Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа №1






ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Основная цель лабораторных работ – способствовать закреплению теоре- тических знаний, развитию практических навыков при выполнении работ по техническому диагностированию и применению современного технологическо- го оборудования, определению причин отказов и неисправностей механизмов и агрегатов автомобиля, экспериментально проверить влияния режимов ультра- звуковой очистки на степень очищения поверхности деталей от загрязнений.

 

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

Каждое рабочее место должно быть оснащено исправным тех- нологическим оборудованием, инструментом и принадлежностями; технологи- ческими картами и инструкциями; описью поста и краткой инструкцией по технике безопасности; противопожарными средствами и правилами их приме- нения.

На рабочих местах запрещено: работать учащимся, не прошедшим инст- руктаж; пользоваться открытым огнем; включать приборы и установки без раз- решения преподавателя; хранить горюче-смазочные материалы; включать дви- гатели и приборы, минуя заводские выключатели; пользоваться неисправным инструментом, заводными рукоятками.

Все рабочие места и вентиляторы двигателей должны иметь индивиду- альные металлические ограждения и трафареты с надписями «Двигатель не пускать».

Электропровода должны иметь надежную изоляцию. На клеммах и ро-

зетках необходимо указать напряжение.

Отделение лаборатории по диагностированию двигателей должно иметь надежную вентиляцию с кратностью обмена воздуха не менее 1: 1; достаточную освещенность рабочих мест 500 лк, уровень громкости шума не более 75 дБ. Установки и приборы с электропитанием от сети должны иметь общее заземле- ние, а рабочие двигатели – выводы отработавших газов в атмосферу через спе- циальные глушители.

При выполнении лабораторной работы по диагностированию электро-

оборудования запрещается:

присоединять провода приборов при работающем двигателе и прикасать-

ся к токоведущим проводам в местах их присоединения;

производить настройку или вскрытие электронных приборов, а также применять неисправные и незаземленные приборы;

подносить на близкое расстояние к вращающимся деталям двигателя стробоскоп.


ПЕРЕДВИЖНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СТЕНД ELKON – S 300.

Лабораторная работа №1

 

Цель работы. Ознакомиться с устройством электронного стенда ELKON – S 300 и принципом работы его основных блоков. Изучить правила пользования стендом и схему подключения стенда к системам двигателя.

Оснащение рабочего места. Карбюраторный двигатель, установленный на стенде или автомобиле; мотор-тестер ELKON – S 300 и инструкция завода- изготовителя; плакаты по устройству мотор-тестера; схемы подсоединения стенда к системам двигателя; технологические карты по различным схемам проверки систем двигателя; эталонные осциллограммы для оценки техническо- го состояния систем двигателя; инструмент для разборочно-сборочных работ.

 

 

Описание стенда

Мотор-тестер ELKON – S 300 (рис. 1.1) предназначен для диагностирова- ния 2-, 4-, 6- и 8-цилиндровых бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Если мотор-тестер дополнить переносным прибором ELKON – SD 302, то он может производить также диагностирование дизельных двигателей. В комплект мотор-тестера входят газоанализатор ELKON – S 305, соединительный кабель для испытания зажигания, токоизмерительный зажим, измерительный кабель для снятия вольт-амперных характеристик, стробоскопическое устройство, контрольная форсунка, соединительный элемент цилиндра, соединительный (быстродействующий) элемент для подачи сжатого воздуха, ручной воздушный насос для создания разрежения, комбинированный зажим, прямая и Т-образная вставки, фонендоскоп, две вакуумные трубки, кабель для подключения к сети.

Блок-схема осциллоскопа мотор-тестера (рис. 1.2) состоит из блок-схемы осциллоскопа и блок-схемы цифрового прибора. В соответствии с блок-схемой осциллоскопа требуемое напряжение питания обеспечивается преобразованием сетевого напряжения 220 В/50 Гц в источнике 1 питания. Сигналы напряжения, входящие на первичный или вторичный вход аналогового осциллоскопа через контур 6 (формирует сигналы), поступают в контур 4 выбора программы. Вы- бор необходимой программы (вида измерения) осуществляется нажатием соот- ветствующей кнопки. Перемещение электронного луча осциллоскопа по экрану обеспечивается устройством горизонтального смещения 3 и синхронизирую- щим контуром с помощью генератора 7 пилообразного сигнала. Синхронный сигнал усиливается выходной ступенью горизонтальной развертки. Усиление, пропорциональное измеряемому напряжению, обеспечивается усилителем 12 вертикальной развертки, который управляется электронным переключателем 8. Высокое напряжение электронного луча создается контуром 11, с которого че-


