Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студеникин М.С Сурков Н.С.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Дисциплины: «Информационные системы и технологии»

тема: « Учет денежных средств. »

Выполнил: студент группы 22/И12 Проверил: преподаватель

Студеникин М.С Сурков Н.С.

Оглавление

 

1. Теоритическая часть. 3

1.1 Введение. 3

1.2 Порядок ведения кассовых операций. 4

1.3 Первичная документация кассовых операций. 5

1.4 Учет кассовых операций. 6

1.5 Виды банковских счетов. 9

1.6 Формы безналичных расчетов. 11

1.7 Форма расчета по инкассо (платежными требованиями-поручениями). 14

1.8 Учет операций по расчетному, валютному и другим счетам банка. 17

1.9 Учет операций на валютных счетах. 18

1.10 Учет операций на специальных счетах. 19

1.11 Учет денежных переводов пути. 20

1.12 Инвентаризация денежных средств и порядок отражения ее в бухучете. 21

1.13 Инвентаризация денежных средств на банковских счетах. 22

2.Практическая часть. 23

2.1 Оформление операций с денежными средствами. 23

2.2 Настройка параметров учета. 24

2.3 Настройки прав доступа пользователей к данным.. 25

2.4 Контроль запланированных и фактических денежных потоков. 26

2.5 Отчетность по денежным средствам.. 27

2.6 Учет выпуска продукции. 29

3.Заключение. 30

Список используемой литературы.. 31

 

 

1. Теоритическая часть

1.1 Введение

 

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

В процессе своей деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты как внутри организации (расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям), так и вне ее (расчеты с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплата налогов, получение выручки за реализованную продукцию от покупателей и др.).

В соответствии с законодательством РФ платежи между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ведутся путем наличных и безналичных расчетов. В случаях, установленных законодательством РФ расчеты могут производиться в иностранной валюте.

Основной формой денежных расчетов являются безналичные, осуществляемые путем перечисления денег со счета плательщика на счет продавца. Все безналичные расчеты осуществляются через банк или через какое-либо другое кредитное учреждение, имеющее на это правомочия (лицензию).

 

1.2 Порядок ведения кассовых операций

Основными нормативными документами, регламентирующими ведение кассовых операций являются:

1. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.97 г. № 14-П в редакции от 22.01.99 г. № 488-У

2. Порядок ведения кассовых операций в РФ от 22.09.93 г. № 40

3. ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ

4. Положение о безналичных расчетах в РФ от 09.07.97 № 14 с изменениями

5. ФЗ «О валютном регулировании и контроле» от 09.10.92 г. № 3615-1 (с изменениями и дополнениями) и др.

Порядок ведения кассовых операций, в частности, предусматривает:

· Наличие кассы и ведение кассовой книги

· Хранение свободных денежных средств в банках

· Расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке

· Хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов

Каждое предприятие имеет кассу для хранения и работы с наличностью и денежными документами (вексельными марками, оплаченными билетами, путевками, акциями, облигациями и др.). Касса должна быть соответствующим образом оборудована: наличие сейфа и охранной сигнализации.

В кассе на конец дня может оставаться сумма лишь в размере лимита, ежегодного устанавливаемого обслуживающим банком по согласованию с организацией. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация должна представить в обслуживающий банк расчет по установленной форме № 0408020, где используются показатели наличной выручки и расхода. Если организация не предоставила расчет, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк наличность – сверхлимитной.

В течение трех рабочих дней в кассе может оставаться сумма большая, чем лимит, но только лишь в случае выплаты заработной платы, пособий или стипендий.

При расчетах с покупателями и поставщиками организации должны соблюдать установленный предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами в размере 60000 руб. по одной сделке (установлен Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 г. № 1050-У). Одной сделкой считаются все наличные расчеты в рамках одного договора.

Если предприятие осуществляет продажу продукции, товаров населению, то оно использует контрольно-кассовые машины и ведет учет поступающей выручки за каждый день в книге кассира-операциониста.

Кассир – материально-ответственное лицо (МОЛ), между кассиром и администрацией обязательно заключается договор. В малых предприятиях функции кассира могут быть переданы главному бухгалтеру либо любому другому лицу, уполномоченному руководителем.

 

 

1.3 Первичная документация кассовых операций

1. Приходный кассовый ордер – форма № КО-1, при поступлении денег в кассу его заполняет бухгалтер, подписывается главным бухгалтером и кассиром.

2. Расходный кассовый ордер – форма № КО-2, заполняется при выдаче денег из кассы, при разовой выдаче денег, при выдаче заработной платы деньги выдаются по списочной ведомости.

3. Кассовая книга – форма № КО-4, в ней отражаются все операции по кассе, может вестись как в ручную, так и автоматически. На каждый день делается 2 распечатки или 2 экземпляра: 1-ый отправляется в бухгалтерию, 2-ой – отчет кассира.

4. Расчетно-платежная ведомость – по ней выплачивается заработная плата, в расчетно-платежной ведомости ведется расчет всех удержаний, вычетов из заработной платы, а в платежной ведомости только графы «ФИО», «Сумма к выдаче» «Подпись».

5. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров – форма № КО-3.

