Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выход на сцену






“Eclipsing violent centuries,
Like a dark scar over France,
Enter the nascent Gilles de Rais.
A warrior and a scholar,
He fought for Joan of Arc,
Before she met with martyrdom in flames”. [2]
Cradle of Filth, “Shat out of Hell”

Итак, дорогой читатель, перенесемся во Францию в далекий XV век. Это совсем не та Франция с ее великолепными произведениями искусства, утонченной культурой, богатыми традициями, какой мы привыкли ее знать. Язык XV века – это сила, цель – власть, лейтмотив – интриги, эпидемии, насилия и войны. Страной правит Карл VI, страдающий от психического расстройства. Безумие правителя только подливает масла в огонь междоусобных воин. Основные силы сосредотачиваются вокруг Людовика Орлеанского, брата короля, и Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского, – участника крестового похода против турок, имевшего обширные владения и пользовавшегося огромной популярностью среди парижан. В конечном итоге Людовик погибает от рук людей Иоанна, что дает начало к серии гражданских войн между бургиньонами и арманьяками – клиентелой убитого герцога, сплотившейся вокруг Бертрана Арманьяка. Помимо всего вышесказанного, страну уже три четверти столетия будоражит от войны с Англией. И под этот аккомпанемент на сцене появляется фигура Жиля де Рэ. (см. приложение 1)

Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Рэ, граф де Бриен, сеньор д'Ингран и де Шамптус родился осенью 1404 года в Черной башне родового замка Машекуль на берегу Луары. Изрядно поплутав по лабиринту генеалогических связей аристократической Франции, я все же нашел дверь с нужной табличкой[3]. Родители Жиля были представителями богатейших и образованнейших родов Франции: де Краон и Монморанси-Лаваль. К слову, среди предков нашего героя значатся двенадцать маршалов Франции и шесть коннетаблей[4]. Отец, Ги де Лаваль, был приемным сыном и богатым наследником Жанны Мудрой, ради состояния которой отказался от титула и герба Лавалей и взял фамилию де Рэ. Между ними была заключена своего рода “сделка”. Правда, в один прекрасный момент Жанна отказалась от своей затеи и передала наследство Катрин де Машекуль, вдове Пьера де Краона. Безусловно, Ги не мог смириться с этой вопиющей несправедливостью и женился на Мари де Краон. Вспомнив, что предложением ранее мы уже видели такую фамилию, сделаем правильный вывод. Мари – внучка Пьера де Краона.

В семье родилось двое мальчиков – Жиль и Рене. Родители с ранних лет прививали детям интерес к знаниям. Братья изучали латынь и греческий, гуманитарные науки; обожали читать. Любовь к литературе Жиль де Рэ питал до конца своей жизни и впоследствии тратил баснословные деньги на коллекционирование книг.

1415 год становится определяющим в судьбе нашего героя. В битве при Азенкуре погибает Амари де Краон – дядя Жиля. Затем друг за другом умирают мать с отцом, и мальчик становится круглым сиротой. Его берет на попечение Жан де Краон (и снова знакомая фамилия), но не стоит снимать шляпу перед заботливым дедушкой. Безусловно, он любил своего внука, однако в этом случае опытный политик руководствовался определенно иными намерениями. Дело в том, что у де Краона после гибели Амари не оставалось потомков, и после его смерти имущество перешло бы государству. Судя по всему, Жан не был до такой степени патриотом, поэтому и взял мальчика к себе.[5] Как бы то ни было, за годы, проведенные у деда, Жиль сполна освоил военное искусство, и, надо сказать, махать мечом у него получалось куда лучше, чем цитировать Макиавелли. Но самым главным уроком, который преподал ему де Краон, был тот, что Жан стоял над законом и позволял себе очень многое. Именно в эти годы, по словам самого де Рэ, у него и появилась привычка вести вольготный образ жизни, что впоследствии доставило ему немало хлопот.

