Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Спрос и предложение






Конспект (дайджест) лекций по дисциплине

«Экономика»

 

 

Самара

2012 г.


МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Потребности, блага, полезность

1. Потребности, их экономическое содержание и классификация. Пирамида А. Маслоу. Закон повышения потребностей.

2. Ресурсы (факторы производства), характеристика и классификации.

 

1. Потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог А. Маслоу. Ее наглядная интерпретация – в виде «пирамиды Маслоу» – имеет пять уровней (см. рис. 2.1). Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем относительно меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.

Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры. Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.

 

2. В самом общем понимании ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство) – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.

Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Принято разделять факторы производства на три группы: земля как фактор производства является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага (земля, вода, полезные ископаемые и т.д.); капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг; труд – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Фактор «труд» включает в себя и предпринимательские способности, которые иногда рассматривают как отдельный фактор производства. Дело в том, что земля, труд и капитал сами по себе ничего создать не могут, пока они не объединены в определенной пропорции предпринимателем, организатором производства. Именно по этой причине деятельность предпринимателей, их способности (предприимчивость) часто рассматриваются в качестве самостоятельного фактора производства.

Помимо этих трех основных ресурсов на уровне общества часто принимаются во внимание такие факторы, как общая культура, различающаяся от общества к обществу; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Все более весомую роль в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития общества играет такой фактор, как информация. Информационные ресурсы – это ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания (производства) экономических благ.

Контрольные вопросы по теме 1:

1. Как вы понимаете термин " ограниченные ресурсы"?

2. Назовите два свойства продукта производства.

3. Дайте определение " предметам труда" и " средствам труда".

Литература:

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов вузов / В.З. Баликоев. – 10-е изд., испр. – Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – С.43-53.

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 75-79.

3. Липсиц И.В. Экономика: учеб. для студетов вузов/ И.В. Липсиц.- 3-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2007.- С. 27-34.

4. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / под. ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 19-33.

 

 

Тема 2. Спрос и предложение

1. Понятие спроса. Факторы, влияющие на спрос.

2. Понятие предложения. Факторы, влияющие на предложение.

3. Равновесие на рынке.

4. Эластичность спроса

5. Эластичность предложения

1. Спрос – это потребности потребителей, представленные на рынке и подкрепленные денежными средствами.

Р
Q
D
Рис.8.1. Кривая спроса  
Спрос(D) изображается в виде графика, показывающего количество продукта (Q), которое потребители готовы купить при каждой конкретной цене (Р).

 

 

Закон спроса: При прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему снижению спроса, и наоборот: снижение цены к повышению спроса. Данный закон объясняется тремя причинами:

1. Эффект дохода показывает как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цены на товар. При снижении цены доход покупателя растет, следовательно на него можно приобрести большее количество товара.

2. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами и объемом спроса потребителя. Снижение цены на продукт по отношению ко всем другим делает его более дешевым и вызывает стремление покупателя заменить ставшие дорогими продукты данным недорогим товаром.

3. Каждый покупатель получает меньшее удовлетворение (полезности) от потребления каждой дополнительной единицы одного и того же продукта. Поэтому он согласится приобрести большее количество товара только при снижении его цены.

Рассмотрим факторы, влияющие на спрос.

Основным фактором, влияющим на спрос, является цена (ценовой фактор). Изменение ценового фактора приводит к изменению величины спроса и графически отражается движением точки по кривой спроса.

Изменение неценовых факторов приводит к изменению в спросе и графически отражается движением кривой вправо-вверх (при увеличении спроса) или влево-вниз (при его снижении).

 

 

.
.
 
