Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы пожилых и людей старческого возраста






Факторы, влияющие на проблемы психического развития пожилых.

Смена статуса и связанные с ней переживания. Содержа­ние кризиса, целостность против отчаяния.

Перестройка самоотношения. Сохранение идентичности (аккомодация и адаптация). Размышления о смысле жизни и страх смерти. Изменения обшей трудоспособности. Психоло­гическое отношение к болезни.

Переживание старения и приспособление к старости у раз­личных типов людей: конструктивное отношение, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждеб­ности к окружающим, отношение враждебности к самому себе (по Д. Б. Бромлей). Изменение образа жизни и переживаемые проблемы. Одиночество (изоляция и самоизоляция, непони­мание и безразличие окружающих). Психологические усло­вия активного долголетия и здоровья. Проблемы жизнеустрой­ства и возможности выбора. Экзистенциальные проблемы в пожилом возрасте.

Отношение к смерти и поиск смысла жизни. Социальная защита пожилых как условие предупреждения их психологических проблем.

Вопросы к экзамену:

1. Понятие «критический период» в психологии.

2. Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского.

3. Кризис и проблемные жизненные ситуации (общие и от­личительные характеристики).

4. Классификатор психических проблем развития.

5. Понятие кризиса в психосоциальной концепции разви­тия Э. Эриксона.

6. Проблемы развития, обусловленные готовностью роди­телей иметь ребенка.

7. Периоды пренатального развития и возможные пробле­мы в развитии плода.

8. Тератогены и нарушения развития в пренатальный пе­риод.

9. Роды и возможные осложнения в развитии ребенка, выз­ванные родовыми травмами.

10. Основные проблемы, связанные с налаживанием жизне­деятельности ребенка в первый месяц его жизни.

11. Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития.

12. Депривация развития в первый год жизни ребенка.

13. Проблемы психического развития, вызванные несфор-мированностью базового доверия (привязанности) в пер­вые месяцы жизни.

14. Трудности, переживаемые ребенком в разрешении кон­фликта «автономия против стыда и сомнения».

15. Агрессивность детей преддошкольного и дошкольного возраста (причины и подходы к снятию проблемы).

16. Страхи детей в период до года и от 3 до 6 лет.

17. Проблемы, вызванные трудностью адаптациии к новой социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу.

18. Оценочная деятельность взрослых и ее влияние на раз­витие Я-концепции младшего школьника и подростка.

19. Проблемы младших школьников, связанные с освоени­ем нового вида деятельности.

20. Причины и проявления невнимательности и гиперак­тивности в младшем школьном возрасте.

21. Проблемы, вызванные особенностями физического раз­вития в подростковый период.

22. Проблемы взаимоотношений со сверстниками в подро­стковый период.

23. Основные истоки проблем и противоречий подростково­го периода.

24. Факторы, определяющие проблемы развития в юношес­кий период.

25. Проблемы, связанные с профессиональным самоопреде­лением в юношеском возрасте.

2 6. Проблемы, которые вызывает разрешение противоречия «близость против изоляции».

27. Типичные эмоциональные проблемы периода зрелости (первый период).

28. Основные противоречия в период зрелости в теории раз­вития Э. Эриксона.

29. Основные противоречия, которые разрешает человек во второй период зрелости.

30. Проблемы, вызванные ситуацией «опустошенное гнездо».

31. Биографический кризис второго периода зрелости.

32. Проблемы пожилых людей и людей старческого возраста.

Организация самостоятельной работы:

Самостоятельная работа предполагает, что 50% от общего времени обучения по данному курсу студенты занимаются са­мостоятельно. Она включает:

• темы, которые выносятся преподавателем на самостоя­тельное изучение;

• определение графика консультаций;

• определение формы самостоятельной работы;

• типовые задания для самостоятельной работы студентов. Результаты самостоятельных работ студентов системати­чески подвергаются контролю преподавателя.

Самостоятельная работа проводится в различных формах, которые направлены на решение задач обучения данному кур­су, и должна способствовать формированию умений:

• видеть проблему развития в контексте возрастных зако­номерностей развития и его индивидуального своеобра­зия;

• вычленять противоречия, порождающие проблему раз­вития с учетом биологических и социальных факторов;

• использовать знание закономерностей развития для пре­дупреждения и прогнозирования проблем развития че­ловека в том или ином возрасте;

• опознавать проблему в развитии человека по соответ­ствующим паттернам, раскрывать ее динамику (от за­рождения - к кульминации - совладению);

• разрабатывать варианты последствий развития при раз­личных вариантах разрешения / неразрешения проблемы.

Формы организации самостоятельной работы: рефериро­вание и аннотирование научной литературы, решение психо­логических задач, моделирование проблемных ситуаций раз­вития и их анализ по разработанному алгоритму.

Обобщение материала в виде классификационных схем.

Темы заданий для выполнения самостоятельной работы, которые могут быть предложены преподавателем:

• Классификация проблем психического развития.

• Типичность проблем развития в каждый возрастной пе­риод.

• Предупреждение проблем развития ребенка до родов.

• Отчуждение и потребность быть во взаимоотношениях у дошкольника.