 

 

1.4 Учет кассовых операций

Порядок ведения кассовых операций предусматривает:

· оформление первичных документов по приходу и расходу

· регистрация первичных документов в журнале регистрации

· записи в кассовую книгу (под копирку в двух экземплярах), ежедневное подведение остатка по кассовой книге

· сдача в бухгалтерию отчета кассира (второй экземпляр кассовой книги) с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге

Для учета кассовых операций открывается счет 50 «Касса».

Счет 50: активный, сальдо – всегда дебетовое, показывает наличие суммы свободных денег в организации на начало месяца; по дебету счета отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу, по кредиту счета происходит выдача, расход наличных денежных средств и денежных документов из кассы.

К счету 50 могут быть открыты соответствующие субсчета


При журнально-ордерной форме учета кассовые операции, записанные по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере № 1. Обороты по дебету счета записываются в разных журналах-ордерах и контролируются ведомостью № 1. Основанием для заполнения журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 служат отчеты кассира. Для каждого отчета кассира отводится одна строка.

В кассе организации могут храниться не только наличные денежные средства, но и ценные бумаги, денежные документы, бланки строгой отчетности.

К денежным документам относятся:


· марки госпошлины

· вексельные марки

· подакцизные марки

· авиабилеты оплаченные

· проездные билеты

· оплаченные путевки в дома отдыха.


Бланки строгой отчетности, хранящиеся также в кассе, учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности»:


· трудовые книжки и вкладные листы к ним

· квитанции путевых листов автотранспорта

· приходные и расходные кассовые ордера

· кассовая книга

· ведомости принятия выручки от продавца

· квитанция на принятие выручки от продавца.


Аналитический учет денежных документов ведется в кассе по их видам в книге движения денежных документов. И поступление и выдача денежных документов из кассы оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами. Отчет по поступившим и выбывшим документам один-два раза в месяц составляется кассиром в кассовой книге, где для этого относится определенная зона.

 

 

N п/п Содержание операции Корр. Счета
Дебет Кредит

 

I. Поступление наличных денежных средств в кассу
1. От реализации продукции работ, услуг   90, 62, 76
2. От реализации внеоборотных активов и прочего имущества   91, 62, 76
3. С расчетного, валютного и специальных счетов   51, 52, 55
4. Возврат наличных денег в кассу:
4.1. Ранее выданных авансов поставщикам и подрядчикам    
4.2. Излишне выплаченной заработной платы    
4.3. Неизрасходованных подотчетных сумм    
5. Погашение задолженности по:
5.1. Материальному ущербу    
5.2. Вкладам в уставный капитал    
5.3. Дебиторской задолженности дочерних организаций, структурных подразделений     76, 79
6. Поступление процентов по векселям    

 

 

N п/п Содержание операции Корр. Счета
Дебет Кредит

 

7. Получение займа наличными   66, 67
8. Возвращен работником займ и проценты по нему    
9. Поступление средств целевого финансирования    
II. Расходование наличных денежных средств из кассы
1. Произведена оплата из кассы:
1.1. Задолженности по оборудованию, требующему монтажа    
1.2. Приобретения основных средств и нематериальных активов    
1.3. Приобретения материалов    
1.4. Закупки товаров за наличные    
1.5. Расходов основного и вспомогательного производств 20, 23  
1.6. Расходов общепроизводственного и общехозяйственного назначения, а также обслуживающих хозяйств   25, 26, 29  
1.7. Коммерческих расходов и расходов по реализации продукции    
2. Сданы из кассы:
2.1. Сверхлимитный остаток свободных денежных средств 51, 52  
2.2. Выручка инкассаторам    
3. Оплачено наличными:
3.1. Приобретение ценных бумаг, депозитных сертификатов, иных финансовых вложений (предоставление займов наличными другим организациям)    
3.2. В погашение задолженности поставщикам    
3.3. В погашение задолженности по кредитным и заемным обязательствам 66, 67  
4. Выданы из кассы наличные денежные средства:
4.1. На выплату заработной платы работникам предприятия    
4.2. Под отчет на хозяйственные и командировочные расходы    
4.3. В займы работникам    
4.4. Начисленные дивиденды учредителям (сторонним работникам)    
4.5. Начисленные дивиденды собственным работникам    
4.6. По исполнительным листам и депонированная заработная плата    
4.7. Дотации и единовременные пособия по случаю рождения ребенка и др.    

1.5 Виды банковских счетов

Юридические лица имеют право открывать в банках различные счета, основанием для открытия счета в банке является «Договор банковского счета», заключаемый между банком и его клиентом. Предприятие имеет право открывать следующие счета:


1. расчетный (текущий) счет

2. депозитный счет

3. аккредитивный счет

4. валютный счет

5. ссудный счет

6. другие специальные счета (бюджетный, по капитальным вложениям и др.)


Расчетный (текущий) счет. С 1994 г. организации имеют право открывать счета в любом банке и могут иметь несколько расчетных счетов. Иностранные юридические лица, т.е. нерезиденты могут открывать рублевые счета по месту нахождения их представительств.

Текущие счета открываются в случаях, когда происходит обособление каких-либо операций (валютные счета, ссудные счета, счета по средствам целевого назначения и др.). Такие счета открывают бюджетным и общественным организациям

Для открытия счета предприятие предоставляет в банк:

1. заявление на открытие счета

2. документ о законности образования предприятия (решение учредителей)

3. устав предприятия (копия, заверенная нотариально)

4. справку о регистрации предприятия

5. справку налоговой инспекции о постановке на учет

6. карточку с образцами подписи и оттиском печати (два экземпляра)

Счет открывается по решению управляющего банком. При этом главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет гербовой печатью.

