала года итогом.

29 Налоги: понятие, классификация. Системы налогообложения.

Основными экономическими рычагами, с помощью которых государство воздействует на экономику, являются налоги. Посредством налогов государство влияет на процесс формирования доходов и прибыли предприятий, стимулирует инвестиционную деятельность, регулирует внешнеэкономическую сферу.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным признакам. Налогообложение предприятий регулируется Налоговым кодексом РФ, федеральными законами о налогах и сборах.

Виды налогов:

1. в зависимости от объекта налогообложения: а) прямые, устанавливаемые на доход или имущество: налоги на доход(налог на прибыль, подоходный налог), налоги на собственность (налог на недвижимость), б) косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

2. в зависимости от уровня: а) федеральные (НДС (18, 10, 0%), акцизы, налог на прибыль (24%), налог на доходы физических лиц (для респондентов - 13%, для не респондентов – 30%), государственные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог, единый социальный налог (26%) б) региональные (налог на имущество организаций (2, 2%), транспортный налог (с лошадиной силы), налог на игорный бизнес (с единицы объекта) в) местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

3. в зависимости от порядка использования: а) общие, не закрепляемые за конкретным ведомством; б) специальные, имеющие строго целевое назначение (единый социальный налог).

4. в зависимости от источника покрытия: а) включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог), б) относимые на финансовые результаты (прибыль до налогообложения, налог на имущество организаций, налог на рекламу), в) за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Основными налогами, выплачиваемыми предприятиями являются:

1. Налог на добавленную стоимость. Под добавленной стоимостью понимается разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются реализация товаров, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

2. акцизы – косвенный налог. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (винно-водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили).

3. налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль (=прибыль от реализации продукции + прибыль от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества) + доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним).

4. налог на имущество организаций. Относится к региональным налогам. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Ставка – 2, 2 %. Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

5. единый социальный налог. Зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Средства данных фондов предназначены для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодателей в пользу своих наемных работников (штатных, внештатных, сезонных), а также авторские и лицензионные вознаграждения, которые относятся на себестоимость продукции. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Система налогообложения:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщики налогов и (или) сборов

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.