 
Р
Q
D
Р
Q
D
D1
.
Рис.8.2. Изменение спроса под действием ценовых (а) и неценовых (б) факторов  
а)
б)

 

 

Рассмотрим неценовые факторы и их влияние на спрос:

1) потребительские вкусы (благоприятное изменение в потребительских вкусах, вызванное рекламой, модными тенденциями, будет означать, что спрос возрастет при каждой цене, и наоборот: изменение вкусов потребителей, переключение их на другие товары снизит спрос);

2) число покупателей (рост числа потребителей приводит к повышению спроса, снижение – к сокращению спроса);

3) доход потребителей (для большинства товаров (среднего и высшего качества) повышение дохода приводит к росту спроса, снижение – к сокращению спроса на товар);

4) цены на сопряженные товары (выделяют товары-субституты (взаимозаменяемые товары, близкие по своим свойствам, удовлетворяющие одинаковые потребности) и товары-комплименты (взаимодополняемые товары, использование одного товара предполагает применение другого); при повышении цены на товар-субститут спрос на данный товар повысится, и наоборот: при снижении цены – понизится; при повышении цен на товар-комплимент спрос на данный товар снизится, и наоборот: при снижении цены – повысится);

5) ожидания потребителей (ожидания потребителей изменения цены на товар и собственных доходов в будущем способны изменить спрос в настоящем: предположения потребителей по поводу роста цены или доходов приводит к росту спроса, и наоборот).

 

2.

Р
Q
S
Рис.8.3.Кривая предложения  
Предложение – это шкала, показывающая различные количества продуктов(Q), которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже при каждой конкретной цене (Р).

 

Закон предложения: Существует прямая связь между ценой и количеством предлагаемой продукции: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цены сокращается предложение.

Рассмотрим факторы

 
предложения.

Р
Q
S
.
.
Q
P
S1
S2
а)
б)
Рис.8.4. Изменение предложения под действием ценовых (а) и неценовых (б) факторов  
Основным фактором, влияющим на предложение, является цена (ценовой фактор). Изменение ценового фактора приводит к изменению величины предложения и графически отражается движением точки по кривой предложения.

 

 

 

 

Изменение неценовых факторов приводит к изменению в предложении и графически отражается движением кривой вправо-вниз (при увеличении предложения) или влево-вверх (при его снижении). При изменении неценовых факторов предполагается, что цена остается неизменной.

К неценовым факторам предложения относят:

1) цены на ресурсы (их рост приводит к повышению издержек, сокращению прибыли при неизменных ценах, что порождает снижение предложения, и наоборот: снижение цен на ресурсы приводит к росту предложения);

2) технологии (открытие новых знаний, внедрение более совершенной техники и технологии означает сокращение издержек, что приводит к росту прибыли и увеличению предложения);

3) налоги и дотации (рост налоговых выплат предприятий приводит к сокращению предложения товара; дотации считаются «налогом наоборот»: когда государство дотирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки его производства и увеличивает предложение);

4) число продавцов (рост числа продавцов приводит к росту предложения, и наоборот);

5) ожидания производителей (ожидания изменения цены продукта в будущем влияет на предложение его в настоящем).

 

3. Равновесие на рынке возникает, когда предложение полностью совпадает со спросом, отсутствует дефицит или излишек товара на рынке. На рис. 8.5. это точка Е, ей соответствует равновесная цена Ре и равновесный объем продаж Qе.

P
Рис.8.5. Равновесие на рынке.
P1
D
Qs2
Qd1
Qe
Qs1
Q d2
Q
P1
Pe
P2
S
Е

 


Возьмем цену P1 выше равновесной. При ней объем предложения Qs1 превышает объем спроса Qd1и возникает излишек товара (Qs1 - Qd1). Желание производителей реализовать товар станет побудительным мотивом к снижению цены.

Возьмем цену Р2 ниже равновесной. При ней спрашиваться будет Q d2, предлагаться – Qs2. Появление дефицита товара (Q d2 – Qs2) приведет к возникновению конкуренции между покупателями (некоторые из них согласятся приобрести товар по более высокой цене), что обусловит повышение цены.

Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне Ре, при котором объемы спроса и предложения равны.

4. Эластичность спроса – это степень чуткости, чувствительности изменения спроса на изменение какого-либо фактора (цены, дохода, цен на другие товары)

Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.

Эластичность спроса по цене - это показатель, отражающий изменение количества спрашиваемого товара в соответствии с изменением цены.

ЕРD = %∆ Q/ ∆ %P, где (9.1)

%∆ Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,

∆ %P - процентное изменение цены.

В зависимости от эластичности выделяют следующие типы спроса:

Спрос является эластичным, если данное процентное изменение ценыведет к большему процентному изменению спроса (ЕРD > 1).