С расчетного счета оплачиваются все обязательства предприятия, все его расходы и любые другие поручения. С расчетного счета банк выдает деньги на заработную плату и на текущие расходы.

Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором оговаривается:


1. стоимость открытия расчетного счета

2. стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию

3. стоимость наличного обращения

4. проценты, выплачиваемые клиенту за средства на счетах


Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании следующих документов: объявления на взнос наличными, чека денежного, платежного поручения, расчетного чека, платежного требования-поручения.

Все операции по списанию денег с расчетного счета банк осуществляет на основании письменных распоряжений владельца расчетного счета, исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению государственного арбитража, народного суда, а также налоговых и финансовых органов:


· платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет

· платежи, не внесенные в срок во внебюджетные фонды

· платежи за таможенные процедуры

· платежи по различным исполнительным документам

· суммы, которые оговорены в договоре банковского счета.


В безакцептном порядке, т.е. без согласия клиента, банк оплачивает счета по энергоснабжению, по водоснабжению и т.д.

Если на расчетном счете предприятия есть денежные средства, то все платежи осуществляются по очереди, в порядке поступления денежных документов. Если у предприятия на расчетном счете денежных средств недостаточно для оплаты всех счетов, то ГК установил жесткую очередность платежей:

1. исполнительные документы по возмещению вреда и о взыскании алиментов

2. по исполнительным документам на выплату выходных пособий и по оплате труда

3. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды

4. в порядке календарной очередности поступления платежей.

Текущий счет имеет тоже назначение, что и расчетный. Текущий счет открывается организацией, не обладающей признаками, необходимыми для открытия расчетного счета, т.е. организацией, не являющейся юридическим лицом.

Основные документы, используемые по операциям на расчетном счете  
   
       
При наличных расчетах При безналичных расчетах
· объявление на взнос наличными · чек денежный · платежное поручение · заявление на аккредитив · чек расчетный · платежное требование-поручение (по инкассо) · пластиковая карта и др.
           

 

Депозитный счет. Формирование средств на депозитных счетах осуществляется путем перечисления соответствующих сумм с расчетных либо текущих счетов. Отличие депозитных счетов от расчетных состоит в том, что депозитные счета открываются:

1. на определенный срок

2. с целью получения дохода по вложенным средствам

Сроки депозитных счетов различны (от 1 дня; проценты зависят от срока, на который деньги положены, от банка и др.).

Валютный счет. Открывается организацией для осуществления операций в иностранной валюте. На каждый вид валюты открывается отдельный субсчет. Валютные счета открываются только в банках, имеющих право на ведение операций в иностранной валюте.

Ссудный счет. Открывается при заключении с банком кредитного договора. Предприятие имеет право непосредственно со ссудного счета оплачивать свои расходы, т.е. за счет кредита.

1.6 Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются:

1. по товарным операциям, т.е. по операциям купли-продажи сырья, материалов, готовой продукции и пр. (счета 60, 62, 76, 90)

2. по нетоварным операциям, т.е. по расчетам с различными коммунальными учреждениями, расчетом с научно-исследовательскими организациями, учебными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами и пр. (счета 68, 69, 76).

Формы безналичных расчетов:


· платежные поручения

· аккредитивы

· расчетные чеки

· по инкассо (платежные требования-поручения)

· по особым счетам

· вексельная форма

· пластиковые карточки

· в порядке плановых платежей и др.


Виды документов, используемые при безналичных расчетах, зависят от формы безналичных расчетов. Форма безналичных расчетов определяется договором между поставщиком и потребителем. Банк эту форму не определяет. В договоре банковского счета эта форма только указывается. Поэтому все возникающие требования между поставщиком и потребителем решаются через Арбитражный суд.

В зависимости от места нахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты делятся на иногородние и местные (одногородние).

Общая схема безналичных расчетов

Юридические и физические лица Юридические и физические лица
   
Банки и небанковские кредитные учреждения Банки и небанковские кредитные учреждения
   
Расчетно-кассовый центр (Банк России) Расчетно-кассовый центр (Банк России)

 

Платежные поручения (требования-поручения), чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо

Расчеты наличными денежными средствами, векселями, бартер

Расчеты между банками с участием расчетно-кассовых центров Банка России

Расчеты между банками без использования расчетно-кассовых центров через корреспондентские счета либо через счета расчетов

Объявление на взнос наличными. Это типовая форма, выдаваемая банком и заполняемая лицом, сдающим деньги в банк наличными. При взносе наличных денег лицо, вносящее их, получает квитанцию. Квитанция – документ, подтверждающий сдачу денег в банк.

Чек денежный. Чек используется для получения наличных денег с расчетного счета и идет от предприятия, которое является юридическим лицом. Чек заполняется главным бухгалтером, подписывается им и руководителем предприятия. Обязательно наличие оттиска печати.

1. Чековая книжка покупается у банка предприятием, все чеки пронумерованы, исправления в них не допускаются, чек имеет корешок. Испорченный чек загибают, но не вырывают. На оборотной стороне чека указывается назначение денежной суммы.