• Проблемы младших школьников в связи с насилием в семье.

• Ответственность как условие предупреждения проблем развития подростка.

• Проблема профессионального выбора юношей в услови­ях негарантированной занятости.

• «Нормативные семейные кризисы» и проблемы взаимо­отношений в семье.

• Переживание одиночества в пожилом возрасте и возмож­ности его предупреждения.

Сопровождение и контроль за самостоятельной работой Сопровождение самостоятельной работы магистрантов мо­жет быть организовано в следующих формах:

• согласование индивидуальных планов самостоятельной работы (виды и темы заданий, сроки представления ре­зультатов) в пределах часов, отведенных на самостоя­тельную работу;

• консультации (индивидуальные и групповые) по оказа­нию помощи при разработке плана или программы вы­полнения задания;

• инструктаж по методике выполнения задания;

• промежуточный контроль хода выполнения заданий;

• оценка результатов выполнения заданий.

Литература

Основная литература

Ануфриев И. А., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности

в обучении детей. М., 1997. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-

психологическое консультирование. М., 1990. Краснова О. В., Лидере А. Г. Психология старости и старения:

Хрестоматия. М., 2003.

Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детс­ком возрасте. Прага, 1984.

Мален П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. М., 1982.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблема­ми развития. СПб.: Речь, 2006.

Мухамедрахимов Р. Мать и младенец: психологическое взаи­модействие. СПб.: Речь, 2003..

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Ака­демия, 2000.

Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Пробле­мы становления личности. М., 1994.

ШипицынаЛ. М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Речь, 2001.

Дополнительная литература

БайярдР. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Бертин А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упу­щенных возможностях. СПб., 1992.

ВакинаА. И. и др. Ранняя диагностика — раннее вмешатель­ство. Структура и содержание детей в детском саду. СПб., 1998.

ГодфруаЖ. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 2. М., 1992.

Дети группы риска / Под ред. Г. А. Бордовского. СПб., 1998.

Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ре­бенка. М., 1986.

Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребен­ка. СПб., 1994.

Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психо­логического бессмертия. Вологда, 1995.

Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и пе­диатра. СПб., 1998.

Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 1999.

Развитие личности ребенка / Под ред. Н. М. Фонарева. М.,. 1987.

Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Практическое пособие для родителей. Л., 1981.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Приложение 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ КУРСА

Тема Содержание задания Кол-во баллов
Понятие о проблемах психического развития 1. Сочинение на тему «Кризисы в моей жизни». 2. Составить классификатор проблем психического развития. 3. Составить перечень типичных проблем развития для одного из возрастных периодов.  
Проблемы развития и их обусловлен­ность готов­ностью роди­телей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды. Проблемы раз­вития ребенка 4. Изучить одну из рекомендованных публикаций по вопросу предупреждения проблем развития ребенка до родов, в процессе перинатального развития или родов, составив конспект прочитанной работы. 5. Дать анализ одной из предложенных проблемных ситуаций. 6. Выбрать одну из проблем развития младенца и изучить ее по одной из рекомендованных публикаций, составив конспект прочитанной работы. 7. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития младенца по предложенному плану.  
Тема Содержание задания Кол-во баллов
младенческого (грудного) возраста (1 мес - 1 год) 8. Познакомиться с результатами исследований проблем развития младенца и проанализировать их по предложенному плану  
Проблемы психического развития дошкольника 9. Подготовиться к беседе по самостоятельно изучавшемуся вопросу: отчуждение и потребность быть во взаимоотношениях. 10. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития дошкольника по предложенному плану. 11. Познакомиться с результатами исследований проблем развития дошкольника и проанализировать их по предложенному плану  
Проблемы развития в младшем школьном возрасте 12. Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для младшего школьного возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. 13. Дать анализ одной из проблемных ситуаций развития младшего школьника по предложенному плану  
Проблемы психического развития подростка 14. Подготовить вопрос о формировании ответственности как условии предупреждения проблем развития. Текст для изучения: Алексеева Е. В. Типы ответственности подростка в разрешении жизненных проблем // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы. СПб., 2003. 15. Дать анализ одной из проблем развития подростка по предложенному плану  
Психологи­ческие проблемы развития в юношеский период 16. Изучить проблему «Одиночество в юношеском возрасте». Текст для изучения: Кэрол И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Пок­ровского. М., 1989. С. 384-411. 17. Дать анализ одной из проблем развития в юношеском возрасте по предложенному плану  
Проблемы психического развития в период зрелости 18. Опираясь на таблицу «Нормативные семейные кризисы», проанализировать рассказ Л. Н. Толстого «Семейное счастье» // Толстой Л. Н. Повести. Рассказы. М., 1999. С. 70—145. Необходимо использование терминов, предложенных в таблице, и этапов развития семьи.  
Тема Содержание задания Кол-во баллов
  19. Дать анализ одной из проблем развития в период зрелости по предложенному плану  
Психологи­ческие проблемы пожилых 20. Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для пожилого возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. 21. Проанализировать выделенную проблему по предложен­ному плану  

Примечание: графа 3 запполняется по усмотрению преподавателя

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.