Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижение стратегического соответствия






Процесс планирования (общие теоретические положения о планировании)

Планирование представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Конечный результат такого процесса – это плановые решения, являющиеся основой для целенаправленной деятельности фирмы.

Процесс планирования проходит несколько последовательных этапов:

1) анализ состояния предприятия и его положения на рынке (организационно-экономический, технико-технологический, финансовый, маркетинговый и др.);

2) определение целей (ожидаемых результатов);

3) установление основных положений и ориентиров плана (внешние параметры предприятия для стратегического планирования и внутренние параметры для тактического планирования);

4) определение и оценка альтернативных направлений деятельности;

5) выбор варианта плана для реализации;

6) организация выполнения плана;

7) измерение, оценка, анализ плана.

Составными элементами планирования являются:

§ процессы планирования;

§ процессы и системы разработки информационной структуры;

§ системы планирования

§ формальная организация.

Планирование – это набор бизнес-процессов, для поддержки которых необходимы организация, данные и программы. Планирование не ограничивается только внедрением и использованием программного обеспечения. Однако разработка информационной структуры – это тоже весьма важная часть планирования. Одна из главных причин, по которым эти системы нужны – это эффективная поддержка планирования. Самое дорогостоящее из мероприятия по разработке информационной структуры – это прогнозирование. Компьютерные системы – это инструменты, а не суть планирования.

Формальная организация. Какие виды планирования выполняются в конкретных отделах предприятия? Кто занят в планировании? Кому они подчиняются? Это важный элемент планирования в аспекте внедрения планирования в конкретных условиях.

Виды планирования, осуществляемого на уровне предприятия, показаны на рис. 1.1.

Понятие и цели интегрированного планирования цепей поставок

В цепи поставок происходит разработка продукта, закупки материалов, сырья, компонентов и т.п., производство продукта, отправка готовой продукции потребителю и многие другие функции и операции. Кроме того, при управлении ЦП необходимо быстро реагировать на запросы потребителей, адаптироваться к изменениям, происходящим на рынках товаров, на которых, как известно, конкурируют не производители или отдельные фирмы, а цепи поставок. Выполнение вышеуказанных функций требует тщательного планирования, увязки с требованиями потребителей и учета изменений на рынках.

Планирование выделилось как функция управления в конце 19 века. Планирование работы цепей поставок осуществлялось в течение многих лет, но только в последние десятилетия стало неотделимо от планирования основного вида деятельности. В контексте цепей поставок в то время было достаточно простого планирования, опирающегося на телеграфную связь. Способов создать мощный мозговой центр, достаточный для планирования операций появляющихся индустриальных гигантов.

В середине 20 века планирование цепей поставок опиралось на сиюминутные механизмы для управления цепями поставок. Например, в 1950-е гг. контроль за цепью поставок осуществлялся в виде определения точек повторного пополнения запасов и экономически обоснованных размеров заказов. В 1970-е гг. появились механизмы поэтапного распределения запланированного времени в цепи поставок. В 1980-гг. в моду вошло планирование на основе MRP.

В настоящее время практически отсутствуют технологические ограничения для планирования. Сегодня можно создавать мозговые центры планирования, как для отдельного предприятия, так и между предприятиями. Оправданий для неэффективного и неразумного планирования операций в цепях поставок нет. Проблемы в планировании цепей поставок – это проблемы методологического характера.

Признаки неудовлетворительного планирования:

§ Уровень запасов слишком велик или слишком мал, истечение срока годности продуктов краткосрочного хранения;

§ Посредственные результаты опросов об удовлетворенности клиентов;

§ Слишком много звонков в службу поддержки клиентов на одну продажу;

§ Чрезмерная длительность цикла обслуживания клиентов или пополнения собственных запасов;

§ Слишком высокие издержки производства или логистики;

§ Нерациональное использование трудовых ресурсов;

§ Частые случаи нарушения графиков в последний момент;

§ Чрезмерно малая или чрезмерно большая нагрузка на основные средства;

§ Неустойчивые поставки сырья;

§ Жалобы поставщиков;

§ Беспорядочные менеджмент операций (суета, цейтноты).