 

Расчеты платежными поручениями. Платежные поручения – поручение банку о перечислении соответствующей суммы с расчетного счета предприятия-плательщика (покупателя) на расчетный счет предприятия-поставщика (продавца). Оформляется в количестве от 3 до 6-ти экземпляров по типовой форме. Количество экземпляров определяется банком. В платежном поручении обязательно указывается назначение платежа. В случае, когда необходимо произвести несколько перечислений нескольким получателям, которые обслуживаются одним банком, применяется сводное поручение.

Расчеты платежными поручениями осуществляются:


1. по взносам в бюджет

2. во внебюджетные фонды

3. при переводе заработной платы на лицевые счета работников в банке

4. при погашении задолженности поставщикам и т.д.


Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки.

Достоинства: относительно быстрый документооборот; задержки обусловлены работой банковской системы. Недостаток: отсутствие гарантий получения денег продавцом.

Расчеты у поставщика при этой форме отражаются на счетах 43, 62, 90 и др., расчеты у покупателя отражаются на счетах 60, 51 и др.

Аккредитивная форма расчетов. Особенность этой формы состоит в том, что оплата платежных документов производится по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Данная форма применятся если:

1. она определена договором

2. поставщик переводит покупателя на эту форму в соответствии с положением о поставках.

Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты в соответствии с условиями договора и в определенной сумме. Он открывается на определенный срок и может быть продлен при согласии обеих сторон.

Бенефициар – лицо, в пользу которого открыт аккредитив.

Аккредитив открывается на срок до 15 дней. Он может быть отзывным или безотзывным, покрытым (депонированным) или непокрытым. Покрытый – открывается в банке поставщика одновременно с депонированием суммы в банке покупателя. Непокрытый (гарантированный) открывается в банке покупателя.

Схема расчетов аккредитивами включает:

1. Заявление на открытие аккредитива

2. Перевод денежных средств на специальный счет покупателя

3. Извещение банку поставщика об открытии аккредитива

4. Извещение поставщику об открытии аккредитива

5. Отгрузка продукции в адрес покупателя

6. Предоставление поставщиком расчетных документов в свой банк

7. Зачисление денежных средств банком поставщика с аккредитива на расчетный счет поставщика

8. Перевод расчетных документов в банк покупателя

9. Списание сумм с депозитного счета банком покупателя

10. Поступление банковской выписки вместе с сопроводительными документами покупателю

Учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 1 «Аккредитивы». Аккредитив может выставляться за счет собственных средств (55.1/51) и за счет кредита банка (55.1/66, 67). Оплата счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляется проводкой 60/55.1. Остаток неиспользованных на аккредитивном счете денежных средств возвращается покупателю и используется по назначению.

Достоинства аккредитивной формы расчетов:

· контроль банком действий поставщика (наличие брони на денежные средства, поставщик сможет их получить только при условии добросовестного исполнения договора).

· гарантия исполнения обязательств контрагентами

Недостатки:

· значительный документооборот между банками и их клиентами

· аккредитивная форма расчетов не позволяет в короткие сроки производить оплату

· при использовании депонированного аккредитива из оборота предприятия-плательщика на время действия контракта отвлекаются значительные денежные средства

· высокая стоимость обслуживания – комиссионное вознаграждение банка.

Аккредитивная форма расчетов применяется в основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.

Форма расчета расчетными чеками. Расчетные чеки используются только при безналичных расчетах, являются ценными бумагами, которые ничем не обусловлены и содержат распоряжение чекодателя банку произвести платеж, указанной в чеке суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только тот банк, в котором чекодатель имеет денежные средства.

Расчетные чеки бывают 2-х видов:

1. из лимитированной чековой книжки (гарантированные чеки)

2. из нелимитированной чековой книжки (депонированные чеки).

Различие между ними заключается в том, что при оформлении депонированной чековой книжки на специальный счет в банке перечисляется соответствующая сумма с расчетного счета предприятия. Гарантированная чековая книжка – это средства чекодателя с расчетного счета в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. На оборотной стороне чека прописью и цифрами указывается лимит суммы, на которую может быть выписан чек, срок использования – 6 месяцев.

При использовании депонированной чековой книжки денежные средства не бронируются на специальном счете. Чеки оплачиваются за счет кредита банка. Срок действия нелимитированной чековой книжки – 1 год.

Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Для учета расчетных чеков используется счет 55 субсчет 2 «Чековые книжки». Проводки осуществляются по аналогии с аккредитивами. По мере оплаты задолженность чеками списывается 76/55.2.

 

 

1.7 Форма расчета по инкассо (платежными требованиями-поручениями).

При этой форме получатель (поставщик) после отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг представляет в свой банк расчетный документ, а именно платежное требование-поручение, содержащее требование – т.е. заполнена первая часть документа – к плательщику об оплате. Получив платежное требование-поручение, плательщик обязан заполнить вторую часть – платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного счета указанную сумму (условия договора выполнены). Организация-плательщик сдает полностью оформленный документ в банк для оплаты. Банк покупателя после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа на его расчетный счет.

Инкассо – поручение банку на получение суммы с покупателя.

