Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Софония, наум, аввакум, Иеремия, Варух, и историко-политическая ситуация в иудее и на Древнем Востоке в это время






Конец царствования царя Иезекии. В книге Царств дается оценка. роль царя в становлении священной истории, в исполнении царем его исторической миссии. Иезекия это благочестивый царь реформатор. Узко-политическое значение 7й главы Исайи связано с иезекией. Он благочестивый царь, слушается пророков, пророка Исайю. Проводит реформы, ему уделяется много места в описании 2й книги царств, в исторических главах книги Исайи. Его царствование и служение великого пророка исайи в это время находят свое отражение в дальнейших событиях истории, накладывают отпечаток на сознание народа. С одной стороны пророчества исайи возвещают грядущее. В царствование Иезекии совершилост 2 важных события которые можно рассматривать в перспективе грядущего спасения – 2 осады Иерусалима 681 и 689 г. осада со стороны ассирийского войска. Войско было вынуждено уйти неожиданным образом. Рассматривается чудесное вмешательство Божие, Его защита Иерусалима. В последствии оно будет неправильно оценено, иудеи будут считать что Иерусалим защищен от любого неприятеля. Такая оценка окажется ложной и губительной. Исайя заявлял что только вера в Бога является условием гарантии свободы. В то время такая оценка была истинной.

Окончание эпохи Иезекии становится окончанием и его религиозных реформ и период следующих после него царей – Манасия 687-642 г. и его сына Амона 642-640 – время правления нечестивых царей, они обвиняюются во всех смертных грехах.

4 Царств 21: 1-9

Оценка как величайших нечестивцев

2я Паралипоменон 33: 10-12

Манассия один из вассальных царей, котрые приносят дань ассирийскому царю.

По иудейскому преданию пророк Исайя был мученически умерщвлен в правление царя Манассии. Эпоха правления этих царей не доносит до нас имени ни одного пророка. Их не было.

На древнем востоке в это время – продолжение экспансии ассирийской державы. Она играет ведущую роль вплоть до половины 7 в., наследует Асархадон 680-669

В 671 г Ассирии удалось завоевать и подчинить Нижний Египет. Обелиск царю Сахардону – дань царей запада. Весь ближний восток в полной зависимости от ассирии. Далее Асархадону наследует Ашурбанапал 669-630 г.г. правления. Во время этого царя ассирийская держва от кипра на востоке до элама, на севере от Армении на юг до Эфиопии. Политика ассирии в отношении покоренных народов предельно жестока. Цари хвастают своими победами и своим отношеним к покоренным народам – пирамиду из голов воздвиг и пр.

Книга Наум 3: 1 Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство.

Стих 19 Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?

Продолжение экспансионисткой политики ассирии, до половины 7 го столетия ведущее место

Ниневия – столица ассирии.

 

После Ашурбаниапала ослабление ассирии, меняется общая осбстановка на древнем востоке. Отделение Вавилона отАсирии в 626 году возникает ново-вавилонское царство. 1м царем был Набупаласар, котрый правил до 605 г. это нововавилонское царство начинаает играть важную роль на востоке.

Оно объединяется против ассирии с медийским царством. И в 612 г объединенная группировка халдеев и мидян разрушает столицу Ассирии Ниневию.

Халдеи – название семитского народа. Выходят на историческую арену в связи с нововавилонским царством. Первоначально народ располагался на юге р. Тигр. Набупаласар из халдеев.

4 царств 21 гл с 10 по 15

И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал:

за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в грех идолами своими,

за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того;

и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут ее;

и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим,

за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня.

– оценка правления Манассии и Амона причина суда. То что было с Самарией будет и с израилем Провозглашается неизбежность суда над Иерусалимом. Тот грех который допустили эти нечестивые цари превзошел предел, за которым суд и наказание Господне.

 

Манассия произносит вассальную клятву ассирийскому царю.

 

В этом кратком тексте констатация трех реальностей. Речь идет о трех сосоловиях общества ветхозаветно израиля, с которыми связано откровение, они имеют непосредственное общение с богом – священники, пророки, мудрецы. Откровения в 3х видах – откровение закона, откровение слова и откровение мудрости.

Три раздела священной письменности – Тора, Пророки и писания – по сословиям/

Закон данный моисею – закон мироздания, на основании которого Бог творит мир. Носителем закона предстает ветхозаветный израиль, которому он вручается для хранения и исполнения. Человек ответственен за само мироздание – ветхозаветный израиль выполняет эту миссию.

Слово – творческая божественная энергия, которая созидает историю.

 

Общий обзор истории иудеии в 7м веке – связан с материалом 4 книги царств. В неком общем контексте истории древнего востока. Прежде всего в отношении ассирийского царства. В 722 пала Самария и прекратило свое существование северное царство. В 622 году пала Ниневия и на сцеену мировой истории приходит ново-вавилонское царство. Период правления Манассии и Амона – 2 нечестивых царя. Были оставлены все религиозные достижения царя Езекии, того царя при котром было служение пророка Исайи. Время забвения пророческого служения, возвращения к языческим верованиям. Анонимное пророчество: грех который был солврешен во время этого царст неизбежное основание для грядущего суда над Иудеей.

 

Новая эпоха в истории Южного царства – после Манассии

Правил Иосия 640-609 гг в оценке св. писания – это благочестивый царь реформатор, продолжатель реформы Иезекиля. Религиозная реформа продолжилась. Иосия был поставлен в малолетнем возрасте, но в 18 го его царствования происходит важное событие – 622 г-621 г начинается религиозная реформа.

; Царств 22-23 главы

Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иедида, дочь Адаии, из Боцкафы.