 

Рис. 1.1. Мотор-тестер ELKON –

S 300. Общий вид

 

 

 

Рис. 1.2. Блок-схема осциллоскопа мотор-тестера ELKON – S 300: 1 – источник питания, 2, 5

датчики, 3 – устройство горизонтального смещения электронного луча, 4 – контур выбора программы, 5 – контур формирования сигналов, 7 – генератор пилообразного сигнала, 8 – электронный переключатель, 9 – блок формирования светового сигнала частоты вращения, 10

преобразователь, 11 – контур высокого напряжения, 12 – усилитель вертикальной развертки,

13 – генератор, 14 – блок формирования светового сигнала угла опережения зажигания, 15 –

стробоскоп, 16 – соединительный контур


рез соединительный контур 16 поступает на экран с электромагнитным смеще-

нием.

По входным сигналам, поступающим с датчиков 5 и от стробоскопа 15, блоки 9 и 14 формируют на экран осциллоскопа световые сигналы частоты вращения коленчатого вала и угла опережения зажигания. Сигналы растрового изображения создаются генератором 13. Номенклатура параметров, индици- руемых на экран осциллоскопа, на цифровом индикаторе и мановакуумметре, приведена в табл. 1.1.

 

1.1. Номенклатура параметров, измеряемых мотор-тестером ELKON – S 300

 

Наименование индикатора Наименование параметра Единица измерения
Экран осциллоскопа Первичное напряжение В
Вторичное напряжение кВ
Угол замкнутого состояния контактов преры- вателя град
Снижение (падение) частоты вращения колен- чатого вала при отключении цилиндров (толь- ко для классической системы зажигания) %
Частота вращения коленчатого вала мин-1
Угол опережения зажигания град
Цифровой индикатор Напряжение В
Сила тока А
Ток возбуждения А
Мощность Вт
Сопротивление Ом
Содержание СО % (по объему)
Мановакуум- метр Давление кПа
Потери давления %
Разряжение-давление кПа

 

 

Цифровой прибор (рис. 1.3) питается от аккумуляторной батареи диагно-

стируемого автомобиля через кабели с обозначениями «+» и «-». Измеряемое напряжение через датчики 2 и измерительный зажим с ячейками Холла посту- пает в центральный контур управления 3. Отсюда измерительный сигнал через селекторный контур 4 поступает в контуры измерения напряжения 5, сопротив- ления 6 и тока возбуждения 7, а также в контур регулировки. Контуры измере- ния тока 8, мощности 9 к сигнализации дефекта 10 диода генератора питаются


 

 

Рис. 1.3. Блок-схема цифрового прибора мотор-тестера ELKON – S 300: 1, 2 – датчики, 3 –

контур управления; 4 – селекторный контур; 5 – контур измерения напряжения; 6 – контур измерения сопротивления; 7 – контур измерения тока возбуждения; 8 – контур измерения тока; 9 – контур измерения мощности; 10 – контур проверки диода генератора; 11 – индика- тор; 12 – зонд измерения СО; 13 – контур измерения СО; 14 – цифровой индикатор; 15 – ре- гулятор давления; 16, 17 – соответственно индикаторы падения давления и давления - раз- режения

от токоизмерительного зажима и контура 3. Результаты измерений выдаются на пятиразрядном индикаторе 11.

Сигнал напряжения, пропорционального содержанию СО в отработавших газах, через контур 13 поступает в контур 3. Органы управления мотор- тестером приведены на рис. 4.

Измеритель СО (рис.1. 5)

Это каталитический газоанализатор, работающий по принципу после- дующего сжигания, где газовые горелки P1 и P2 и сопротивления R2 и R5 обра- зуют измерительный мост. Измерительная головка P1 производит сжигание СО, находящегося в выхлопном газе. Тепловая энергия, освобождающаяся в процессе горения, поднимает температуру нити горелки Р1, при этом возраста- ет сопротивление нити, в результате чего в измерительном мосту появляется напряжение, пропорциональное содержанию СО. Потенциометр Р1 служит для калибровки контура, в то время как потенциометр Р2 служит для его обнуле- ния; потенциометр Р3 служит для наладки электрической калибровки.