Оплата платежными требованиями-поручениями может осуществляться двумя способами:

1. с акцептом – предполагает получение согласия плательщика на оплату, срок акцепта – 3 дня, использование принципа «молчание – знак согласия»

2. без акцепта – коммунальные платежи, электроэнергия, абонентская плата за телефон, проценты за кредит и др.

Акцепт может быть:

· последующий – банк плательщика оплачивает платежное требование-поручение сразу же при его поступлении

· предварительный – банк производит списание средств со счета плательщика в случае, если он не заявит в установленные сроки отказ от платежа.

В бухучете отражается аналогично учету платежных требований.

Недостаток: долгосрочность.

Форма расчета по особым счетам. Особый счет открывается по заявлению покупателя при постоянных расчетах с одним либо несколькими поставщиками. Обязательным условием открытия особого счета является наличие представителя покупателя по месту нахождения поставщика. Этому представителю покупателя предоставлена возможность пользования этим особым счетом. С особого счета может производиться оплата труда, выдаваться суммы на командировочные расходы, а также оплачиваться расходы, связанные с хранением, отгрузкой, транспортировкой продукции и другие расходы. Срок действия особого счета не органичен, но если в течение месяца по нему нет движения денежных средств, то он закрывается и остаток переводится на счет организации. Учитывается на счете 55.

Вексельная форма расчетов. Различают два вида векселей:

1. Товарный (коммерческий) вексель – используется для оплаты реальных сделок между продавцом и покупателем при реальной поставке продукции, работ, услуг. Всегда подкреплен конкретной сделкой.

2. Финансовый вексель – ссуда, заем, кредит, выдаваемый предприятием за счет имеющихся свободных средств другому предприятию. Материально финансовый вексель не подкреплен.

Товарные и финансовые векселя делятся на два типа:

Простой – соло-вексель – выписывается и подписывается должником (векселедателем), содержит его безусловные обязательства уплатить кредитору (векселедержателю) определенную сумму в определенный срок и в определенном месте.

Переводной – тратта – выписывается и подписывается кредитором (трассантом), содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанные сроки обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту).

Бухгалтерские проводки по учету векселей:

 

 

N п/п Содержание операции Корр. счета
Дебет Кредит
1. У векселедателя
1.1. û Выдача собственно векселя û Выдан вексель под приобретение ТМЦ в сумме, указанной в векселе 08, 10, 41 и др. 60/векселя выданные
1.2. Отражена сумма причитающихся по векселю процентов 91/2 60/векселя выданные
1.3. Перечислены денежные средства в погашение задолженности и процентов по векселю 60/векселя выданные 50, 51, 52
1.4. Возмещен НДС по приобретенным ТМЦ после оплаты векселя и принятия к учету    
1.5. Вексель погашен    
2. У векселедержателя
2.1. Отражена задолженность покупателя по реализованным ТМЦ, работам, услугам   90, 91
2.2. û Получение собственно векселя û Получен вексель в оплату 62/векселя полученные  
2.3. Начислены причитающиеся по векселю проценты 62/векселя полученные  
2.4. Начислен НДС на проценты, причитающиеся по векселю 91/2 68 (76)
2.5. Получены денежные средства в оплату векселя, а также процентов по нему 50, 51, 52 62/векселя полученные
2.6. Векселя полученные погашены    

Форма оплаты банковскими пластиковыми карточками. Пластиковая карта – персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ, услуг, а также для получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах.

Расчеты с использованием банковских карт осуществляются на основании Положения ЦБ РФ от 09.04.1998 г. № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Организации имеют право открывать корпоративную карту для осуществления расчетов на нужды предприятия. Корпоративная карта может открываться на одно или нескольких лиц, перечень которых сдается в банк при получении карты. Карта выписывается на определенную сумму. Преимущество корпоративной карты в возможностях получения товара до фактического снятия денег с расчетного счета. Организация отражает открытие специального карточного счета (СКС) на счете 55 «Специальный карточный счет». При наличии разрыва во времени между зачислением денежных средств на СКС и снятием денег с расчетного счета используется счет 57 «Переводы в пути». Лицо, имеющее корпоративную карту, обязано предоставлять авансовый отчет по произведенным расходам (10, 26, 44/71, затем 71/55). В месте обслуживания держатель карты получает документы, свидетельствующие о расходах: чек (квитанция) на оплату приобретенной покупки (оказанной услуги) – «слип»; товарные чеки; накладные; квитанции; счета-фактуры.

Слип – бланк специальной формы, относящийся к бланкам строгой отчетности, включает в себя реквизиты держателя карты и код авторизации.

Авторизация – процедура, подтверждающая возможность произведения операции по пластиковой карте.

Расчеты в порядке плановых платежей. Подобные расчеты производятся в том случае, когда между поставщиком и покупателем сложились устойчивые связи, либо когда поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы расчетов состоит в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами в сроки, установленные соглашением, как правило, не реже чем через 5 дней. При этой форме документы могут выписываться как поставщиком (платежные требования-поручения), так и покупателем (платежные поручения). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и если необходимо делают перерасчет.

Форма зачета взаимных требований. При данной форме взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются равновеликими суммами, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке.

Сроки и порядок расчетов устанавливаются соглашением сторон.

