Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несформированность умения проявлять свои чувства в общении со сверстникми






Каждый день он выбегал из школы пораньше, прятался за колонну и при виде меня выскакивал с воплем: «Хромо­ножка!» Я изо всех сил давала ему портфелем по голове. Он шатался от удара, а я гордо удалялась к дому. Назавтра все повторялось. Я никогда не жаловалась, но однажды раскро-вавила ему физиономию. Его отвели в медпункт, а мне в тет­ради написали: «Безобразно избила мальчика».

...Мы встретились через много лет в автобусе, я уже за­мужняя женщина с детьми.

— А я вот в Америку уезжаю. Навсегда. Зачем ты замуж вышла? Я тебя любил всю жизнь, с первого сентября перво-

го класса, — сказал он, и я чуть не заплакала и чуть снова не треснула его сумкой по голове.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 15.

Данные исследований

Наблюдение за процессом социально-психологической адаптации учащихся первых классов (Александровская Э. М., 1988) показало, что «приспособление к школе протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости».

Оценка адаптации осуществлялась по семи шкалам:

• эффективность учебной деятельности (1 — учебная ак­тивность, 2 — успеваемость);

• усвоение школьных норм поведения (3 — поведение на уроке, 4 — поведение на перемене);

• успешность социальных контактов (5 — взаимоотноше­ния с одноклассниками, 6 — отношение к учению);

• 7 — эмоциональное благополучие.

По суммарному показателю схемы наблюдения за процес­сом адаптации Л. В. Замулиной (2005) были выделены три группы учащихся:

Группа 1: большинство детей (56%) адаптируются к школе в течение двух месяцев. На фоне хорошего настроения неко­торые ученики обнаруживают временные трудности (ограни­ченные сроком 2 месяца) в приобретении социальных контак­тов, выполнении правил поведения.

Группа 2: дети с неустойчивой адаптацией (30% учащих­ся). Характеризуется более длительным периодом проявления неблагоприятных форм поведения и низким уровнем разви­тия познавательных интересов. Основные нарушения касают­ся сферы учебной деятельности, они носят кратковременный характер и находят отражение в предпочтении игровой дея­тельности. В ряде случаев низкий уровень овладения школь­ной программой сопровождается трудностями во взаимоотно-

шениях и с учителем, и с одноклассниками. Изменение пове­денческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, значения которого не достигают высокого уровня.

Группа 3: дети с нарушением нормальных форм социаль­но-психологической адаптации, проявляющимся в ограниче­нии способности справляться со своими учебными и соци­альными функциями, в негативных формах поведения, проявлении отрицательных эмоций (14% учащихся). У мно­гих детей этой группы слабо выражена учебная активность. Школьная успеваемость в данном случае является вторичным показателем их дезадаптации.

6.3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ

(Страхи школы, учителя, вызова к доске,

контрольных работ, наказания, тревожность,

плохое настроение, агрессия)

Эмоциональное неблагополучие детей младшего школь­ного возраста, как правило, является следствием особенно­стей развития эмоциональной сферы ребенка в предыдущие периоды развития (подробнее см. соответствующие разде­лы глав 4, 5).

Последствия длительных отрицательных эмоциональных переживаний:

• страх;

• лживость;

• переживание незащищенности и одиночества (дети, ко­торых бьют родители, выбирают такие стратегии адап­тации к жизни, как: «остаюсь сам, один», «прошу про­щения», «говорю с кем-нибудь», «кусаю ногти, ломаю пальцы», «молюсь» и др.).

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.