Проверка измерителя СО

Перед включением производится проверка проходимости входного крана, расположенного на окошке из плексигласа, а также проверяется чистота фильт- рующей бумаги. Загрязненные фильтры должны быть заменены. Кроме этого в контроле нуждается зонд выхлопных газов, который должен систематически


 

Рис. 1.4. Органы управления мотор-тестера ELKON – S 300: 1-5 – кнопки выбора

числа цилиндров двигателя, 6, 7 – кнопки серийного и наложенного первичных изображений,

8, 9 – кнопки серийного изображения с пиковой амплитудой 20 и 40 кВ, 10 – кнопка установ- ки наложенного и растрового изображений и подбора режима измерений разности мощностей цилиндров, 11 – кнопка пуска серий измерений разности мощностей цилиндров, 12–17 – кнопки управления и регулирования осциллоскопа, 18-20 – сигнальные лампочки включения соответствующей шкалы тахометра, 21 – кнопка измерения напряжения на клеммах аккумуля- торной батареи, 22 – кнопка измерения мощности в электрической цепи, 23, 24 – кнопки из- мерения силы тока, 25 – кнопка измерения напряжения в электрической цепи, 26, 27 – кнопки измерения сопротивления, 28 – кнопка измерения при мгновенном (не более 1, 5 с) возбужде- нии генератора, 29 – кнопка фиксации показаний на цифровом индикаторе, 30 – потенциометр установки нуля на индикаторе, 31 – ввод сжатого воздуха с регулируемым давлением, 32, 35 – вход для измерения давления (и разрежения), 33 – регулятор давления сжатого воздуха, 34 –

 

 

прочищаться. Скопившийся конденсат воды, а также возможные грубые за-

грязнения удаляются путем отвинчивания сосудика из плексигласа и опорож-

нения его.


Блок измерения вакуума, давления и потерь давления

Степень износа двигателей транспортных средств в первую очередь мо- жет определяться по степени герметичности цилиндров. Если между отдель- ными цилиндрами многоцилиндровых двигателей имеется различие в степени герметичности, то имеет место снижение мощности. Для измерения степени уплотнения (герметичности) может применяться блок измерения потерь давле- ния.

Принцип действия блока измерения вакуума, давления и потерь давления

С работой аппарата можно ознакомиться на основании блочной схемы,

приводимой ниже (рис. 1.6):

 

 

Рис.1.5. Измеритель СО


 

 

 

Рис. 1.6. Блочная схема работы блока измерения вакуума, давления и потерь давле-

ния: A – вход сетевого сжатого воздуха; В – выход воздуха с регулируемым давлением; С – вход мановакуумметра; D – выход мановакуумметра; 1 – редуктор регулировки давления; 2 – калиброванное отверстие, определяющее количество протекающего воздуха; 3 – прибор из- мерения давления; 4 – быстродействующий разъем, с помощью которого производится под- ключение к подлежащему проверке транспортному средству; 5 – мановакуумметр; 6 – блок, создающий давление и вакуум

 

 

Сжатый сетевой воздух (А) через водяной мешок поступает в оборудова-

ние; редуктор (1) снижает давление поступающего на его вход воздуха с 300 –

800 кПа на 200 кПа. В подлежащий проверке цилиндр двигателя за единицу времени должно поступать определенное количество воздуха, для этого в сис- тему встроено калиброванное отверстие (2).

Через быстродействующий разъем (4) воздух с отрегулированным давле- нием (8) поступает в подлежащий проверке цилиндр. Давление в испытуемом цилиндре из-за утечки воздуха отличается от заданного (200 кПа). Эта разница в процентах считывается по шкале прибора измерения давления (3).

Подлежащее измерению пространство следует подключать между входом (С) и выходом (D) мановакуумметра (5). Если для проведения измерений необ- ходимо создание давления или вакуума, то следует подключить блок (6).

Операционные органы блока и их подключение измерения вакуума, давле-

ния и потерь давления

На приводимом ниже рисунке (рис. 1.7) с обозначением позиций показа-

ны разъемы блока и его операционные органы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.