Как только мальчику исполнилось 13, дед с невообразимым энтузиазмом начал подыскивать ему супругу. Вы скажете, за два года они успели порядком насладиться обществом друг друга. Но нет, дедушка просто желал слегка обогатиться. Первой избранницей деда стала Жанна Пейнель, дочь лорда де Хамбье Нормандского. Но эта идея почему-то не понравилась Парламенту Парижа, который запретил брак до наступления совершеннолетия Жанны. Де Краон был не из терпеливых и уже через 10 месяцев объявил о помолвке Жиля с Беатрис де Роан, племянницей герцога Бургундского[6]. Но и это брак был сорван. Затем неугомонный Жан снова попытался организовать бракосочетание для Жиля. На этот раз с кузиной юноши - Катрин де Труа. Брак между родственниками не одобрялся церковью, но Жиль, как настоящий мужчина, решил проблему, выкрав кузину, прихватив заодно и трех заложников, среди которых был ее дядя. После длительных переговоров в 1420 году заложники были выпущены, а брак признан церковью. Дядя Катрин вскоре после освобождения умер из-за длительного пребывания в подземельях; остальные заложники до конца жизни так полностью и не оправились. Именно в качестве приданого Катрин к Жилю перешел замок Тиффож, впоследствии сыгравший значительную роль во всей этой истории.

О судьбоносной роли Жана де Краона можно судить и по следующей истории. Беатриса де Монжан – мать Катрин – отдав должное своему вдовству, спустя некоторое время повторно вышла замуж за Жака Мешена. Если он не страдал от безумной любви, то, думается мне, не раз об этом пожалел. Потому что знакомство с тандемом Краона-Лаваля редко приносило удовольствие кому-либо помимо их самих. Беатрисе, взятой в плен, вежливо намекнули: из наследства дочери ее в лучшем случае ожидают мешок и река, а точнее, определенный способ их совместной эксплуатации. Мешен отправил трех посланников для переговоров, чем обеспечил одному (своему брату!) – смерть, двум другим – массу впечатлений, а себе – дополнительные издержки на выкуп этой троицы. Когда досадные недоразумения были улажены, дружная семья отправилась в суд, где Беатрисе и Мешену были предоставлены на выбор два замка: Тиффож или Пузож. К сожалению, их решение осталось для нас тайной, потому что оба имения забрал Жиль. Возмущенный этой дерзостью, в Пузож отправился глава парламента. После того, как его избили люди де Краона, он совладал с приступом альтруизма и ограничился штрафом за оскорбление величия. Финальным аккордом во всей этой истории является тот факт, что на момент смерти Жиля этот штраф так и не был уплачен.

Теперь предлагаю ненадолго оторваться от сей увлекательной истории и вернуться к проблематике исследования. Как вы помните, мы составляем образ. Каковы же его первые черты?

Факт первый. Жиль де Рэ – сирота, в течение года потерявший обоих родителей и вынужденный формировать свои взгляды и свой менталитет в обществе деспотичного деда. Результатом этого сожительства стали эгоистичность, неумеренная жадность, циничность, грубость и жестокость, с ранних лет культивировавшиеся в семье и постепенно проникшие в характер ребенка.

Факт второй. Жиль де Рэ – человек эпохи Средневековья, времени, когда все вопросы было принято решать с помощью насилия, а грабеж и убийство являлись обыденными явлениями. Договариваться было бессмысленно; единственным способом лоббирования собственных взглядов была демонстрация силы и решимости.

Итог первой главы подведет Чарльз Маккей: “Он был ближайшим родственником семейств Монморанси, Ронси и Краон; он владел пятнадцатью великолепными поместьями, а его годовой доход составлял около трехсот тысяч ливров. Кроме того он был красив, образован и отважен. Но стиль его жизни был экстравагантным и изумительным, и с самой ранней юности он привык к удовлетворению любых своих желаний и страстей, и именно это – от греха к греху и от преступления к преступлению – в конце концов, привело его к тому, что в списках человеческих пороков не найдется имени чернее, чем его.” [7]

“Perverse, seductive, cruel as sin,
An egotist, he mourned
Both war and glory, schooled to win
Whatever bored imagination spawned”. [8]

Cradle of Filth, “Shat out of Hell”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.