Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факт десятый. Жиль де Рэ – авторитетный деятель, осужденный и казненный по стандартному для того времени обвинению в ереси.






А теперь предлагаю поразмыслить, каким образом можно увязать эти факты с официальной версией, и рассмотреть несколько теорий. На всякий случай, “теории” – это чьи-либо мнения, иногда даже обоснованные, “чьи-либо” – тех, кто хочет извлечь из этого выгоду, а “выгода” – все, что призвано доставить человеку удовольствие, в том числе замок Сент-Этьен де Мальмор.

Теория первая. Жиль де Рэ – алхимик, что для его времени является аморально-противоправным деянием. Да, это правда (смотри факт седьмой). Но если в Средние века наука воспринималась как бедствие, то именно такие “злоумышленники”, как господин де Рэ, двигали ее вперед. И хотя по законам того времени это считалось преступлением, определенную, пусть и незначительную заслугу барона не хотелось бы оставлять без внимания.

Теория вторая. Жиль де Рэ – еретик, не раз вступавший в конфликт с церковью, не церемонившийся с ее представителями и не желавший делать ей никакие уступки. И снова мы заключаем, что это правда, – женитьба, избиение ле Феррона, поведение в суде – во всех этих случаях Жиль был неправ и вел себя излишне агрессивно. Но позвольте:

“На первый взгляд, Жиль де Рэ мог поставить себя выше судей. Но его суеверная и набожная натура, которая, несмотря на все преступле­ния и сатанинские опыты, давала о себе знать, не выдержала.” [34]

“Жиль был безропотен, покорен судьбе; у судей он попросил прощения за свои оскорбления, пла­кал. < …>. На коленях, в слезах, «жалобно стеная», он молил вернуть его в лоно Церкви. Судьи, уже простившие его оскорбления, удовлетворили и эту просьбу.” [35]

“Хоть он и заклинал демона, ожидая от него восстановления своего богатства, но по наивности оставался доб­рым и благочестивым христианином до самой смерти. Менее чем за месяц до кончины, будучи еще на свободе, он исповедался и причастился. Даже в тот момент он еще пробуждал покорность; в церкви Машекуля простой народ расступился, освобождая место для сеньора. Жиль попросил бед­няков остаться рядом с ним. Видимо, в это время страх нередко хватает его за горло, он хочет отречься от своих кровавых оргий, поэтому решает уехать в дальние края, чтобы проливать слезы пред Гробом Господним в Иерусалиме.” [36]

“…”невероятная” просьба преступника состояла в том, чтобы к месту казни его сопровождала процессия, устроенная самим епископом и при­служниками из его храма, чтобы в процессии этой шел весь народ и мо­лился Богу за него и его сообщников, которые погибнут вслед за ним.” [37]

Как это понимать? Предположу, на мой взгляд, наиболее правдоподобную версию. В то время церковь являлась институтом скорее политическим, нежели религиозным. И воспринималась она многими именно как субъект политических отношений. А теперь вспомним факт второй и почувствуем наконец элементы логики. Жиль вел себя с церковью равно как и со всеми остальными: поступаешь хорошо – молодец, нет – тюрьма вниз по лестнице и направо. И так бы на его месте поступал любой аристократ того времени. Вместе с тем это абсолютно не мешало ему оставаться верующим, возводить храмы и периодически молиться. Было бы неправильно отождествлять церковь и веру. Первая еще не отмыла руки от крови Жанны; вторая живет в душе. Пусть Жиль еретик, но тогда я буду настаивать, что он верующий еретик.

Теория третья. Жиль де Рэ – сатанист и демонопоклонник. Как бы странно это ни звучало, но опять правда. В таком случае, я хотел бы знать, где здесь скрыто зло. Во-первых, смею утверждать: попытка наладить контакт с виртуальными друзьями во времена Средневековья являлась не более чем универсальной путевкой на костер (смотри факт десятый). Во-вторых, даже если это так, все равно Жиля нельзя считать полноправным поклонником сатанизма. Он не проникся этой идеологией, а лишь использовал отдельные ее элементы. Да, бесспорно вызывают возмущение " издержки", связанные с подобным умопомрачением; но это уже следующий пункт нашего обвинения. Что же касается идеологической составляющей, то пусть Жиль сатанист и демонопоклонник, но тогда я буду настаивать, что он безыдейный сатанист и демонопоклонник.

