Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Памятники материальной культуры






Карнак (до реформации): первое (еще пока традиционное) изображение Аменхотепа IV, повергающего врагов на 3-м пилоне храма Амона.

Строительство храма Ра-Хорахте — первого фиванского сооружения этого царствования.

Карнак (реформация): Гемпаатон, Хутбенбен — два сооружения, составляющих комплекс храма Атона к востоку от святилища Амона.

Появление т. н. «амарнского» стиля, утрированный реализм форм.

Колоссы Эхнатона из Гемпаатона (скульптор Бак).

Аллея сфинксов с головами Аменхотепа и Нефертити в направлении от X пилона к храму Мут.

Строительство Храма Обелиска к югу от Мединет Абу.

Фрагменты архитектурных сооружений в Луксоре и Медамуде.

Ахетатон: сооружение храмов Гемпаатон и Хутбенбен, во многом повторяющих фиванские, быстрый темп строительства государственного и частного секторов новой столицы.

Шедевры скульптуры из мастерской скульптора Тутмоса: бюст Нефертити в синем парике, портретные изображения всех членов царской семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов.

Яркий, но недолгий период царствования фараона реформатора принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве — как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки.

Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н. э. постепенно приобретало оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями).

Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ).

Солнцепоклонничество длилось до окончания царствования Аменхотепа IV (1347, по другим хронологиям 1350, 1358 г. до н.э., когда фараон Эхнатон умер в возрасте около 33 лет), да и то во многих номах Египта культ солнечного диска был воспринят формально.

_________________________

Преемник Эхнатона, Сменхкара, переносит столицу обратно в Фивы, начинает восстанавливать Карнакскии храмовый комплекс Амона-Ра, пострадавший в годы солнцепоклонничества (оттуда брали камень для ахетатонского строительства).

При Тутанхамоне, преемнике Сменхкара, фараона Эхнатона и его атонизм предают " анафеме"; Изображения Эхнатона и Нефертити уничтожаются. Однако в искусстве традиции ахетатонского периода укрепились прочно. На более поздних рельефах, статуях и т.п. отчетливо прослеживается влияние амарнского искусства.

Искусству 2-й половины 14 в. до н. э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древнеегипетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Последний расцвет древнеегипетское искусство пережило при фараонах так называемой Саисской династии (7 в. до н. э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые произведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Каир).

После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее - искусства Древнего Рима. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237-57 до н. э.). Оригинальный сплав древнеегипетских и римских традиции представляют собой фаюмские портреты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.