Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обыденно-практическое и идеолого-теоретическое сознание.






В общественном сознании можно выделить два уровня: обыденно-практическое сознание и научно-теоретическое.

Первое выступает как совокупность представлений, привычек, мнений, социальных настроений, которые формируются прежде всего условиями жизни индивидов и социальных групп. Они проявляются в обыденной, повседневной жизни людей, и последние не задумываются над тем, откуда берутся эти взгляды и что собой представляет общество, их породившее.

На ранних ступенях истории общества сознание людей было непосредственно вплетено в их материальную деятельность: в орудиях производства, в приемах их использования, в языке, а также в ритуальных танцах, песнях и т. д. закреплялись и передавались знания и навыки, накопленные в данном коллективе.

Развитие общественного производства привело к разделению общества на классы и к отделению умственного труда от физического. Это создало возможность для существования теоретического мышления, обособленного от повседневной практической деятельности людей.

С появлением работников умственного труда (жрецов, философов, политических деятелей) элементы общественного сознания обобщаются, систематизируются. Постепенно складываются и развиваются теории, характеризующие разные моменты жизни общества. Каждая теория так или иначе отражает и объясняет те или иные формы общественных отношений, будь то вопрос об управлении государством, или оценка поступков людей, или выяснение законов истории.

Освоение мира в теоретической форме представляет собой важный этап в развитии общественного сознания. Первоначально все теоретические представления концентрировались в философии. Но очень скоро различные области знания выделяются в более или менее самостоятельные науки, которые оформляются в две большие ветви теоретического знания: учение о природе и учение об обществе.

Появление классов и государства, а вместе с ними политики и права значительно видоизменило и усложнило общественную жизнь, что нашло свое отражение и в сфере сознания. Для характеристики особенностей последнего необходимо ввести понятия «идеология» и «общественная психология».

Идеологией называют систему теоретических взглядов (касающихся жизни общества), в которой выражены интересы больших социальных групп.

Общественной психологией называют совокупность обыденных представлений различных социальных групп об обществе, а также социальные чувства и настроения, складывающиеся на основе практики повседневной жизни.

Таким образом, рассматривая общественное сознание, мы в каждом из его уровней, то есть и в теоретическом и в обыденно-практическом, выделяем ту часть, которая относится к социальной жизни людей, обозначая ее соответственно как идеология и общественная психология. Разумеется, в реальной исторической действительности идеология и общественная психология не отделены друг от друга непереходимой границей. Напротив, в живом, функционирующем организме общества они тесно сплетаются и постоянно влияют друг на друга. Например, стихийный протест угнетенных масс служит основой, на которой возникают социалистические теории, а эти последние, проникая в сознание трудящихся, в свою очередь, содействуют изменению прежде сложившихся взглядов, оценок, норм поведения.

Общественное сознание играет большую роль в жизни общества, выполняя ряд функций, среди которых отметим лишь основные, наиболее существенные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.