Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический обзор профессиональных выборов выпуск­ников Санкт-Петербурга






По результатам исследований С. Г. Вершловского (Верш-ловский С. Г., ред., 1999, с. 45), при выборе профессии моло­дежь дифференцируется в соответствии со следующими тен­денциями:

1. Юноши значительно больше, чем девушки, ориентиро­ваны на выбор профессий в производственно-техничес­кой сфере, у выпускниц выбор лежит преимущественно в гуманитарной области.

2. Выбор профессии выпускником положительно коррели­рует с профессией его родителей.

3. Выпускники частных школ, гимназий ориентированы на карьеру в гуманитарной и финансово-экономической сфере.

4. Характер профессиональных ориентации старшекласс­ников, заканчивающих различные учебные учреждения, существенно отличается: есть школы, выпускники кото­рых только в 5% случаев выбирают производственно-тех­нические профессии, в некоторых — это число составля­ет до 50%; в ряде школ профессиональная ориентация выпускников отличается разнонаправленностью.

Кроме того, в исследовании С. Г. Вершловского было пока­зано, что зачастую существует противоречие между ориента­цией на будущее как возрастной характеристикой и страхом перед будущим, боязнью его неопределенности.

Профессиональные планы выпускников нового тысячелетия

Данные взяты из статьи А. А. Азбель «Как помочь совре­менному подростку выбрать профессию» в кн.: «Психология современного подростка». СПб., 2005. С. 339.

Профессиональные планы выпускников средних школ ме­гаполисов России (Москва, Санкт-Петербург) таковы. В 75, 7%

случаев они намерены продолжать обучение, при этом 84, 4% из них хотят обучаться в вузе. Такой вариант, как «армия пос­ле школы», даже не рассматривается. В первые несколько месяцев после окончания школы личные планы части выпуск­ников корректируются: 88% юношей поступают на дневную форму обучения (из них 67% — в вузы), остальные либо рабо­тают, либо совмещают работу и учебу, либо не работают и не учатся. Складывающаяся ситуация выступает следствием пе­реполненности рынка труда молодым поколением. Рынок не в состоянии предоставить молодежи возможность реализовать важнейшие жизненные ценности труда в традиционной моде­ли. И многократное получение образования, и совершенство­вание в профессиональной области — это удлинение периода инфантильности для самих молодых людей, а для общества — снятие излишнего давления молодежи на рынок труда.

Иерархию профессий, выстроенную выпускниками сред­них школ Москвы, возглавляют два блока. В первый блок вхо­дят такие специальности, как юрист, программист, бизнесмен и банковский работник, т. е. наверху «пирамиды» оказались профессии, требующие весьма высокой квалификации и соот­ветствующего образования. Часть из них стали популярны только в последние годы, по мере перехода общества к рыноч­ной экономике. Во втором блоке оказались: переводчик с ино­странного языка, летчик, секретарь-референт с работой на компьютере, артист, научный работник-экономист. Большин­ство из этих профессий обязаны своим «верхним» положени­ем конъюнктуре сегодняшнего рынка труда. Например, в спе­циальности «ученый-экономист» молодежь скорее привлекает не научная деятельность, а деятельность, позволяющая, по мнению респондентов, зарабатывать деньги. Низкой привле­кательностью обладают рабочие специальности и профессии умственного труда.

8.2. ИДЕНТИФИКАЦИИ И СМЕШЕНИЕ РОЛЕЙ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Идентичность рассматривается как осознание своего тож­дества с другими и самим собой в силу определенного взаимо­действия с социумом, из которого она приобретает нечто, со­храняя при этом свою уникальность.

Э. Эриксон определяет идентичность как заряжающее че­ловека психической энергией субъективное чувство непрерыв­ной самотождественности.

Основными составляющими чувства идентичности, по Э. Эриксону, являются: временная перспектива (противополож­ность — временная диффузия), уверенность в себе (противопо­ложность — апатия), экспериментирование с ролями (противо­положность — негативная идентичность), предвосхищение успеха (противоположность — паралич трудовой деятельнос­ти), половая идентичность (противоположность — бисексуаль­ная диффузность), лидерская поляризация (противополож­ность — диффузия власти), идеологическая поляризация (противоположность — диффузность идеалов). Каждое из этих свойств, составляющих идентичность, либо способствует пози­тивному развитию, либо, при противоположной характеристи­ке, создает проблему развития: бисексуальная диффузность, диффузия власти, диффузность идеалов и т. п.

В понимании сущности идентичности Э. Эриксоном подчер­кивается три ее признака:

1) восприятие себя «внутренне тождественным самому себе»;

2) «тождественность» и «целостность» в индивидууме при­знается и значимыми другими;

3) наличие уверенности в том, что внешние и внутренние планы этой целостности согласуются.

Структура личности, по Э. Эриксону, включает:

1) Я-идентичность (осознание себя неизменным в про­странстве и времени), другими словами — эго-идентич-ность, совокупность представлений о себе, дающих воз­можность чувствовать свою уникальность;

2) групповую идентичность;

3) психосоциальную идентичность (значимость бытия с точки зрения общества), имеющую два сечения: положи­тельная идентичность предполагает образ того, каким человек должен стать, а отрицательная — каким чело­век не должен стать. В связи с взаимопереходами и вза­имозаменами этих сечений происходит формирование обновленной идентичности.

Сформировавшаяся идентичность характеризуется опреде­ленным временем (периодом жизни), местом в социуме и от­ношением к окружающим.

Процесс становления идентичности описан Э. Эриксоном как разрешение кризисов на каждой стадии развития, кото­рое приводит к обретению новой идентичности.

Кризис идентичности в юношеском возрасте — период вре­мени, в течение которого молодой человек или девушка напря­женно решает такие вопросы, как: «Что я собой представляю? », «Куда я иду?» Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о своей собственной социальной роли, и они строят предположе­ния о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуа­ции.

Проблемы становления идентичности вызываются проти­воречиями между:

• полным отождествлением себя с определенной группой, с конкретным человеком и самоутратой (потерей соб­ственного «Я», своей индивидуальности) на фоне глубин­ного стремления к самосохранению, самоуважению. Разновидность этого противоречия — «предупредитель-

ность» — самоотождествление с ожиданиями других людей33;

• жесткой целенаправленностью воздействий в процессе воспитания, передачи культурных традиций и ценнос­тей и естественным процессом полоролевой, личностной, этнической идентификации;

• плохим знанием себя и потребностью в самоутвержде­нии, самоопределении.

Последствия неразрешенных проблем становления идентичности:

• трудности в социальной адаптации;

• потеря целостности Я—концепции и, как следствие, не­уверенность в себе, сверхзастенчивость;

• переживание одиночества при потере тождественности со значимыми другими.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.