Планирование цепи поставок должно быть направлено на избежание указанных недостатков путем принятия решений относительно использования всех видов ресурсов, благодаря которым продукт доходит до конечного потребителя.

Цели планирования могут варьироваться в зависимости от условий бизнеса. В основном цели планирования направлены на помощь в решении следующих задач:

§ Предоставлять услуги клиентам в соответствии с их бизнес-стратегией;

§ Поддерживать подходящую скорость потока товаров, стимулирующую продажи путем своевременной поставки продукции на рынок, а также минимизирующую издержки на истечение сроков годности;

§ Сводить к минимуму издержки на поставки, производство, физическое распределение;

§ Использовать минимальное количество активов (как основных – заводы, оптовые базы, терминалы и т.п., так и оборотных – запасы).

Традиционный способ планирования потока товаров, состоящий в разбиении проблемы на составные части, может оказаться полезным, поскольку помогает вычленить задачи, которые решил кто-то другой. Однако специалисты пришли к выводу, что чем меньше планов и процессов планирования, тем лучше будут все принимаемые решения. На рис. 1.2 и 1.3 показаны примеры традиционного и интегрированного планов.

Виды планирования в цепях поставок

Множество потребностей в планировании обусловило появление различных видов планирования, в том числе и в цепях поставок.

Рассмотрим виды планирования в зависимости от горизонта планирования. Выделяют три горизонта планирования: операционный, тактический, стратегический (рис.1.4). Операционное и тактическое планирование соответствует краткосрочному планированию (до года). Стратегическое планирование может быть среднесрочным (более года) и долгосрочным (более 3 лет).

В зависимости от выполняемых видов деятельности при планировании различают виды планирования, представленные на рис. 1.5.

С развитием информационных технологий происходит развитие прикладных программ, предназначенных для планирования, сфокусированного на видах деятельности: системы управления складом, производством, транспортом, системы планирования ресурсов (RP) и т.д.

На рис. 1.7 показаны потребности в планировании, которые различаются от производства, взаимоотношений с поставщиками и потребителями.

 

Принципы планирования в цепях поставок

Планирование в цепи поставок опирается на ряд принципов:

1. Планирование осуществляется для принятия решения о выделении ресурсов и для координации действия множества участников.

Это могут быть решения о введении дополнительной смены, об изготовлении определенного количества изделий на следующей неделе, о пополнении запасов такого-то склада в таком-то объеме и т.д.

Важно, что планы помимо возможности принимать более грамотные решения, создают ощущение направленного движения компании, способствуют тому, чтобы разные отделы одной компании двигались в этом направлении сообща. То же можно говорить об интегрированных планах цепи поставок.

Поскольку план направлен на решение, необходимо избегать избыточного планирования, то есть наличия планов, перекрывающих одну операционную область. Еще одна проблема – излишняя детализация планов, особенно составляемых на несколько месяцев.

В соответствии с первым принципом прогнозирование спроса, продаж – это не планирование!

2. Грамотное планирование – это процесс сбора релевантной и реальной информации о текущих операциях, установление логических связей и принятии решений об управлении потоком.

Важно собирать всю релевантную информацию. Например, при планировании продаж на следующий год необходимо учесть все производственные мощности, текущие заказы клиентов, и, как большинству фирм, опираться на прогноз продаж на следующий год.

Логические связи должны устанавливаться так быстро, чтобы новые решения принимались до возникновения проблем. Решения также должны приниматься быстро (хотя скорость принятия решения зависит от типа плана: операции, тактическое планирование, стратегический план), чтобы не расходовать понапрасну время сотрудников. В последние годы актуальным стало планирование в реальном времени, при котором задержки на пересмотр планов стараются свести к нулю.

3. Не существует единственно правильного, применимого к любой компании и цепи поставок способа планирования.

Бенчмаркинг имеет в планировании ограниченную ценность.

Программные средства достаточно универсальны, их выбора производится исходя из условий бизнеса, его стратегии, уже сделанных инвестициях.

4. Планирование потока в цепи поставок на деле есть перепланирование.