Спрос является неэластичным, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению в спросе (ЕРD < 1).

Единичная эластичность отражает ситуацию, при которой падение цены на 1% ведет к росту спроса на 1% (ЕРD =1).

Оценку эластичности спроса можно осуществлять по показателю общей выручки. Выручка (R) – это доход, получаемый фирмой от реализации продукции. R=P*Q. Спрос на товар эластичен, если уменьшение цены на товар приводит к увеличению выручки от его реализации; спрос неэластичен, если уменьшение цены порождает уменьшение выручки; в случае единичной эластичности изменение цены не влияет на величину выручки.

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость. Чем больше предлагается заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длинее период времени для принятия решений).

Эластичность спроса по доходу отражает изменение спроса на изменение дохода потребителя.

EiD=%∆ Q/ ∆ %I, где (9.2)

%∆ Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,

∆ %I – процентное изменение дохода.

EiD< 0, то товар является товаром низшей категории, с ростом доходов спрос на такие товары снижается,

0< EiD< 1, то товар является товаром первой необходимости,

EiD> 1, то это товар высшей категории (товар длительного пользования или предмет роскоши),

EiD для многих товаров повседневного спросаприблизительно равен 1.

Перекрестная эластичность отражает наличие взаимосвязи между двумя товарами X и Y.

Ex, y=%∆ QX/ ∆ %PY, где

%∆ QX процентное изменение спроса на товар Х,

∆ %PY – процентное изменение цены на товар Y.

Ex, y> 0, то X, Y являются взаимозаменяемыми,

Ex, y< 0, то X, Y являются взаимодополняемыми.

Ex, y=0, то товарыX, Y индифферентны (независимы).

 

5. Эластичность предложения – это показатель, отражающий изменение количества предлагаемого товара в соответствии с изменением цены.

ЕРS = %∆ Q/ ∆ %P, где (9.3)

%∆ Q - процентное изменение количества спрашиваемой продукции,

∆ %P - процентное изменение цены.

Выделяют эластичное предложение (Е > 1 ), неэластичное предложение (Е < 1) и единичную эластичность (Е = 1).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособится к данному изменению цены. Чем продолжительнее данное время, тем больше изменится объем производства и тем эластичнее предложение.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты выделяют 3 периода:

1. Кратчайший временной период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Здесь предложение будет абсолютно неэластичным (кривая S). Продавец реализует все, что привез на рынок, независимо от уровня цен.

2. Короткий период. В его пределах производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства и предложения товара на рынке может быть изменен за счет изменения интенсивности использования оборудования. Предложение поэтому оказывается более эластичным.

3. Долговременный период достаточно продолжителен, чтобы фирмы сумели принять все меры по приспособлению к меняющемуся спросу и цене. Отдельные фирмы за это время могут расширить ПМ, новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые выйти из нее). Такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, т.е. еще более эластичное предложение.

 

 

S
ES> 1
ES=1  
ES< 1  
Q
P
Рис.9.1. Эластичность предложения  

 


 

 

Контрольные вопросы по теме 2

1. Приведите конкретные примеры действия факторов ценовой эластичности спроса.

2. Перечислите виды эластичности спроса по цене.

3. Объясните, почему абсолютно неэластичное предложение имеет вид вертикальной прямой.

4. Приведите конкретные примеры действия эффектов дохода и замещения.

5. Назовите основные неценовые факторы спроса.

6. Определите, по каким причинам может произойти смещение кривой предложения влево-вверх. Что произойдет при этом с точкой равновесия при неизменной кривой спроса.

Литература:

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов вузов / В.З. Баликоев. – 10-е изд., испр. – Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – С.223-233.

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 203-215.

3. Липсиц И.В. Экономика: учеб. для студетов вузов/ И.В. Липсиц.- 3-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2007.- С. 54-96.

4. Основы экономики: учеб./ [Н.Н. Кожевников и др.]; под ред. Н.Н. Кожевникова. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.64-75.

5. Столяров В.И. Экономика: учебник для студентов высш. учеб. заведений/ В.И. Столяров. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С.141-162.

6. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / под. ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 94-104.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.