 

 

1.8 Учет операций по расчетному, валютному и другим счетам банка

Для учета операций по расчетному счету открывается счет 51 «Расчетный счет». Если у предприятия открыто несколько расчетных счетов в банках, то открывается необходимое количество субсчетов (для каждого расчетного счета, открытого в банке, открывается отдельный субсчет).

Счет 51: активный, балансовый, денежный. Сальдо дебетовое, по дебету счета отражается поступление денежных средств из различных источников, по кредиту счета происходит расходование, списание денежных средств.

Организация в определенные сроки (ежедневно или в установленные по согласованию с банком сроки) получает от банка выписку с расчетного счета (выписка из лицевого счета клиента) – т.е. перечень произведенных им за текущий период операций. Выписка поступает с документами, полученными от других предприятий, организаций и учреждений, на основе которых произведены операции по расчетному счету.

Выписка из расчетного счета является 2-ым экземпляром лицевого счета организации, открытого ему банком. Документ является регистром аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухучета. В разных банках выписки банка по расчетному счету могут различаться по своему оформлению, т.к. унифицированной формы не установлено, а в качестве основы рекомендована лишь примерная форма.

Необходимо помнить, что учет в банке осуществляется иначе, чем в бухучете организаций – т.е., сохраняя денежные средства, банк является должником организации (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет он записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списание денежных средств, выдача наличными) отражает по дебету.

В настоящее время Положением ЦБ РФ о безналичных расчетах установлены следующие коды видов операций, отражаемые в графе «Вид операций» (ВО):


· 01 – платежное поручение

· 02 – платежное требование

· 03 – чек денежный

· 04 – чек расчетный

· 06 – инкассовое поручение

· 08 – аккредитив

· 16 – платежный ордер и др.


В банковской выписке указывается:

1. код операции

2. сумма

3. расчетный счет, с которого получены деньги и на который получены

4. остаток на дату составления.

При использовании журнально-ордерной формы учета движение операций по счету 51 отражается в журнале-ордере № 2 и ведомости № 2. Обороты по дебету записываются в разных журналах-ордерах и контролируются ведомостью. Основанием для записей являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

 

1.9 Учет операций на валютных счетах

Для целей бухгалтерского учета оценка валютных средств состоит в определении рублевого эквивалента сумм, выраженных в иностранной валюте. Рублевый эквивалент определяется путем пересчета (конверсии) сумм иностранной валюты в рубли (национальную валюту) на основе валютного курса. Алгоритм пересчета включает:

1. установление вида курса, по которому ведется пересчет (используется официальный курс – котируемый ЦБ РФ, устанавливается ежедневно и действует на следующий день. Используется в расчетах доходов и расходов государственного бюджета, во всех видах платежно-расчетных отношений государства с гражданами, при налогообложении и для целей бухучета)

2. идентификация (установление) даты, по состоянию на которую следует производить конверсию

3. осуществление самого расчета

4. исчисление и учет суммы курсовой разницы.

Курсовая разница – разница между рублевой оценкой имущества или обязательств по курсу на дату расчета и рублевой оценкой на дату принятия к учету. Курсовая разница может быть как положительной, так и отрицательной.

Для учета денежных средств, выраженных в иностранной валюте, и валютных операций открывается счет 52 «Валютный счет», на каждый вид валюты открывается отдельный субсчет. Учет на счете 52 ведется в рублевом эквиваленте.

Валютный счет организация открывает в уполномоченном банке. Он состоит из двух валютных счетов – текущего и транзитного. Валюта, получаемая на внутреннем рынке, зачисляется банком непосредственно на текущий счет организации. Транзитный валютный счет используется для продажи валютной выручки.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Валютные операции могут совершать резиденты и нерезиденты.

Счет 52: активный, балансовый, денежный. Сальдо дебетовое. Для отражения операций непосредственно в иностранной валюте открываются формы аналитического учета. К счету могут быть открыты соответствующие субсчета.

 

1.10 Учет операций на специальных счетах

Для учета денежных средств, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, других платежных документов (кроме векселей) на текущих, особых, специальных, депозитных счетах, по целевому финансированию (в той их части, которая подлежит обособленному хранению) открывается счет 55 «Специальные счета в банках», к нему открываются соответствующие субсчета. Они могут открываться как в рублях, так и в иностранной валюте.

Для открытия специального счета в банк предоставляются:

1. заявление об открытии

2. справка о постановке на учет в налоговой инспекции

3. копии учредительных документов

4. карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера

Счет 55: активный, балансовый, денежный. Сальдо дебетовое. Остаток средств на субсчетах свидетельствует о суммах, не израсходованных по целевому назначению. Оборот по дебету – пополнение средств, по кредиту – использование по целевому назначению или перечисление остатка на расчетный счет организации.