И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.

В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав:

пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога,

и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома,

плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома;

впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно.

И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее.

И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню.

И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем.

Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.

И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:

пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам.

И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, — жила же она в Иерусалиме, во второй части, — и говорили с нею.

И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне:

так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, — все слова книги, которую читал царь Иудейский.

За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет.

А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал:

так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.

За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.

 

 

И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима.

И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.

Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет.

И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.

И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, — и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;

и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное;

и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты;

и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, — ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот.

Впрочем жрецы высот не приносили жертв на жертвеннике Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими.

И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху;

и отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем.

И жертвенники на кровле горницы Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые сделал Манассия на обоих дворах дома Господня, разрушил царь, и низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон.

И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь;

и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими.

Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех, — также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах, и сжег дубраву.

И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии.

и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским.

И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.

Также и все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские, прогневляя Господа, разрушил Иосия, и сделал с ними то же, что сделал в Вефиле;

и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них, — и возвратился в Иерусалим.

И повелел царь всему народу, сказав: «совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета», —

потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;

а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме.

И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем.

Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему.

Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия.

И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там».

Прочее об Иосии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.

Во дни его пошел фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его.

И рабы его повезли его мертвого из Мегиддона, и привезли его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ земли Иоахаза, сына Иосиина, и помазали его и воцарили его вместо отца его.

Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его.

И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, — и наложил пени на землю сто талантов серебра и талантов золота.

И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер.

И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао.

Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы.

И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его.

 

Для начала реформы он искореняет идоложертвенное служение, походы на север, разрушение жертвенников. Главное направление реформы =- единство иудейского святилища. Именно в тексте Второзак. Есть в качестве основного религиозного требования – требование о едином религиозном святилище. Иосия искореняет всякое поклонение, которое осуществлялось помимо Иерусалима. 640-629 – время ослабления ассирии и конец ассирийского царства. Это время воспринимается оптимистично, т..к. асссрия всем враг, но на место асирии встала ново-вавилонская держава.

Иосия предпринимает ряд походов на север, воспринимает себя как наследник Давида об обетовании израильской земли, походы имеют целью восстановить царство. Эта уверенность сыграла неблагодарную роль в событиях 609 г.

612 год – конец ассирийской державы. Начинается раздел ее территории. Прежде всего на нее претендует ново-вавилонское царство. Север занимает ливийское царство, а на территории Ближнего востока начинает претендовать Египет. Эта передняя Азия куда входит палестина исторически принадлежала Египту.

В 609 г египетское войско предпринимает поход на север.войско должно было пройти через территорию иудеи. Описание этого похода 23 глава см. выше. Иосия пытается помешать египетскому войску. В битве при Мегидо он был смертельно ранен. Это означало следующее. Во-первых, иудеи оказываются в вассальном положении по отношении к Египту.

Сражение при Кархемише – между египетским войском и ново-вавилонского царства. Сыном Навуходоносора.

Что означало это для иудеи – 597 г. в результате политики иокима который перестал платить дань вавилону. В результате похода иерусалим был взять. 10 тыс. знатных из иерусалима были переселены в вавилон. Новый царь – Седекия (Матфания) – последний царь Иудеи. Изначально положение вассального правителя.

Дальнйшая история печальна. Седекия оказывается слабым правителем/, поворачивает в сторону Египта, снова осада иерусалима, взятие его, разрушение иерусалимского храма и общий плен

4 царст 24гл с 18 стиха

В конечном итоге это то событие которое становится символом осмысления израилем соей прежней истории, своих отношений с Богом Завета. Это осмысление и является важнейшим ядром для выстраивания новых отнощений с Богом, прозрения религиозных истин, которые находят свое выражение в книгах пророков.

Пророки 2-го периода с царствования Иосии до событий 586 г. – Софония, Наум, Аввакум и Иеремия.

Пророков этого времени рассматриваем на примере Иеремии.

И на примере Иезекииля (когда был уведен в плен народ- первое пленение).

 

Книга пророка Иеремии

Иеремия – пророк Южного царства.

Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,

к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его,

и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.

 

Надписание говорит нам о пророке, его происхождении, времени пророчесва, окончании служения.

Имя Иеремия – означает скорее всего следующее – Господь устрояет онование, возвышает. Социальное происхождение из священников.

Призвание 627 г – 13й год царствования Иосии. Призывается в молодом возрасте.

О нем сохранилось много сведения. Главы 26-29, 34-45 – автобиографические главы. Сама книга очень личностная. У него был помощник, котоого можно рассматривать как писца – пророк Варух.

Продолжалось его служения до трагедии 586 г, был уведен в египет переселенцами. Там его след теряется. Есть иудейское предание что иеремия сокрыл сокровище храма ковчег на горе Нево. И должен перед пришествием Месии их показать

2 Мак. 2 глава

Иеремия как предтеча Машиах – Матфей 16: 13-14

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

Авторитет его был высоким. Сохранилось предание о том, что

 

52 главы – особенность построения – онтология – собрание различных речений.

Разделить на следующие части:

1) Пролог 1 гл 1-19 – надписание 1-3 стихи, призвание пророка 4-10. Видения 11-19.

2) Пророчество об Иудее и Иерусалиме. 2 гл 1 стихх – 25 гл 13 стих

3) Биография Иеремия 26-29 главы, 34-45

4) Книга утешения главы 30-33

5) Пророчество о народах 25 гл 13 б по 38 стих, 46-51 гл

6) Историческое дополнение или прибавление – 52 гл

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.