Составление совершенного нового плана цепи поставок – случай довольно редкий. Планирование потока товаров продолжается снова и снова, изо дня в день, от недели к неделе, и планы, которые мы уже поменяли неделю назад, поменяются вновь.

Из-за того, что постоянно приходится перепланировать, хорошее планирование основано на скользящих графиках (рис. 1.8).

Ближайший период считается замороженным и изменяется лишь при крайней необходимости.

Средний период – холодный – предпочтительно тоже не менять.

Самый отдаленный период – совершенно гибкий.

Реальные планы могут включать больше или меньше зон.

Предприятие может и не рассматривать план как скользящий, если не составляются планы на отдаленные периоды, или если эти планы представляют собой некие проекты планов.

Область принятия решений находится между границей гибкого и замороженного периодов (стрелки на рис.1.9 сверху вниз). Прогрессивное развитие планирования цепей поставок состоит в сокращении холодных и замороженных периодов (гибкие, адаптивные цепи поставок).

5. Планирование цепи поставок осуществляется так, чтобы контролировать и минимизировать риски от будущих изменений спроса.

Однако следует помнить, что полностью рисков избежать нельзя.

Кроме того, даже хорошее планирование не спасение для плохо налаженного производства.

6. Гибкое планирование способно эффективно решать проблемы с производством лишь в течение коротких периодов, оно не может заменить собой хорошо продуманные стратегии.

7. Предприятиям лучше иметь минимальное количество процессов планирования, адекватно охватывающих ту часть цепи поставок, которая поддается планированию. Должен быть только один план для принятия каждого типа решения о потоке.

8. Принцип поддержания правильного баланса между централизацией и децентрализацией в планировании.

Централизация позволяет принимать высоко интегрированные оптимизированные решения, однако перенос ответственности за решения в места непосредственного осуществления деятельности ведет к тому, что эти решения исполняются с большим энтузиазмом.

9. Принцип иерархии планов.

10. Каждая форма интеграции планов имеет преимущества, которые проявляются в разных бизнес-условиях.

5) Общая модель планирования и управления цепями поставок

План – неотъемлемая часть управления цепями поставок. Например, в SCOR-модели (рекомендуемой модели операций в цепях поставок) бизнес-процесс «План» объединяет и координирует деятельность всех членов цепи поставок и является интегрирующим элементом цепи, рис. 1.10.

В соответствии с правилами формирования модели задачами планирования является балансировка ресурсов с потребностями и разработка (передача) планов по цепи, включая основные процессы. Планирование устанавливает правила управления и оценки эффективности цепи поставок, предусматривает управление сбором данных, запасами, основными средствами, транспортировкой. Интегрированное планирование предусматривает встраивание каждой бизнес-единицы цепи поставок в общий финансовый план.

 

 

Тема 2. Стратегическое планирование в управлении цепями поставок

Стратегическое планирование цепи поставок. Достижение стратегического соответствия. Понимание потребителя и неопределенности цепи поставок. Понимание возможностей цепи поставок. Расширение стратегических масштабов цепи поставок.

Стратегическое планирование цепи поставок

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей организации (где мы хотим быть) и общие шаги, необходимые для достижения этих целей в долгосрочной перспективе (как мы хотим туда попасть), с учетом стремлений и ожиданий основных заинтересованных лиц.

Основное направление деятельности компании задают заявление о ее миссии и стратегический план, являющиеся основой тактических планов и контроля за повседневными операциями.

Планирование стратегии цепи поставок – это всесторонний и интегрированный процесс планирования для достижения конкурентного преимущества за счет повышенной ценности и обслуживания потребителей, в результате чего достигается более высокий уровень удовлетворения потребителей (где мы хотим быть) на основе прогнозирования будущего спроса на товары и логистические услуги и управления ресурсами по всей цепи поставок (как мы хотим оказаться там). Это планирование осуществляется в контексте общих целей и планов компании.