N п/п Содержание операции Корр. счета
Дебет Кредит
1. Поступление денежных средств по безналичным расчетам:
1.1. От реализации товарно-материальных ценностей 51, 52, 55 90, 62
1.2. По вкладам в уставный капитал 51, 52  
1.3. От дочерних предприятий, подразделений, филиалов 51, 52  
1.4. В виде доходов по ценным бумагам, процентов по векселям, арендной платы (поступление внереализационных доходов) 51, 52  
1.5. От участия в других организациях 51, 52  
1.6. На суммы кредитов, полученных на различные цели 51, 52, 55 66, 67
2. Расходование денежных средств по безналичным расчетам:
2.1. На погашение задолженности по приобретенным товарно-материальным ценностям 60, 76 51, 52, 55
2.2. Выдан аванс поставщику 60/2 51, 52
2.3. На хозяйственные нужды, командировочные расходы, оплату труда   51, 52
2.4. С дочерними организациями, имеющими свой расчетный счет   51, 52
2.5. На погашение задолженности по кредитам, займам 66, 67 51, 52, 55

 

N п/п Содержание операции Корр. счета
Дебет Кредит
2.6. Выставление аккредитива: û За счет собственных средств û За счет кредита банка   51, 52 66, 67
3. Отражение курсовой разницы по валютному счету:
3.1. Положительная (понижение курса национальной валюты)    
3.2. Отрицательная (понижение курса иностранной валюты)    

 

При ведении журнально-ордерной формы учета аналитический учет по счету 55 организуется в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка по лицевым специальным субсчетам.

1.11 Учет денежных переводов пути

На счете 57 «Переводы в пути» учитываются денежные средства:

1. Внесенные организацией в кассу почтового отделения или сберегательную кассу для зачисления на расчетный счет поставщика, если перевод денег осуществляется более одного дня

2. Переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет, если зачисление денег производится на следующий день

3. Перечисленные для продажи валютной экспортной выручки и др.

Основанием для принятия на учет сумм по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, либо копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и др.

При осуществлении перевода денег, занимающего более одного дня, необходимо сделать проводку по дебету счета 57. При зачислении денежных средств по назначению на основании соответствующих документов делается запись по кредиту счета 57.

Синтетический учет операций организуется в журнале-ордере № 3.

Счет 57: активный, сальдо дебетовое, на нем учитываются средства, как в отечественной, так и в иностранной валюте, т.е. средства, внесенные в кассы банков или кассы почтовых отделений для зачисления на счета организаций, но еще не зачисленные по назначению.

 

N п/п Содержание операции Корр. счета
Дебет Кредит
1. Осуществлен денежный перевод    
2. Перечислена часть валютной выручки для продажи    
3. Зачислены переводы на счета в банке 51, 52  

 

 

1.12 Инвентаризация денежных средств и порядок отражения ее в бухучете

Методическими указаниями по инвентаризации определено, что ревизия кассы должна производиться в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Инвентаризации кассы проводятся в сроки, определенные руководителем организации, а также при смене кассиров (внезапная инвентаризация). Ревизию кассы могут производить учредители предприятия, аудиторы (аудиторские фирмы), банки. Особое внимание уделяется соблюдению кассовой дисциплины и обеспечению сохранности денежных средств. Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения предприятием.

На дату проведения инвентаризации должен быть подведен остаток денежных средств по кассе. В ходе ревизии проверяются полистно:


· наличные деньги (раздельно отечественная и иностранная валюты)

· денежные документы

· ценные бумаги

· бланки строгой отчетности.


Расписки на выданные наличными суммы, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Все денежные средства, не принадлежащие организации, при их обнаружении, считаются излишками и приходуются.

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15. Акт заполняется в 2 экземплярах (в бухгалтерию, МОЛу), подписывается всеми членами ревизионной комиссии.

При выявлении недостач или излишков на оборотной стороне акта МОЛ пишет объяснение о причинах их возникновения, а руководитель по результатам инвентаризации принимает решение об их списании.

N п/п Содержание операции Корр. счета
Дебет Кредит
1. На сумму выявленных в ходе инвентаризации наличных денежных средств    
2. При выявлении недостачи:
2.1. Отражена недостача наличных денежных средств в кассе    
2.2. û Сумма недостачи отнесена на виновное лицо û Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу предприятия û По исполнительному листу по решению суда удержана из оплаты труда виновного лица сумма недостачи (не более 50%)    
2.3. Списана недостача на финансовые результаты предприятия в случае отказа судом во взыскании с МОЛ    
             

 

1.13 Инвентаризация денежных средств на банковских счетах

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухучета, с данными выписок банков.

Суммы, указываемые в банковских выписках по кредиту сравниваются с показателями по дебету счета 51, а суммы, указанные в выписках по дебету, сверяются с кредитом счета 51.

Целесообразно производить проверку сумм, выплаченных в качестве вознаграждения банкам за расчетно-кассовое обслуживание. На эти суммы могут быть не представлены первичные документы: банк снимает вознаграждение в соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание. Эти суммы отражаются в составе операционных расходов (91/51).

Также проверяется наличие первичных документов на суммы вознаграждений за использование принадлежащих организации средств (проценты на остаток денежных средств) (51/91).

Инвентаризация денежных средств на валютных счетах осуществляется в том же порядке, что и по расчетным счетам. Однако проверяется не только фактическое наличие средств на валютном счете и их соответствие данным бухучета, но и правильность пересчета валютных средств в рублевый эквивалент, порядок применения курса ЦБ РФ.

Суммы, отраженные на счете 57, могут включать остаток денежных средств, внесенных в кассы организации, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации.

Инвентаризация сумм, находящихся на специальных счетах в банках и отражаемых на счете 55, включает в себя проверку всех данных по субсчетам, правильность оформления аккредитивов, чековых книжек. Также проверяются остатки неиспользованных сумм, которые должны быть возвращены в банк на соответствующие счета, за счет которых осуществлялось открытие специальных счетов.