Теория четвертая. Жиль де Рэ - серийный маньяк. А вот здесь я уже готов поспорить. Действительно ли масштабы его преступлений так велики?

Версия первая: все началось еще во времена войны. Долго дремавший монстр наконец нашел себе раздолье, а права, данные монстру, сломали последние барьеры, так долго сдерживавшие его ненависть. Но:

“Впрочем, нет никаких доказательств того, что Жиль принимал участие в настоящей резне. Нам известно лишь, что в Люде он настаивал на повешении пленников французского происхождения, сражавшихся на стороне англичан и считавшихся изменниками родины. Возможно, другие капитаны, которые больше пеклись о деньгах, предпочли бы получить за них выкуп. Жиль и сам по-своему ценил деньги, однако ему не захотелось публично признавать это.” [38]

Нестыковочка. Кажется, беспорядочные убийства и казнь предателей имеют несколько небольших различий, неправда? В пылу битвы Жиль действительно свирепствовал и, вероятно, спровоцировал уйму нелестных отзывов о своей ярости, но разве это дает нам право говорить о нем как о закоренелом садисте? Да, гипотеза не лишена рациональности, но это не более, чем гипотеза.

Версия вторая. Все началось со смертью де Краона, в 1432. Мол, дед был сильным сдерживающим фактором для молодого маньяка и хоть как-то контролировал его порывы. Эту версию я бы назвал полным абсурдом, если бы ее не подтвердил сам Жиль. Во-первых, у того же Батая мы видим, что самое раннее заявление о пропаже детей датировано 1438 годом. Обнаружить неладное только на шестой год? Во-вторых, думается, у Жиля было множество возможностей и причин игнорировать авторитет деда, тем более, что тот, как известно, лишил его наследства. Вряд ли он мог рассчитывать на восстановление отношений – зачем же позволял деду продолжать управлять собой? Последний аргумент – именно эту дату называл Жиль на допросе. Минутка арифметики: по его версии, было убито около 800 детей, по версии свидетелей – 150. Поделив 800 на 9 лет, получим около 89 ребенка в год. Поделив 150 на 89 получим следующую версию:

Версия третья. Все началось с приходом Прелати, в 1439. Эврика! Никаких противоречий. Вполне закономерно предположить, что товарищ Франческо, желая как можно дольше оставаться нераскрытым, стремился поставить перед Жилем невыполнимые условия. Прелати не учел одного: перед ним оказался как-никак богатейший человек Франции. Любой материальный каприз исполнялся сиюминутно. Что оставалось делать? Надавить на мораль, заставить пойти против себя, сподвигнуть на такую мерзость, от которой волосы встанут дыбом. Прелати снова не учел одного: перед ним оказался Жиль де Рэ.

И вот мы уже добились значительных успехов: срок совершения убийств уменьшен вчетверо. Теперь предлагаю обсудить их количество.

Теория пятая, она же последняя и самая страшная. Жиль де Рэ – кровожадный детоубийца. Как известно, суд долго искал оптимальное количество и в конце концов признал им цифру 150. Сомневаюсь, что кому-то из участников того процесса доводилось решать задачки на оптимизацию. Иначе он бы знал, что существует и альтернатива в виде точки 0.

К сожалению, представить в этой работе в полном объеме материалы следствия ввиду их громадного объема представляется невозможным. Интересующийся читатель сможет найти их в уже примелькавшейся книжке Жоржа Батая, чего я ему искренне не советую. Мягко говоря, не самое приятное чтиво. Поэтому вкратце перескажу, в чем суть дела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.