В этом определении содержится три основных элемента:

1) долгосрочные цели (удовлетворение потребителей, конкурентное преимущество, управление цепями поставок);

2) способы достижения этих целей (ценность, обслуживание);

3) процесс достижения этих целей (прогнозирование, управление, связанность с целями компании).

Стратегия цепи поставок формулируется на основе оценке запросов потребителей, выявления и оценке целевых рынков. При этом цель цепи поставок определяется маркетингом.

На рис.2.1 представлены решения, определяющие стратегию бизнеса. Эти решения задают условия для планирования цепи поставок.

Центральную роль в стратегическом планировании цепей поставок играет операционная стратегия цепи поставок (рис2.2).

Операционная стратегия цепи поставок определяется бизнес-стратегией и ориентирована на получение результатов, соответствующих видению цепи поставок. Бизнес-стратегия разрабатывается с учетом рыночных условий для решения главной задачи – максимально полного достижения целей, сформулированных для данного бизнеса.

Бизнес-стратегия, а за ней и стратегия цепи поставок (решения по указанным на рис.2.1 пунктам), будет зависеть от философии предприятия.

В менеджменте известны три типа философии:

1) Философия бережливого производства. Ее сторонники выступают за то, чтобы организация бизнеса была ориентирована на превосходство в производственных процессах. Здесь возможно создание комплексного и высокоэффективного планирования цепи поставок.

2) Система управления взаимоотношения с клиентами (философия клиентоориентированного менеджмента). Ее сторонники выступают за лидерство в области взаимоотношений с клиентами и будут уделять внимание привлечению клиентов, однако планирование потока товаров будет, возможно, менее сильным.

3) Система управления жизненным циклом продукта (философия ориентации работы предприятия на продукт). Ее сторонники выступают за лидерство по продукту. Они будут стремиться узнать, где пересекаются планирование потока товаров и управление жизненным циклом продукции.

Достижение стратегического соответствия

При стратегическом планировании цепи поставок наиболее сложным является достижение стратегического соответствия стратегии цепи поставок с бизнес-стратегией организации.

Стратегия цепи поставок, согласованная с бизнес-стратегией, имеет четыре основных компонента:

§ достижение согласования с бизнес-целями на основе видения и руководящих принципов;

§ достижение согласования с рынком на основе эффективной сегментации потребителей;

§ определение стратегического ответа, используя для этого соответствующие предложения потребителям в виде предоставляемых услуг, выбранных на основе анализа затрат на обслуживание;

§ формулирование стратегического ответа в параметрах того, как действует цепь поставок.

Видение цепи поставок имеет четыре составляющих (рис. 2.3):

1) общий контекст, в рамках которого действует конкретная организационная единица (вклад каждой единицы);

2) определение бизнеса (границы конкретного бизнеса определяются потребительскими запросами, технологией и географией);

3) отличительная область компетенции – то, что организация делает лучше всего, то, что конкурентам труднее всего превзойти или копировать;

4) индикаторы будущего.

Важность наличия видения с четко сформулированными результатами не следует недооценивать, поскольку это ключ, помогающий получить эффективную операционную стратегию.

Критически важным шагом является разработка руководящих принципов на основе видения. Эти принципы должны включать результаты, предусмотренные видением бизнеса. Например, ориентация на бизнес, сегментирование, понимание масштабов затрат, интегрированные операционные стратегии.

Согласованная с бизнес-целями стратегия цепи поставок может являться основой для определения сфер ответственности и требования по сотрудничеству с партнерами, разработки оптимальной по затратам конфигурации цепи поставок, которая способна обеспечить доставку потребителю предназначенного для него предложения о ценности.

При разработке стратегии важным является согласование стратегии цепи поставок с рынком. Для этого необходимо понять, как функционирует рынок и как не его динамику влияет поведение потребителей; сформулировать предложения потребителям в соответствии с их запросами, тем самым предоставлять необходимую для них ценность. Это гарантирует необходимые уровни обслуживания потребителей и снижает вероятность как избыточного, так и недостаточного обслуживания. Достижение согласованности с рынком позволяет избежать одну из основных ловушек - одинаковое отношение ко всем потребителям, что возможно, если основное внимание уделяется снижению затрат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.