 

 

2.Практическая часть

 

2.1 Оформление операций с денежными средствами

 

Учет наличных рублевых и валютных средств может вестись в нескольких кассах, например, в основной кассе, кассе руководителя и так далее. В этом случае следует рассматривать кассу, как объект учета наличных денег, а не как официальную кассу предприятия.

Отличительной особенностью программы «1С: Управляющий 8» является возможность в одном документе оформлять все операции с рублевой и валютной наличностью, производимые за день в одной кассе.

Такая возможность позволяет значительно сократить время необходимое для ввода данных. Простота и удобство оформления операций с наличными и безналичными средствами делают ввод данных в программу максимально комфортным для пользователя.

 

Программа предусматривает возможность назначения прав доступа пользователей к кассам. Пользователь, который не имеет прав доступа к кассе, не может оформлять в ней операции и формировать отчеты по этой кассе.

При оформлении операций с наличными, безналичными и подотчетными денежными средствами указывается статья движения денег, что позволяет контролировать денежные потоки по статьям.

 

 

 

2.2 Настройка параметров учета

Валютный учет в программе организован максимально удобно и наглядно. «1С: Управляющий 8» позволяет пользователю выбрать базовую валюту учета, в которой формируются итоговые отчеты программы, отчет о прибылях и убытках, отчет по денежным потокам, управленческий баланс. Базовой валютой может являться национальная валюта(как правило рубли) или одна из иностранных валют используемых в расчетах с контрагентами и сотрудниками.

В качестве иностранных валют в программе могут быть использованы главные мировые валюты, их курс будет указываться по отношению к национальной валюте. Национальной валютой могут быть выбраны валюты России, Казахстана, Украины и Белоруссии.

 

 

 

 

 

2.3 Настройки прав доступа пользователей к данным

 

При разработке программы особое внимание было уделено созданию эффективной и удобной системы настройки прав доступа пользователей к данным. Программа позволяет гибко настроить доступ пользователей к различным разделам учета, при этом документы и отчеты, которые связаны с закрытым для пользователя разделом учета, даже не будут отображаться при входе этого пользователя в программу.

Настройка прав осуществляется без перехода в режим конфигурирования, прямо из меню настройки прав доступа. Настройку прав может производить только пользователь с правами " Управляющий". Пользователю с правами Оператор доступны только те разделы учета, которые определил Управляющий.

 

2.4 Контроль запланированных и фактических денежных потоков

Программа «1С: Управляющий 8» предоставляет возможность производить анализ и сравнения запланированных и фактических денежных потоков. Отчет «Сравнение денежных потоков» позволяет детально оценить сделанные ранее прогнозы и проанализировать отклонения между запланированным и фактическим движением денег.

 

 

2.5 Отчетность по денежным средствам

Программа позволяет анализировать обороты наличных, безналичных и подотчетных денежных средств по кассам, расчетным счетам и подотчетным лицам предприятия.

Отчет «Ведомость остатков и оборотов денег» дает руководителю информацию о том, где находятся деньги предприятия.

 

Отчет «Структура поступлений и платежей денег» дает руководителю информацию о том, откуда пришли деньги и куда они были потрачены.

 

Помимо оборотов денег, программа позволяет отслеживать хронологию операций с денежными средствами. Пользователь может выбирать и группировать объекты учета денежных средств (касса, расчетный счет, подотчетник) по которым будут отражены все операции с денежными средствами за указанный период.

 

2.6 Учет выпуска продукции

Для оформления выпуска продукции в программе «1С: Управляющий 8» предусмотрена операция Сборка. При оформлении операции Сборка происходит списание материалов, используемых для выпуска продукции, и производится оприходование выпущенной продукции. При оформлении сборки можно произвести начисление сдельной заработной платы рабочим, сумма которой будет отнесена на себестоимость продукции. Для оформления выпуска продукции можно воспользоваться нормативами расхода материалов для каждого вида продукции.

Помимо операции Cборка программа позволяет оформлять операцию Разборка, когда из одного материала изготавливается несколько изделий.

 

 

 

3.Заключение

В ходе выполнения курсового проекта были приобретены навыки работы с программой 1С.Были реализованы: учет выпуска продукции, настройка валюты, контроль запланированных и фактических денежных потоков, оформление операций с денежными средствами и сформировании отчет.

 

 

Список используемой литературы

1. Абрамов А.А., Шуремов Е.Л., Афанасьев С.Б., - Модели и методы компьютерного учета и анализа производственно-коммерческой деятельности. – ННГУ,

2. Абрамов А.А., Афанасьев С.Б., - Информационный менеджмент. – ННГУ, 2004.

3. Брага В.В., Бубнова Н.Г., Вдовенко Л.А.и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Юнити, 2000.

4. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2000.

5. Семенов М.И., Трубилин И.Т., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Титоренко Г.А., Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Юнити, 1999.

7. Титоренко Г.А., Макарова Г.Л., Дайитбегов Д.М. и др. Информационныеь технологии в маркетинге. - М.: Юнити, 2001.

8. ГОСТ 19.002-80 Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание работы существующей системы управления в режиме пуск-останов. | Неудовлетворенные заявки территорий и предложения кафедры по их реализации




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.